ЗАСТАВКА СТУДИЯ Здравствуйте! Не часто такое бывает, но в этом году пасхальные дни совпали у католиков, лютеран, прочих протестантов, православных, иудеев. Программа «Национальный характер» не может не отметить столь символичное совпадение. И сегодня мы поговорим о национальных особенностях празднования пасхи. Ведь одно и то же событие, пусть и вселенского, общечеловеческого масштаба – каждый народ осмысливает по своему. И привносит в празднование свои неповторимые краски, интонации. СЮЖЕТ((СХ 00:17 Комм. 071316 Live Хоровод с поцелуями)) В сибирском культурном центре реконструируют те традиции, что, к сожалению, уже почти забыты. В том числе и обычаи сопровождавшие пасхальные праздники. А ведь именно после светлого воскресения на Руси начиналось время многих дел и часы потехи. ((СХ 01:16 Комментарий: 071737 (0043) Синхронируемый: Виктория Юрьевна Багринцева Должность: руководитель Сибирского культурного центра. Вообще молодёжь очень ждала пасху, потому, что с понедельника начиналось время гуляний, игр, качели – карусели устраивались, можно было уже в хороводах целоваться, чего нельзя было делать во время поста 071755 многие хороводы выполняли функцию выбора пары и недаром существовали просто девичьи хороводы, назывались смотрины невест – это только девушки участвовали в хороводе, демонстрировали свои лучшие наряды, осанку, умение держаться, достоинство,)) ((СХ 00:17 Комм. 071621 Live Хоровод девушек)) ((СХ 00:00 Комментарий: Синхронируемый: Виктория Юрьевна Багринцева Должность: руководитель Сибирского культурного центра. …ну и конечно пение и наблюдали за такими девичьими хороводами не только парни, но и их мамы 1824 но и кроме этого существовали хороводы игровые которые тоже разыгрывали выбор пары, парень мог девушку поцеловать 1835 хороводы были не только круговые, в Сибири так и назывались – “круги”, но и были различного рода движения – ручейком, разных видов, заплетение плетня, капустка, много, много разных других хороводов 1850 т.е. можно начинать с утра и до вечера)) Девушки и молодые люди из объединения “Вечёрка” светлую неделю начали как их предки – с хороводов. Широких. Но узким покажется этот круг если выйти за пределы Сибирского Культурного центра. ((СХ 01:09 Комментарий: 073801 (0043) Синхронируемый: Варвара Ивашина. Я думаю, что понятие “узкий круг” вообще не стоит сюда относить, потому, что мы растём, нас с каждым днём всё больше и больше. Вообще фольклорное движение в России растёт. Очень радостно, когда смотришь на людей которые здесь преображаются, девушки которые переодевают традиционный сарафан, а не джинсы и выглядят в них достойно и несут свой костюм, свою традицию. Парни, которые одевают рубашки, подпоясываются – понимаете через это они учатся каким – то таким то чему не научила улица, родители они учат здесь, я имею ввиду мужскую сущность – это очень важно. - т.е. такие серьёзные вторые, третьи слои в этом деле? - Да это не просто игра – это духовное воспитание. Мы проводили анкетирование среди наших вечёрошников и оказалось, что для многих – первоначально – это развлечение, а уже в процессе их роста – это является стилем жизни, духовным воспитанием)) Вот такие серьёзные вещи в такой, с виду, игре. Впрочем, как и во многих русских пасхальных традициях. Дошедший до нас обычай стукаться яйцами - это лишь маленькая часть целого яичного многоборья: здесь и угадайка в трёх шапках, и конкурсы как предтеча боулинга, волчка, но играли в них не на деньги, а на яйца. А главный выигрыш сам процесс общения азартного, а значит живого. ((СХ 00:40 Комментарий: 073924 (0043) Синхронируемый: Наталья Юрьевна Киселёва Должность: специалист Сибирского культурного центра. На самом деле эта игра когда – то была серьёзным обрядом. Ещё в дохристианской Руси существовал этот обряд – яйца катать. И был у него очень серьёзный важный смысл – яйцо, катясь по земле, должно было пробудить землю, для того, чтобы она дала урожай а яйцо само считалось символом солнца 3959 крестьянам было очень важно это событие – начало земледельческого года, начало весны, пробуждение земли поэтому обряду предавалось особое значение 4004 потом, сохраняясь он просто перерос в обычай катать яйца 4011)) И традиция красить, расписывать яйца тоже со смыслом. И не одним. Религиозный – это предание о Деве Марии, которая возвестила Пилату о воскрешении Христа и яйцо, которое она держала в руках вдруг сменило цвет. И смыл - как праздничного подарка. Если мужчине дарили яйцо со свастиками, знаками солнца, до желали ему силы, а подарок для женщины с изображением сетки должен был облегчить ей роды, изображение всходов – пожелание урожая и благополучия. Писанка, жанр народного творчества процесс трудоёмкий, сложный – не сравнимый с тем, что можно сделать сейчас, купив специальные плёнки или наклейки – дёшево и сердито, быстро и ярко. ((СХ 01:12 Комментарий: 080630 (0047) Синхронируемый: Ольга Николаевна Лобзова Должность: специалист Сибирского культурного центра. Здесь главное процесс, главное то, что мы семьёй мы можем сесть вечером спокойно пообщаться, ведь дело всё в том, что это же длительный процесс, у нас происходит общение 0646 а потом какие – то навыки технические я могу передать ребёнку, а наклейки это не так интересно как писанки сделать своими собственными руками и подарить дорогому человеку 0705 может быть что – то уйдёт что – то останется, дело в том, что наклейки они были приняты ещё в 19 веке, тем не менее наряду с наклейками существовала и писанка она никуда не ушла так, что можно надеятся она останется 080725 а потом, знаете ли, сталкиваемся с тем, что чем дальше тем люди начинают больше люди начинают интересоваться традиционной писанкой)) Семью на Руси ещё называли домашней церковью, и как в храмах обряды были и здесь свои ритуалы. В том числе пасхальные. ((СХ 00:27 Комментарий: 082004 (0047) Синхронируемый: Татьяна Михайловна Репина Должность: специалист Сибирского культурного центра. Вот такие очень милые занятия, которые сопровождают этот праздник они конечно с детства входят в нашу жизнь никогда не забывается вот это всё предваряющее праздник: крашение яиц, приготовление куличей, запах, всё это вот на уровне таком вот тонком входит и не покидает нас если кто – то однажды пережил не забудет этого никогда)) Пасха и время подаяний. Праздник ли воспитал в нас эту традицию, преданиями, о том, что в эти дни у нас может попросить сам Христос в любом обличии. А может наоборот пасхальные обычаи гармонично легли на национальную черту. Но так или иначе помощь тем кто просит состояние как внутреннее так и оформленное внешне, в дни пасхи, в обряде волочения. ((СХ 01:32 Комментарий: 075015 (0047) Синхронируемый: Елена Михайловна Чешегорова Должность: ведущий специалист Сибирского культурного центра. Шли по улице, заходили в каждый дом, как правило не было какой – то цели, чтобы кого – то там обойти, если кто то там обижен. Потому, что понимали что это та весть которая всех примиряет и всех объединяет заходили поочерёдно в дома чаще всего оставались даже под окном и хозяева выносили на улицу волочебникам, иногда когда сильно просили хозяева или когда было холодно, заходили в дом, потому, что пасха разная бывает и холодная как нынче 5058 к этому готовились заранее для волочебников как и на рождество специально заготавливают часть яиц, часть куличиков, чтобы одарить волочебников, потому, что считалось это дар, как бы милостыня и волочебники брали на себя заменовую функцию нищего Христа, который может прийти когда угодно, в каком угодно облике и в какой угодно дом. , чтобы быть готовым любому человеку подать как Христу 5131 + 5136 не было такого, чтобы не одаривали это сегодня кто – то может не пустить в дом и сказать: “Да ну ещё Вы тут мало ли Вы что тут натворите, может какие разбойники”. А раньше все знали, все ждали, все готовились)) Если для западного человека главным праздником стало рождество, событие по сути знаменующие явление в мир, пусть Бога, но естественным человеческим образом, то для русских главным праздником стало событие чудесное, выходящее за пределы человеческого бытования, понимания – воскресение из мёртвых. Это свойство русского характера верить в лучшую жизнь, которая не здесь, не сейчас, а где – то в будущем. Ведь именно мы клюнули на приманку коммунистической утопии, поверили в невозможное, в рай на земле. В Чудо. ((СХ 01:19 Комментарий: 075412 Синхронируемый: Елена Михайловна Чешегорова Должность: ведущий специалист Сибирского культурного центра. Западные люди более рациональны, а наш народ вообще отличался поэтичностью, именно поэтому и фольклор сохранился и он не стал в противоречие к христианству он сохранился параллельно, превратившись в такую почву творческую как бы подпитку жизни общей и как раз именно поэтому я бы даже не сказала слово волшебный, я бы сказало чудесное. Потому, что касается религиозных вещей тем более христианских вещей даже нельзя говорить волшебное. Потому, что волошба – это всё – таки колдовство? Но чудо! Чудо? 5448 – 5501 есть притча о том, что идут три святых по русской земле – Николай Угодник, Серафим Соровский и Сергий Радонежский и вот наши русские святые спрашивают: “Николай святый! Почему ты так полюбил нашу Россию? Почему ты всегда у Бога за неё просишь? Каких – то вот особых поблажек, прощения когда её уже прощать нельзя?” И он ответил: “Да как же не любить её! Это же и страна и народ – дитя. Как можно не любить ребёнка?” Наша страна и мы – дети, именно поэтому чудеса ждут нас и зовут)) Вера в чудо и божья помощь сохранили и сам праздник пасхи в годы дикого атеизма. Где сейчас те праздники, что нам предлагали взамен. Уже десять лет не могут прийти к единому мнению о том, как их правильно называть: Первомай или день весны. Что такое седьмое ноября великое торжество или скорбь? Или повод выпить? А пасха она живёт, потому, что празднуется в каждом из нас, это не малая часть нашей национальной сути. Послушаем самих себя в день светлого Христова воскресения. ((СХ 00:21 Комментарий: 064915 (122) Синхронируемый: Сергей Григорьевич Галибин Эта пасха она уже у нас генетически, у нас в душе, даже те люди которые родились, даже не зная при советской власти, когда всё было запрещено, они всё – равно генетически внутри эту пасху отмечали, даже когда мы не знали – мы отмечали - Вы тоже ходили в те времена? - Да ходил и сейчас тем более радостно хожу)) ((СХ 00:12 Комментарий: 064959 (122) Синхронируемый: Лариса Потому, что русский человек очень надеется, верит в светлое, в доброе, живёт надеждой на светлое, поэтому пасха – это надежда. Надежда на воскрешение не только физическое, но и духовное)) ((СХ 00:05 Комментарий: 064844 (122) Синхронируемый: Елена Тимофеева Хочется чудес больше в этой жизни, поэтому вот в чудо верим, мы и хотим верить)) ((СХ 00:55 Комментарий: 064325 (122) Синхронируемый: Людмила Ивановна Голованова Люди мучились без, ну вот был пост не кушали ничего да? И потом вдруг появилось, а ведь ещё же много бедных людей и вот этот вот день он как бы даёт человеку, подумать сначала, а потом отдать поделиться вот этим всем добрым. - Вот это Вы считаете национальной особенностью…? - обязательно! Это русское! Это исконно русское. Но у других народов другие праздники, но русская душа, лучше русской души нет ничего на свете. Слов нет есть только душевные слёзы. Хочется плакать в такой праздник, почему – то всегда хочется плакать потому, что слов нет. Вот и внучка у меня такая, я приучаю её с детства в церковь. Чтобы делать людям добро. Надо обязательно детей учить Надо обязательно в жизни это)) ОТБИВКА СТУДИЯ А для иудеев празднование пасхи связано с переломным событием ИСТОРИИ. Истории еврейского народа. Исходом из Египта. Освобождением от рабства. Но назвать этот день по современному «Днём независимости» слишком примитивно, много многозначен этот праздник для носителей древнейшей религии. СЮЖЕТ Праздник Пейсах - это праздник еврейской Пасхи.Начинается вечером 5-го апреля и длится 8 дней , но особенно важны первый и последний дни , когда в Синагоге совершается Седер , молитва на свечи и традиционная вечерняя трапеза.- вставка по видио. Пейсах , как и все еврейские праздники имеет не только религиозное ,но и национальное значение, посвящен выходу евреев из египетского рабства , которое длилось в течении 210 лет . Благодаря горячим постоянным молитвам и помощи Бога людям все-таки удалось освободится от рабства и сформироваться как самостоятельный народ . 3 с половиной тысячи лет прошло со этого времени, однако праздник Пейсах остается величайшим историческим событием в жизни еврейского народа, его заповеди , легенды и придания передаются из поколения в поколение. Праздник этот всегда отмечают в Синагоге , дабы в молитвах очистить душу от самомнения и эгоизма, и вознести благодарность богу за освобождение и принятие Торы- священных религиозных заповедей и запретов сынов земли Израиля. Встака по видио - 47.48 Ошер с торой . Во ремя молитвы Синагога делится на 2 яруса.. в первом - главном зале распологаются только мужчины, они принимают более активное участие в богослужении , женщинам для молитв отводится место на балконе и они имеют право спустится в главный зал , только для того , что-бы прикаснутся к Торе, старинным свиткам , которые бережно хранят в алтаре и достают только на время праздничных богослужений . Во время Сейдра особо установленного порядка чтения молитв еды и питья за праздничным столом , особое внимание уделяется молитве на каждое блюдо трапезы. В Пейсах можно употреблять в пищу мясо . овощи . фрукты, орехи виноградное вино и сок, обязательно яйца, как символ вечной жизни. Но особое внимание уделяется , как говорят евреи скудному хлебу .Вставка по видио Главным блюдом вечерний трапезы в Пейсах является маца - традиционное еврейское кушанье заменяющее хлеб. Мацу делают из пшеничной муки на воде без добаления дрожжей , сахара и соли , по сути . простая плоская пресная лепешка. которую легко можно изготовить всем , но освященная маца доставляется только из Израиля и считается главным блюдом трапезы Пейсах. ((СХ 00:52 Синхронируемый: Ошер Кричевский Должность: Главный раввин г. Омска и Омской области. Титр: 17.53.27. Хлеб бедгости называется маца , это уже ручная работа , а там , что на столе фибричная , а это более качественная , в том плане исполнения заповедей. это более похожа на то , что наши предки ели в Египте , и то , что мы кушаем , не смотря на то, что прошло 3 316 лет ровно, с этого момента , когда наши предки вышли из Египта)) 55.20 Перед богом мы все равны и это символизирует маца поэтому мы говорим что дух Пейсах символизирует , то что мы должны жить с ним не только эти 8 дней , а реализовывать в нашей повседневной жизни. Праздник Песах в еврейском народе считают не только религиозным и национальным праздником , это символ свободы и определение народного самосознания , которое формировалось во времена исхода из Египта и нерасторжимо связано со служением Богу, и беспрерывному самосовершенствованию , освобождению каждого отдельного человека. СТУДИЯ А теперь снова о традициях празднования пасхи как дня воскрешения Христа. На этот раз традициях западных, но крепко заправленных нашей сибирской спецификой. Многолетним проживанием в многонациональной среде нашей области. СЮЖЕТВот такие милые красочные пасхальные подарки придумали ребятишки участники детского центра немецкой культуры Хоффнунг. По традиции, такие игрушки в праздник Пасхи дарит малышам Пасхльный заяц , но пока они экспанаты выставки , которая открылась а Омском государственном Историко - краеведческом музее в рамках 6 областного фестиваля национальных культур "Единение". - вставка по видио. Праздник немецкой Пасхи послужил поводом проведения в нашем регионе областного детского пасхального фестиваля культуры российских немцев , в этом году он уже 9-ый и традиционно его организаторами являются Министерство культуры Омской области , "Дом Дружбы" и немецкая культурная автономия Омской области. Детский пасхальный фестиваль культуры российски немцев стал отправной точкой создания в нашем регионе детского центра немецкой культуры Хоффнунг , что в переводе означает надежда. ((СХ 01:55 Синхронируемый: Инна Каршева Должность: руководитель детского центра немецкой культуры "Хоффнунг - Надежда" Титр: 06 59 30 Пасха- он особенный праздник , не только потому , что именно с Пасхи начались традиционные выставки , это был наш первый праздник , первая выставка и он , конечно, нам очень дорог. Вопр. Ребятишки только немецкой национальности у вас в центре . Отв. Нет , конечно ,национальности всевозможные , главное то , что это дети . Он идин единственный , потому что национальные центры они в основном все взрослые , детский центр немецкой культуры он один наш)) В детском центре Хоффнунг ребятишки не только поют , танцуют и рисуют , но еще изучают традиции и обычаи своего народа , национальные праздники , и конечно празднование Пасхи - это любимая тема ребятни , традиции этого праздника во многом схожи с русскими , однако есть и отличия. Накануне празднования немецкой Пасхи , по традиции , ребятишки должны обойти все дома и хорошенечко пошуметь , покричать , постучать по всевозможным предметом , и тем самым отогнать злых духов , затем пока родители находятся на пасхальных молитвах в церкви обойти всю деревню и днем 3 раза обьявить время , украсить ярками лентами и бантиками праздничный пасхальный шест и только после этого считалось , что дети к празнику готовы. ((СХ 00:22 Титр: 07 02 25 Мы тоже садимся за стол в семейном кругу и отмечаем Пасху, там яйца едим ,конечно к бабаушке ездим. А у нас Пасха отмечается по другому , мы печем там всякие булочки и яйца красим , потом идем в церковь)) Национальные черты празднования Пасхи среди сибирских немцев - горожан во многом уже схожи с российскими традициями. Называют еще праздник по старому по немецки Остерн , но вот на пасхальных куличах выводят уже русские буквы Христос Воскрес. Более полно национальные традиции встречи этого праздника можно теперь увидеть только в деревнях, в местах компактного проживания немцев.У Лидии Александровны Беккер из села Привальное Азовского немецкого национального района , праздник Остерн отмечается особо. Всю предпраздничную неделю семья соблюдает пост и обязательно посещает молельный дом, и только в субботу накануне светлого воскресеья хозяйка начинает готовить сладкий пасхальный компот из сухофректов с клецками, рецепт, которого передовался из поколения в поколение немцами Поволжья, который , как и пасхальные куличи и крашенные яйца должны быть обязательно на празничном столе . ((СХ 00:27 Синхронируемый: Лидия Беккер Титр: 06 28 55 Вопр. Поминаются ли в этот день усопшие родственники.Отв. Обязательно потому , что в этот , когда Христос воскрес , он воскрес за всех мертвых , и однажды он придет на землю и всех поднимет и будет каждый отвечать за свои поступки, что здесь посеял , то там обязательно пожнешь)) Лидия Александровна Беккер по национальности немка, но родилась она в Поволжье и поэтому , когда ее муж Иван Иванович приехал к своим родителям в Сибирь , то бедная молодая сноха по немецки не понимала ни слова , слишком разные диалекты сибирских и поволжских немцев. Да и многие национальные обряды и секреты немецкой кухни ей были не знакомы, как ,например,праздничная ливерная колбаса , которая так же подается к пасхальному столу. ((СХ 00:21 Синхронируемый: Лидия Беккер Титр: 06 35 09 Рецепт этот передается из поколения в поколение, я стала среди немцев жить , и научилась у еого отца , и соседи , я оень благодарна им , я этого никогда не могла делать и вот научилась.)) Но пожалуй , что общего в семейных пасхальных традициях и у сибирских и поволжских немцев , так это сладкие праздничные детские подарки . Закзывают их ребятишки Пасхальному зайчику, которому накануне пишут письмо. Но готовят подарки , конечно , родители.Укладывают в маленькую корзинку или старую шапку конфеты , крашенные яйца, игрушки , так , что бы вся композиция походила на птичье гнездо , и под утро ставят такой подарок малышу под кровать . Внук Лидии Александровны и Ивана Ивановича Беккер - Денис нашел в пасхальном гнезде на праздник . ((СХ 00:17 Синхронируемый: Денис Беккер Титр: 06 24 59 Игрушки , конфеты, машинки , куклы . Вопр. Поэтому наверное под Пасху лучше ночевать у бабушки с дедушкой .Отв. Да. Вопр. Ачто ты им дариш на Пасху. Отв. Яичко)) Когда все подарки получены и оценены по достоинсву можно и стол накрывать ,но перед трапезой вся семья по немецкой пасхальной традиции обязательно читает молитву. ((СХ 00:12 Вставка по видио Титр: 06 41 28 У семьи Лидии Александровны и Ивана Ивановича Беккер прекрасный пасхальный стол, да и вся семья за столом ,а это так же немецкая пасхальная традиция)) После праздничной пасхальной трапезы ребятишки идут навещать своих крестных , а старшее поколение отправляется в молельный дом , что бы помянуть усопших родственников и вознести молитвы Иисусу Христу ((СХ 00:12 Синхронируемый: Лидия Беккер Титр: 06 30 24 Иисус Христос - это доброта человеческая . Добро и есть бог , и если в человеке в сердце нет добра , то нет и жизни на свете. Человек должен нести это добро)) По немецким традициям в праздник Пасхи - Остерн , ребятишкам уделяется особое внимание, ведь продолжение и обновление жизни заклчается именно в них . Немцы считают , что все дети от рождения несут в себе доброту Господа Бога , и стараются особенно порадовать их в праздник, ведь они как главный символ Пасхи - крашенное яйцо - олицетворение вечной жизни. ОТБИВКА СТУДИЯ В следующем году пасхальные дни для христиан разных церквей и иудеев снова будут отмечаться не в одни и те же дни. Но не календарное единство основа добрососедства между народами и людьми, ходящими в разные церкви. Главное, что бы те идеалы, те заповеди, которые несут мировые религии исполнялись независимо от политконъюнктуры, настроения или дня. Праздничного или будничного, совпадают календари или нет. Программа национальный характер желает мира Вашему дому. ЗАСТАВКА

Познакомься с народом
Главная
Напишите мне



Hosted by uCoz