ЗАСТАВКА СТУДИЯ Здравствуйте! В эфире «Национальный характер». Сегодня название нашей передачи, как обычно, будем употреблять во множественном числе. Расскажем о характерах казаков, которые не только шашками махать умеют. О характере и особенностях национального лозоплетения и послушаем национальные песни, в исполнении будущих звёзд, как минимум самодеятельности. А тех кого прельстили не музы, а то где они замолкают, покажем прямо сейчас. СЮЖЕТ ((СХ 00:06 Комм. (Кононов) Живьё Здорово дневали братья? Слава Богу!)) Вот так серьёзно по взрослому, о вещах военных, славных уже почти десять лет говорят во втором училище, где молодёжный казачий центр «Ермак» благополучно сосуществует с учебными группами. Где отроки не только не бегут от военной формы, но и добиваются права её надеть. ((СХ 00:15 Комментарий: (Кононов) 080521 Синхронируемый: Надежда Георгиевна Евграфова Должность: заместитель директора училища № 2. В эту организацию входят лучшие ребята в настоящее время их 20 человек, но желающих намного больше то есть это ребята которые являются образцом в плане дисциплины, в плане проведения любых мероприятий, им можно поручить любое задание они принимают активное участие в общественной жизни училища и в городских мероприятиях)) В казачий центр приходят все, кто ХОЧЕТ носить звание молодого казака. И если в течении испытательного срока ХОЧЕТ не исчезает и появляется ДОСТОИН, тогда в соответствующей обстановке с целованием знамени и шашки даётся торжественное обещание. И ты уже не просто учащейся, а молодой казак. Причём быть потомком вольных наездников ПО КРОВИ - не обязательно. ((СХ 00:09 Комментарий: (Кононов) 084355 Синхронируемый: Геннадий Алексеевич Туленцев Должность: атаман омского отдела сибирского казачьего войска союза казаков России. По своему духу всегда был веротерпимый и в казачестве состояли не только русские, но и другие национальности, поэтому слово «казак» пишется с лева на право, и с права на лево одинаково, чтобы было понятно всем)) О Ермаке и его потомках - славные были, о том, во что одевались наши деды, как вели себя в бою и дни мирные. Бывают и гости на уроках, из числа старейшин, те, чьи рассказы о жизни не менее интересны чем записанные в книгах. Василий Иванович Максименко пример того, что доблесть казака не только шашкой махать. Причём пример близкий, так как сам вырос здесь же по соседству в Порт-Артуре, где до войны каждый третий был из казаков. Хотя тогда об этом вслух говорить боялись. ((СХ 00:29 Комментарий: (полуторка) 111426 Синхронируемый: Василий Иванович Максименко. Допустим рядом сидит кто Иванов или Петров, мы знаем, что он из казаков, но вслух мы это никогда не произносили, потому что родители наказывали, и писали, что из крестьян или из рабочих)) В родной школе Василий Иванович сейчас почётный гость. А в довоенные годы – круглый отличник. В военные – помощник раненым в госпитале, который разместился прямо в этих школьных коридорах и классах. Тогда и проявился казачий характер – служить отечеству. Но вышло всё не так как задумывал четырнадцатилетний пацан, в Челябинске, снятый с эшелона идущего на Западный фронт. ((СХ 01:42 Комментарий: (Кононов) 074432 Синхронируемый: Василий Иванович Максименко. Мы пацаны того времени стремились на фронт и я трижды убегал на фронт, а потом мой брат старший вернулся раненый, и мы с ним пошли вот сюда, здесь было медицинская школа имени Щорса, проведать его товарища, и ему он видать сказал, что Вася тоже стремится на фронт, так он говорит ты заканчивай шесть классов и к нам в училище дадут звание лейтенанта и на фронт. Правда? Правда! И вновь взялся за учёбу а когда пришёл дежурный офицер сказал, что надо идти в железнодорожное медицинское училище – я туда, а тут война закончилась так мне и не повезло на фронт попасть – но стал медиком)) Вот так стремление в службе военной привело Василия Ивановича в медицинский институт. Сначала студент, затем аспирант, позже доцент кафедры глазных болезней. Автор собственного метода лечения многих патологий считал, и считает Омскую офтальмологическую больницу одной из лучших в России. Её коллектив самым профессиональным. Шутит, а врачу какого ещё мединститута могли доверить в шестьдесят пятом году командировку на остров свободы помогать кубинским товарищам строить светлое будущее. Так кубанский казак стал кубинским. Довелось выпить рома с самим Кастро, на приёме. ((СХ 00:31 Комментарий: (Кононов) 072441 Синхронируемый: Василий Иванович Максименко. Фидель как из под земли вырос и оказался рядом со мной и моей женой, а вот Мигадо министр здравоохранения и говорит это тот самый доктор Василий который внедрил профилактический осмотр в Билиардо Дель Рио, Фидель подал мне руку и говорит спасибо Вам и я бы хотел, чтобы в других местах так наладили работу)) Но спустя какое – то время пришлось Василию Ивановичу не на Кубу ехать, а повторить путь своих предков казаков. В Персию. Только не с шашкой, а со скальпелем. Оперировал и вёл приёмы в тегеранском госпитале советского красного полумесяца. Куда, специально приезжали пациенты из Индии, Пакистана, Афганистана. Приходилось Василию Ивановичу лечить и принцессу. Из Кувейта. Царственные особы тоже болеют. ((СХ 01:16 Комментарий: (Кононов) 073218 Синхронируемый: Василий Иванович Максименко. Из Саудовской Аравии вот эти шейхи привозили своих жён, штуками, по 5-8-10 вот как в белом солнце в пустыни они сидели в чадрах у меня на приёме, вот садится лицо всё закрыто, один глаз мне покажет и всё, а с ней муж её, я говорю я же не могу так осмотреть, и вот он на неё гыркнет тогда она откроет глаза покажет)) В семьдесят третьем году из монархического капитализма снова в развитой социализм на Родину. Больница, преподавание, занятия наукой. До сих пор Василий Иванович практикующий врач, состоит в совете старейшин, ходит на уроки к молодым, рассказывает и всей своей жизнью доказывает, – служить отечеству - свойство казачьего рода. Молодым казакам – пример и наука. Теперь для них форма что – то само собой разумеющееся. ((СХ 01:07 Комментарий: (Кононов) 081700, 083930, 081920, 083723 Синхронируемый: Максим Ханьжин, Павел Матва, Иван Пипченко, Сергей смолин Пройдите посмотрите все смотрят удивляются. – ни у кого насмешек не вызывает? – Нет – серьёзно о себе заявили? – конечно – казаками себя считаете? – а то! Конечно. Прошли посвящение всё как надо, хорошо + ну конечно это строевая подготовка, факультативы, школа молодого казака, ну и всякие мероприятия тута проходят + вот эти занятии они же дополнительные, а после последнего урока домой хочется бежать, а тем не менее Вы идёте сюда – мы сюда идём с охотой нас сюда никто не волок, мы пришли по своему желанию сюда с большим удовольствием, узнать побольше + есть такие девушки которые тоже любят парней в форме они считают, что форма это честь и мужество)) Здесь во втором училище молодёжный центр. Ещё одна казачья группа в сороковом ПТУ. Планируют образовать подобную в речном училище. Как говорят атаманы сибирского казачьего войска создание подобных организаций не в коем случае не попытка заполнить вакуум после развала пионерии и комсомолии, где патриотическое воспитание, порой, сводилось к проставлению галочек. ((СХ 00:35 Комментарий: (Кононов) 084256 Синхронируемый: Геннадий Алексеевич Туленцев Должность: атаман омского отдела сибирского казачьего войска союза казаков России. Без молодёжи без его достойного воспитания как защитников отечества, как настоящего мужчину, главу семьи, без молодёжи невозможно и будущее, поэтому мы не какую – то организацию создаём мы воспитываем своих тех кто будет жить после нас, кому мы могли бы передать свой опыт свои знания, всё то, что могло бы пригодиться нашей молодёжи)) за все годы существования центра из его выпускников не было ни одного отказника от армии, до сих пор, во второе училище приходят хвалебные письма из воинских частей от командиров – не это ли лучшая награда казаку. СТУДИЯ история казачества, яркий пример влияния ПОЛИТИКИ на национальный вопрос. Что касается нашей следующей темы, то здесь ЭКОНОМИКА оказала разрушающее воздействие на самобытность. Не какой – то определённой нации, а практически всех. Народные ремёсла, промыслы – оказались практически вытолкнуты на обочину бытования. Выжиты современными материалами, технологиями, машинами. Раз экономика так не терпима к патриархальным Отраслям, тогда дело ПОЛИТИКОВ, ВЛАСТИ, ЛЮДЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ сделать всё, чтобы не было окончательно забыто то, без чего не мыслимо целостное восприятие нации. Пример такой совместной бюджетно – общественной поддержки в нашем областном центре народного творчества. СЮЖЕТ В сибирском культурном центре сразу несколько секций народных ремёсел. Самая общественная из общественных – плетения лозы. Виктор Тимофеевич Андронов руководит на общественных началах, и все кто приходит к нему поучиться, никакими обязательствами не обременяются. Вступительный взнос – желание, членские взносы – терпение. Это такое ремесло, вкус к которому приходит не сразу. На первые занятия приходят много желающих – остаются единицы. Хотя ремесло, любое, подразумевает материальное вознаграждение за труд. ((СХ 00:39 Комментарий: 181614 (0122) Синхронируемый: Виктор Тимофеевич Андронов. Я сначала не думал как подзаработать мне большое удовольствие доставляло работать с лозой, чувствовать этот материал в руках. Заготавливать. Ну а со временем полюбил деньгу. - Теперь как ремесло? - Да нет я очень много дарю. Какой ни будь праздник, а много не разбежишься, чтобы купить, удивить. Ну сделаешь там корзиночку маленькую, можно сделать, положил 2-3 конфетки, пришёл, вот вроде как оригинально, но насколько фантазии хватает)) Но бывали случаи, когда увлечение Виктора Тимофеевича с полным основанием можно было назвать ремеслом. Причём свободно конвертируемым. Как-то в сибирский культурный центр заглянули заморские гости. ((СХ 00:24 Комментарий: 182148 (0122) Синхронируемый: Виктор Тимофеевич Андронов. Потом смотрю выходит эта делегация с моими корзинами. Выходят это были американцы они купили по доллару, что ли каждый по одной. Потом из Германии была делегация тоже покупали, но и часто уезжают знакомые в Германию – тоже покупают, говорят, ценится наше ремесло)) Для человека западного, сытого и встроенного в технологичный быт - образцы народных промыслов – экзотика. В России это ещё не такая редкость. И то, что на первый взгляд кажется признаком промышленной отсталости, при ближайшем рассмотрении оказывается тем, что высвечивает нас на сером фоне глобализации. ((СХ 00:41 Комментарий: 190429 (0159) Синхронируемый: Виктория Юрьевна Багринцева Должность: руководитель Сибирского культурного центра. Сохраняют национальный колорит то есть мы ощущаем себя русскими, украинцами, белорусами, что сегодня очень важно в нашей жизни, чтобы мы не скатились к той массовой культуре которую нам всё время навязывают и наверное они учат наших детей ценить, то, что производится, потому, что вот Вы видите эти лукошки замечательные которые Виктор Тимофеевич плетёт и как сувениры они могут быть и как подарок ребёнку и вполне имеют утилитарное значение мы не можем это отрицать. Пойти там за ягодами, за грибами с этим лукошком гораздо интересней чем с каким – то ведром)) Для многих народные ремёсла равнозначны увлечению. Возможно в индустриальном обществе промыслы и не могут стать полноценной отраслью. Но существуя как хобби, они вполне могут выживать и развиваться. Те кто задержался в секции плетения, уже почувствовали вкус. ((СХ 00:58 Комментарий: 185300 (0159) Синхронируемый: Николай Петрович Диканов Ой это затягивает, меня лично затягивает. Я если начну изделие какое – то я не могу остановиться пока не закончу. - говорят нервы успокаивает, а Вы, наоборот, азарт у Вас возникает. - Вы знаете вот когда плетёшь, тут разные хвостики, туда – сюда, оно как махровое получается, а когда уже начинаешь обрезать его – оно приобретает свои очертания. Вот тут сделал племяннице канцелярский прибор, вот сочинил, неделю целую возился)) ((СХ 01:19 Комментарий: 184912 (0159) Синхронируемый: Елена Михайловна Мелашенко … вроде смотришь на первый взгляд всё быстро, вроде как чего тут делать? Тяп – ляп – а оно нет. Бывает возьмешься и даже с настроением, а лоза не идёт, то ломается, то ещё что – ни будь. Всё! Может день не тот, может что – то не то. И откладывается на другой день до лучших времён. - И тогда лоза гнётся? - другой день бывает всё хорошо, без проблем и лоза гнётся и дело спорится. Но вообще мы здесь приходим и настроение повышается и общение и где – то, что – то начинаем делать вместе. А уже мысль каждый берёт своё и друг у друга потихонечку учимся – может быть в будущем пригодится, может будем супер мастерами, ну а пока это чисто для себя)) Сибирский культурный центр через общественные организации приглашал на секции народных ремёсел инвалидов. Именно людям с ограниченными возможностями работа, не терпящая суеты, может стать подспорьем, не столько материальным, сколько средством самовыражения, то есть психологической адаптации. И сами работы если станут не только сувенирами, но и предметами быта, будут напоминать нам каждый день о том, что помимо безликой промышленности есть ещё промысел, народный, со свойственными именно этому народу чертами. ((СХ 01:09 Комментарий: 190928 (0159) Синхронируемый: Виктория Юрьевна Багринцева Должность: руководитель Сибирского культурного центра. Сегодня снова возвращается в быт дерево и вполне современно смотрятся эти туеса на нашей современной кухне, сегодня возвращаются в быт лоскутные покрывала, плетёная мебель. Пусть на даче, но это тоже важно такой момент самосознания и дети наши должны видеть не только среду китайскую и турецкую иначе они вырастут Иванами родства не помнящими и это значит, что эти люди не способны и не хотят больше жить в своей стране и творить в своей стране, будут рваться куда – то далеко – это мы говорим о каких – то важных событиях, но мне кажется то, что здесь происходит на маленькой территории, может быть в маленьком таком масштабе – это очень важно в масштабах всей страны. Поэтому мы стремимся, чтобы на территории каждого района Омской области был какой – то небольшой центр русской традиционной культуры)) ОТБИВКА СТУДИЯ А есть у нас в Омске учреждение где под одной крышей можно увидеть всё МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ соцветие культур, - областной Дом Дружбы , где проводится фестиваль " Единение". Фестиваль , который показывает уникальность и самобытность уклада жизни , традиций , исторического культурного наследия различных народов населяющих наш регион. Ежегодно программа фестиваля расширяется и представляет все новые и новые грани народного творчества . Последнее событие фестиваля первый областной детский вокальный конкурс татарской песни - "Новая звезда". А как они ЗВЁЗДЫ зажигаются - смотрите в сюжете Ольги Кузьменко. А я с Вами прощаюсь до новой встречи. Через две недели снова поговорим о национальном характере. СЮЖЕТ Вставка по видио - песня ,подводка. Национальное культурное наследие , каждого народа легко понять ,когда услышишь и почувствуешь его национальные старинные народные песни , где сочитание языковых наречий и музыкального ритма дают уникальную самобытность культуры нации. Текст . Семья Ахметовых - современная городская семья и по татарским обычаям считается небольшой - бабушка, мама и сын , но как в любой дружной и любящей семье здесь есть свои домашние традиции . Все Ахметовы , любят петь старинные народные татарские песни . ((Да и бабушка вот у нас пела , моя бабушка , его бабушка , из поколения в поколение , да вот у мамы 7 сестер , ну не все ,но многие поют)) Но , пожалуй , самый большой певческий дар унаследовал Ахметов младший - Рамис , с раннего дества , с четырех лет , подражая взрослым , еще не окрепшим голосом малыш выводил замысловатые старинные татарские напевы. ((Он уже артист у нас , в родне везде кругом у нас он артист, где вот на каком застолье без него не бывает никогда , обязателно Рамис , обязательно гитара, обязательно спеть надо ему, все в восторге. )) Песня 55.43. В мусульманской семье мужчина всегда занимает особое главенствующее место, и хотя Рамис пока самый младший член семьи , однако он в ней единственный мужчина и поэтому к своим делам и обязанностям относится серьезно по взрослому. ((У меня еть чувство ответственности за свою семью. я стараюсь помогать и маме и бабушке , что бы у них было какое-то крепкое плечо , на которое можно было опереться)) Но 14 -ти летнему мальчику пока еще и самому еще, ой как нужна поддержка , ведь путь он в жизни выбрал не простой . Рамис учится в 2-х школах в общеобразовательной и музыкальной , причем везде на отлично ,занимается в фолклорном татаро-башкирском ансамбле "Умырзая", принимает активное частие во всех общественных делах , одним словом , школьный заводила .К тому же концертная дятельность , которой юный певец уже посвятил без малого 10 лет, требует большых эмоциональных и физических затрат .Домашние , конечно , переживают вместе с Рамисом и все его удачи и неприятности, но считают, что удач в их семье намного больше, так как , по мусульманским обычаям,помогает Ахметовым семейная реликвия - старинная молитва на арабском языке. ((Вопр Когда Рамис готовится к каким-то выступлениям обращаетесь к этой молитве. Отв. Да обязательно , у него у самого есть , вот как томар называтся по нашему , да и молитва это еще моя прабабушка писала , он постоянно на концертах везде с этой молитвой она у него обязательно - томар . это как крестик для русских , а для татар - это томар)) Песня о маме 08.17. Подготовка к концертным и конкурсным высуплениям требует не только мобилизации всех твоческих сил и семейной поддержки , но и большой профессиональной подготовки, так как в конкурсных программах нужно уметь выдержать большое эмоциональное напряжение .Уже 6 лет Рамис Ахметов занимается в народном фолклорном татаробашкирском ансамбле "Умыр Зая" , начиная с участия в детской группе "Омет" ,юный певец вошел уже и в постоянный состав взрослой группы , однако имея неплохую профессиональную подготовку выступлений на сцене молодой исполнитель не всегда добивался настоящего успеха. ((Он 3 года тому назад в Таре , когда занял 3-е место , этот ребенок очень огорчился , потом в семью ушел , сколько приходится воспитывать таких детей. И родители огорчились, но молодцы нашли в себе силы и снова пришли снова мы занимаемся .Я им говорила и говорю , ходите , первое место , когда нибудь будет ваше. Если вы дествительно любите и у вас есть талант , и вы займете это место , будет этот день)) За длинной чередой обычных репетиций и занятий ,подошел день , которого Рамис так долго ждал -открытие детского областного песенного конкурса. Вставка по видио. "Яна Йлдыз" - новая звезда ,так называется областной песенный праздник , детский праздник , который проводится впервые по инициативе татарской региональной кульурно-национальной автономии Омской области. Конурс проходит в 2 этапа и сегодня на сцене выступят ребятишки , которые прошли в финал , и которые мечтают стать дипломантами .песня ансамбля. В финале конкурса оказалось 40 конкурсантов из города Омска , Усть-Ишимского , Знаменского и Тевризского районов.Самой младшей участнице исполнилось только 5лет, а самому старшему исполнителю 16. В основном юные сельские исплнители приехали из мест компактного проживания татар , где и язык и национальные культурные традиции меньше ассимелируются , сохраняя свою первозданность. ((Я всегда говорю, что самые лучшие детишки - это у нас в Усть-Ишиме, потому , что они талантливые , ничем еще не испорченные . даже цивилизацией . поэтому они естественные на сцене , а естественность - это самое главное и для детей и для взрослых)) Алсу Кабурова - самая младшая участница конкурса , приехала из деревни Большая Тебенда Усть -ишимского района , и не смотря на столь юный возраст - 5 лет сумела покорить и зрителей и строгое жюри своим детским очарованием и непосредственностью исполнительской манеры татарских песен. Песня Алсу. ((Я нашел ее в детском садике в нашем селе , музыкальные занятия провожу я у них, и вот как раз увидел , что хорошо поет , голосистая, музыкальная, и решили вот сперва в районе выступили, потом сюда нас .Вопр. Не испугались , что совсем юный возраст у солистки. Отв. Она умница , смелая, решительная . Очень хорошо выступила молодец.Вопр. Хочешь стать певицей Отв. Хочу)) Борьба за призовые места развернулась не шуточная , юные артисты старались блеснуть своими талантами не только в исполнительском искусстве, но и показать яркие национальные народные костюмы, к тому же на конкурсе оченивалась и чистота владения татарским языком. Но главная борьба за первое место развернулась между двумя юными солистами Омского городского ансамбля УмырЗая - Зауром Астафуровым и Рамисом Ахметовым . ((Я уже В Таре выступал и в Омске много раз , много раз занимал призовые места , сейчас бы тоже хотелось занять призовое место .Вопр. А главным победителем быть не хочеш . Отв. Тоже хотелось бы . Вопр .Почему с гитарой выступаешь, гитара не татарский инструмент. Отв. У меня как- то с раннего детства душа лежит к гитаре и вот решил ввести что-то новое в татарскую песню. еще никто не выступал под гитру на татарском языке , вот я решил))Песня Рамиса с гитарой Немало подарков , теплых слов поздралений и пожеланий порлучили в свой адрес участники и призеры конкурса , но первое место в областном детском вокальном конкурсе " Яна Йоилдыз" жюри единогласно присудило Рамису Ахметову , а значит на омском музыкальном небосклоне появилась новая звезда . ((Конечно, отрадно , вот Рамис Ахметов занял первое место, я очень рада , я даже прослезилась.23.28.01 Для них счастливый день и для матери и для Рамиса. Он очень радостный он домой не ушел . он наверное улетел домой. А остальным детям я говорю , что в конкурсе 3 места , из 70 из 100 человек только 3 места , не можем же мы все занять призовые места , вожно , что дети знают , что это полезно , что нужное дело вот показать свою культуру)) Победа Рамиса Ахметова на областном конкурсе - это не только большая радость для него и его семьи . Это еще и прекрасный подарок к 15 -ти летнему юбилею народного фольклорного татаробашкирского ансамбля "Умыр Зая", который и воспитал этого талантливого мальчика , научив его понимать и ценить национальное культурное наследие своге народа .Где каждый человек , как малый листок одной большой семьи кроны дерева, у которого обязательно должны быть свои корни , свои истоки. ЗАСТАВКА Главная Напишите мне |