ЗАСТАВКА ЗАСТАВКА СТУДИЯ Здравствуйте! В некотором царстве, в некотором государстве жили – были писатели - сатирики, не только жили, но и писали, как могли, всякие рассказы смешные, нам на потеху и государю в ублажение. А когда государь стал не тот, и царство не то, начали писатели-сатирики озорничать не на шутку, шатать стали то, что и так ходуном ходило. Всех критиковали, над всеми смеялись – особенно над мёртвыми львами. До того расписались, что и до народных сказок добрались, мол все сказки наши русские про лодырей, да про дурачков, которые на чудо надеются, а сами работать не хотят. Приводили в пример Емелю с его щукой, на Ивана дурака пальцем показывали. А вот за морем, ехидничали сатирики, сказки другие там всё про тружеников, про Золушку, а раз сказки заморские такие, то и люди там работящие и живут лучше нашего. А у нас, значит, каковы сказки – таковы и люди их сказывающие и слушающие. Лодыри да дураки. Это мы с Вами. А давайте назло этому утверждению проявим ум, не поленИмся и проверим так ли это на самом деле. СЮЖЕТ Никитин ((СХ 00:12 Комментарий: 2015 (43) Синхронируемый: Пётр Матюков поехал мужик пахать на коне. Пашет, пашет. Приходит медведь и говорит ему: «Мужик, мужик! Я тебя съем и твоих коней!» «Да нет иди полежи на телеге, а я пашню допашу а потом уже ешь» …)) Начало сказки явно не про лодыря, как её продолжение и счастливый конец. Пётр Фёдорович Матюков из села Кейзес Седельниковского района не припомнит ни одной сказки с героями праздными, которые, ничего не делая, могли попасть в края, где реки молочные, а берега кисельные. А сказок Пётр Фёдорович знает не мало, слушал ещё от своей мамы, сам рассказывал детям и внукам. Пока можно найти в отдалённых сёлах нашей области, стариков, хранящих в своей памяти оригинальные сказки. По историческим меркам ещё совсем недавно этот жанр устного народного творчества был главным развлечением для детей ((СХ 00:35 Комментарий: 010727 (47) Синхронируемый: Пётр Матюков Собирались вечерами, рассказывали друг-другу сказки. - Не только взрослые, но и мальчишки друг – другу рассказывали? – Мальчишки рассказывали, взрослые. – По сколько человек собиралось? – Много человек по 10 были случаи. – Сейчас не собираются? – Нет сейчас им другие сказки надо)) Да… сейчас, внуку Саше и его ровесникам делать зимние вечера короче помогает телевизор, а не дедушкины сказки, которых Пётр Фёдорович рассказывал ему бес счёта. Но внук подрос, научился сам рассказывать, читать. И в первую очередь не сказки. ((СХ 00:37 Комментарий: 005112 (43) Синхронируемый: Саша Я их и так знаю! – А записывал? – нет! – Забудешь же ведь. –может, что – то забуду, что – то буду помнить. – А кому ни будь рассказывал из своих ровесников? – Нет! – Стесняешься? – Да нет просто не охото – Почему? Не модно? – Ну наверное не модно. Можно так сказать)) В данном случае не всё потеряно. Более старшее поколение, а точнее дочь Петра Фёдоровича Елена работает учителем словесности и ещё будучи студенткой филфака получила задание собирать фольклор, а тут не выходя за порог собственного дома – такое сокровище, которое по настоящему ценят только малолетние да специалисты. ((СХ 01:15 Комментарий: 015023 (47) Синхронируемый: Елена Петровна Малахова ну я вот вобщем-то одновременно слушала и отца и бабушку. Бабушка вот обычно рассказывала сказки. Делалось это вечером и мне вот больше запомнилось вот такая атмосфера, что с бабушкой ложились спать заранее обговаривали, что будет рассказана сказка и вот она уже в темноте рассказывала сказки. Иногда бабушка не хотела, наверное потому, что слишком часто просила. - это был ритуал или поощрение? – Нет это был ритуал. – Пётр Фёдорович! А Вы себя заставляли рассказывать – Нет – Нет если он не хотел, то его не заставишь, ну в крайнем случае одну сказку можно было выпросить, и я иногда выбиралась из своей кровати и шла к нему в соседнюю комнату потому, что он мог сказку рассказать)) И уже будучи студенткой Елена записала бабушкины и отцовские сказки. А когда сама стала работать учителем привлекла к этой работе своих подопечных – ездили по району – собирали фольклор, составляли доклады и участвовали в научных конференциях учащихся. Как специалист видит, что постепенно традиционные сказки вытесняются их электронными и печатными суррогатами. ((СХ 00:45 Комментарий: 020053 (139) Синхронируемый: Елена Петровна Малахова может тогда человечество что – то потеряет в этом плане. Потому, что если отсматривать развитие детей, вот выросли внуки у него на руках, на сказках, на прибаутках, на каких – то побасёнках, то вобщем – то внуки развивались достаточно быстро, они рано начали говорить, с пелёнок он с ними общался и в итоге выдаёт сказки – то есть на собственном опыте уже можете сказать как мать почти взрослого сына, что ничего плохого от русских сказок быть не может? – Наоборот – они развивают)) Теперь дед Пётр учит своего внука уму разуму уже не в иносказательном, а в прикладном смысле, как топорище выстругать, или дрова поколоть - всему, что должен уметь настоящий мужчина. А Саша, в свою очередь, учит деда новым сказкам, точнее анекдотам, где услышит, а где и прочитает. А как – то попал в руки Петру Фёдоровичу сборник сказок для взрослых, современное издание, хорошо иллюстрированное. ((СХ 00:47 Комментарий: 001125 (139) Синхронируемый: Пётр Матюков ах а эти же с картинками сказки какой же чёрт их придумал. – Хуже сказки да? – Есть хорошие есть плохие. – А чем они Вам не нравятся? – в некоторых матов до хрена, некоторые без, маты подразумеваются. – А те которые Вы сказки слышали, в них матов не было? – В старинных не было матов никогда)) Для человека не посвящённого может быть это звучит странно, но лучшие носители сказок, с точки зрения фольклористов, – это люди не грамотные, или сильно оторванные от цивилизации. Елена Чешегорова из областного дома дружбы уже не один год ездит в специальные экспедиции и находит уникальные тексты или переработки именно в таких случаях. ((СХ 00:59 Комментарий: 5447 (43) Синхронируемый: Пётр Матюков Я 4 класса окончил у меня не единой книги не было, потом два года не учился, потом опять пошёл в школу, уже в 5 классе у меня книги появились и то «немецкого» не было.- А сказок не было в книге? – Да нет какие там сказки и книг – то у меня не было! – Саша! А ты когда начал читать сказки уже в книгах какие – то похожие, как у деда встречал? – Ни одной знакомой или похожей я не видел там сказки)) Или такие случаи как Наталья Иннокентьевна Соковина. Грамоты почти не знает и если в её сказках специалисты и находят какие – то современные реалии, то только, те что баба Наталья сама, как сказительница, привносит, исходя из собственного жизненного опыта. ((СХ 00:12 Комментарий: 001332 (122) Синхронируемый: Наталья Иннокентьевна Саковина Жили были петушок да курочка. Пошли они гулять на колхозное поле…)) Большинство сказок, что рассказывала Наталья Иннокентьевна детям и внуком, сама познала от мамы и более старших родственников и знакомых. Помнит текстов не мало, но говорит, что забыла ещё больше. Практики уже нет, а раньше была нарасхват. ((СХ 00:27 Комментарий: 001959 (122) Синхронируемый: Наталья Иннокентьевна Саковина бывало ребятишки: «расскажи баба сказку, да расскажи. Надоест мне «Шёл медведь по броду и упал в воду…» а они надоела баба с медведем)) Попросили мы и бабу Наталью оценить высказывания писателей – юмористов о том, что народные сказки это зеркало русской дееспособности. Ответ был по сказочному образен. ((СХ 00:03 Комментарий: 002639 (122) Синхронируемый: Наталья Иннокентьевна Саковина если свой хребет не подставишь так никто и не поможет…)) Если пойти по поверхностному пути псевдо аналитиков русской сказки и начать их сравнивать со сказками других народов, то всё – равно выходит, что сказки у нас не без паразитического намёка. Пример от Петра Матюкова - сибирский аналог немецкой сказки про трёх поросят, только вместо нифов, нафов и нуфов – петух, свинья, баран да бык. ((СХ 00:20 Комментарий: 001339 (43) Синхронируемый: Пётр Матюков Бык срубил один избушку. Морозы ударили, бык лежит, печка топится, тепло, всё хорошо. Бегит баран, кричит: “Бе-е! Бык пусти погреться!”. Бык говорит: “Нет не пущу! Ты избушку не хотел рубить – теперь мёрзни!”…)) Поучение, что в германской сказке, что в русской на ту же тему: нерадивые, да ленивые чуть не замёрзли в лесу, но выручил тот, кто работать умеет. И объединившись трудолюбцы и исправившиеся тунеядцы вместе изгоняют супостатов. Искать праздношатающихся или глуповатых героев русских сказок это попадание пальцем в небо. В сюжетах других народов таких примеров тоже хватает. В Корейской сказке Ондар – дурак, одноимённый герой принцессу плаксу (по нашему Несмеяну) в жёны взял. Или в мукаси – бонаси – это сказка по японски, лодырь Кузьма стал зятем короля громовержца и королевы Молнии ничего для этого не делая, с помощью обманщика старого лиса (читай по-французски кота в сапогах) – кто скажет, что японцы или корейцы народ не трудолюбивый тот может не бросать камень в наших писателей – сатириков. И обратный пример в русской сказке деревянный орёл, весь зачин идёт от спора мастеров кто из них прилежней и талантливее. Есть в русских сказках и своя Золушка, на трудолюбие которой ссылаются любители поверхностных выводов ((СХ 00:27 Комментарий: 001720 (139) Синхронируемый: Елена Петровна Малахова жили – были старик со старухой и была у них дочка ладная да пригожая, да скоро старуха померла, а старик вздумал да женился на другой, а у той дочка ничего делать не хотела…)) В хрестоматийном Финисте ясном – соколе Марьюшку никакая злая мачеха не заставляла работать, она сама вызвалась и работала с утра до ночи, за что заслужила честь и славу. Сравнивать наши и не наши можно бесконечно, но лучше подвести черту с помощью специалиста. Сташего методиста областного дома дружбы Елены Чешегоровой. ((СХ 01:04 Комм. 034817+034858 (188) Елена Чешегорова Старший методист областного дома дружбы Но немногие знают, что большинство сказок имеют бродячие сюжеты и варианты золушки есть и в наших сказках это вот Морозко или про царя Мороза, это любой ребёнок может много рассказать сказок где как раз герои русских сказок работают не покладая рук + - Но это не свойство национальное? – совершенно верно! – т.е. судить по сказкам, по развлекательному жанру никак нельзя об особенностях национального характера? – Скорее даже наоборот. Как рай желание чуда, желание такого спонтанного развёртывания ситуации и не приложения усилий для получения богатства – как раз черта людей, которые сильно много трудились и им хотелось хотя бы в каком – то образе сказки, видеть вот такой рай, где меленку крутишь волшебную – с одной стороны блин вылетает, с другой - пирог)) ОТБИВКА СТУДИЯ Так, что на поверку лодыри не мы с вами и не наши сказки, а эти самые писатели – сатирики, которые поленились почитать сказок наших побольше. Сравнить их с заморскими. Поленились на поверхности лежащий вывод сделать, прописанный во всех даже детских энциклопедиях - что сказка – это выдумка, иногда выдумка с намёком, но у каждого народа сказки это прежде всего развлечение для детей, иногда для взрослых. И различного в них намного меньше чем общего – что в русской, что в японской, зулусской или французской – лодырь если не перестанет лениться – никогда не наживёт палат каменных и невесту царскую не сосватает. Бывают чудеса, ну так они и в Африке бывают – не только на русскую печь сходят. Вот и сказки конец. А теперь быль. Быль о большом празднике который широко отмечали на омской земле. СЮЖЕТ Кузьменко В старину редкие народные праздники проходили без больших песенных хороводов. Хороводом гуляние начиналось, хороводом оно и заканчивалось. В рабочем поселке Русская Поляна праздник Святой Троицы также начался с вождения большого яркого хоровода , в котором приняли участие не только местные жители , но и гости - артисты самодеятельных народных коллективов , которые приехали в Русскую поляну из 10 районов Омской области. ((СХ 00:34 Комментарий: Синхронируемый: Подводка по видио Должность: Титр: 00 59 Троица в славянском календаре всегда считалась девичим праздником и главный ее символ березка. Дом украшали березовыми вениками, березовыми ветвями. На головах у девушек всегда были березовые венки .А саму березку украшали девичьими лентами.)) Сегодня , народные традиции этого праздника зачастую сводятся к домашним застольям , а в старину , Троицу - зеленые святки пологалось встречать на улице , в березовой роще , да и готовились к ее встрече загодя, еще в четверг , затем шла Троицкая родительская суббота , заканчивались троичные гуляния на 51 день от Пасхи - Духов день.Наташа Максимова жительница Русско-полянского района узнала об обрядах этого праздника еще от своей бабушки. ((СХ 00:43 Комментарий: Синхронируемый: Наталья Максимова Должность: Титр: 01 58 Бабушка у нас она в субботу обязательно , мы ходили на кладбище и поминовение шло усопших, дедушку , родных , близких, обязательно, на столе присутствовал квас яйца яичница. А в воскресение шло гуляние . Вопр. На речку ходили. Отв. Здесь у нас речек нет, а там где мы приезжали к бабушке , я помню , у нас там озеро , она в Казахстане жила , и венкипускали по озеру . Хоть и в Казаахстане , но по русски . Да потому что там русское население особенно присутствует.)) Традиции праздника Святой Троицы у народов русской , украинской и бклорусской национальностей во многом схожи , однако, есть и различия. Для Веры Тимофеевны Голано руководителя укранского культурного центра имени Тараса Шевченко эта разница особенно заметна. ((СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Вера Голано Должность: руководитель центра украинской культуры им Тараса Шевченко Титр: 14 48 Есть отличия , есть. , у нас даже в те времена , когда что-то запрещалось где-то , что-то не делалось , на Украине все это делалось , все эти традиции исполнялись, поэто му , как и в старые времена девушки собираются отдельно, мальчики собираются отдельно. Девушки плетут веночки в тайне от парней ,парни им что-нибудь подшучивают. Другие хороводы , другое гуляние по селу , другой подход к воде, костюмы тоже другие.Впр. Но все равно похожи. Отв . Конечно похожи мы же славяне. Все из Киевской Руси.)) Многонациональная сибирская культура впитала в себя обряды и обычаи многих народов , живущих в нашем крае, поэтому и русские праздники расширили рамки своих традиций. И сегодня в троичных хороводах веселятся не только россияне , но и люди других национальностей, а праздничные обрядовые угощения пополнились рецептами новых кулинарных блюд. ((СХ 00:06 Комментарий: Синхронируемый: Лада Новокозлова Должность: нас будет и казахское блюдо, потому что мы из Казахстана, и варенники, потому что мы хохлы в семье , ну естественно мы в России живем у нас будут и русские блюда , каша , борщ.)) Каждая украинская палатка с угощениями на празднике называлась шинок , и хотя хозяева потчевали гостей не только украинскими яствами , однако главное блюдо на Троицу у всех была Яичница . Ну а хозяйки в шинках были настоящие сибирячки , у которых , как у Лидии Грубер сразу и не поймешь какая национальность истинная. ((СХ 00:14 Комментарий: Синхронируемый: Лидия Грубер Должность: Титр: 06 33 Вопр. Я так понимаю, что у вас корни немецкие. Отв. Нет украинские , это у меня мужик смесь , а так я украинка . Вопр. А как по украински Троицу встречали. Отв. Ну как знаете 100 граммами, с варенниками, с пирожками, все у нас есть. )) Еще с детства Лидия Грубер ,запомнила , что на Троицу венки носили только молодые девушки, и только им полагалось в этот праздник по венку гадать. ((СХ 00:18 Комментарий: Синхронируемый: Лидия Грубер Должность: Титр: 07 34 Да по всякому гадают , кто как может , и кидают на воду , утонет значит что-то плохое будет , а если не утонет значит выйдет замуж за богатого хорошего хлопца. А если далеко далеко уплывет и не видно , значит уйдет , далеко замуж выйдет. )) Немало на празднике святой Троицы было и сибрских немцев, для , которых как и для Крестины Пендер девичий праздник не смотря на национальную пренадлежность имеет особую привлекательность. ((СХ 00:19 Комментарий: Синхронируемый: Кристина Пендер Должность: Титр: 10 13 Ну я же в России живу нужно соблюдать праздники , если бы я жила в Германии, я германские праздники соблюдала а раз в России , то российские. 10 31 Мне вообщето больше российские праздники нравятся ,они интереснее проходят веселей.)) Украшение березы на Троицу - это особая традиция, которая служит оберегам для всей семьи. ((СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Наталья Максимова Должность: Титр: 01 20 Березка украшенная лентами -это называлось завивание березы ,завивали березку за родных. Вот например , эту ленту я завиваю за матушку, а вот эту ленту завиваю за батюшку ,и так далее и так далее. И вот сколько родных столько и ленточек вожмоно ,да . Особенно убегали бывало по две девчонки в березовую рощу и завивали друг от друга березки не говорили.Вопр. А на жениха завивали . Отв. Бантик обязательно завивали. )) Пока у девушек шла подготовка березок к празднику ,на главной площади поселка развернулось настоящее народное гуляние , не смутили русскополянцев ни палящее солнце, ни многочисленный приезд гостей, напротив все местные жители спешили на праздник , ведь такая большая и яркая Троица у них впервые. А организаторы праздника - Минисстерство культуры Омской области , Межрегиональное национальное культурно- спортивное объединение Сибирь, Администрация Русско- Полянского муниципального образования Омской области при участии управления Омской - Тарской епархии Русской православной церкви радовали участников троичного гуляния все новыми и новыми мероприятиями. Вставка песни и пляски по видио. Пока врослое население без устали веселилось на площади . Деревенские девчонки решили поиграть , да погодать на венках,для этого и убежали они к озеру. Но прежде чем бросить венки в воду необходимо поводить хоровод , да покумиться- стать сестрами, до следующего праздника . ((СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: вставка по видио Должность: Титр: Приходи кума мы с тобой покумимся , покумимся да поцелуемся. )) Во время кумления девушки обяательно целуются через венок ведь листья березы отгоняют от девичьих клятв коварных злых духов. Вот и пришло время исполнить березовому венку самое сокравенное желание красавиц , узнать кому в этом году суждено замуж выйти. ((СХ 00:10 Комментарий: Синхронируемый: свтавка по видио бросают веки Должность: Титр: )) ((СХ 00:13 Комментарий: Синхронируемый: Наташа Максимова Должность: Титр: 03 57 Вопр. Вот как ты думаешь , сегодня всем девчатам удасться найти своих женихов. Отв. Если они с радостью и с душой говорили , то конечно это удастся у них. А , вообще говорят, гдай не гадай , а на следующий год , опять заново гадать. )) Вот так встретили начало лета на Русско-полянской земле , когда христианские и языческие обряды переплелись в одном ярком народном празднике - Троица ,в одном пестром веселом хороводе , а молодые зеленые листья березы оберегали всех участников и от солнечного зноя и от майской грозы. СТУДИЯ На этом сегодня всё. Программа национальный характер желает мира Вашему дому и обещает, что в следующем выпуске мы снова продолжим путешествие по бескрайней этнической карте Омской области. ЗАСТАВКА Познакомься с народом Главная Напишите мне |