ЗАСТАВКА СТУДИЯ Здравствуйте! СТУДИЯ Здравствуйте! Программа «национальный характер» сегодня не совсем обычная. Отойти от привычной формы этнического калейдоскопа нас заставило событие не рядовое. Большой круг казачьих войск России, который прошёл в нашем городе. Почти тысяча делегатов от Приднестровья до Сахалина, от Сыктывкара до Алма-Аты съехались в Омск, в столицу сибирского казачьего войска. СЮЖЕТ Никитин ((СХ 00:12 Комм. Life)) Как любое своё дело казаки начали с молитвы. Крестный ход на место где раньше находилось казачье кладбище. ((СХ 00:12 Комм. Life)) Помолясь, за дело. Круг это высший орган казачьего самоуправления, на любом уровне и в любую эпоху. Омский был шестым по счёту, но первым когда собрались лампасы всех цветов, так отметил атаман казачьих войск России Александр Мартынов. Для него омский круг стал событием кроме общественного и личным. Состоялись выборы. Альтернативные. Конкурента, атамана Меринова, выдвинули из зала. Сам представитель Иркутского войска заявил, что снимает свою кандидатуру, но не позволили блюстители традиций. ((СХ 00:22 (184) Комментарий: Синхронируемый: А-ндр Мартынов Должность: атаман союза казаков России он может только на инвалидность на здоровье сослаться – это единственный повод, который может взять самоотвод, а так казак не имеет права – если доверяют будь здоров становиться и тяни лямку)) Но тянуть лямку придётся самому Мартынову. Единогласное «любо» прозвучало и переизбранному атаману пришлось отведать плётки ((СХ 00:12 Комм. 1520 (184) Life)) После обряда посвящения и присяги, началась работа по принятию документов. По ним предстоит работать ближайшие четыре года, до очередного большого круга. Среди решений - обращения по ситуации в Южной Осетии, на Балканах, в Приднестровье. Современным Казакам приходится писать письма не только турецкому султану. Горячих точек сейчас побольше чем два столетия назад. И если российскому правительству дипломатические условности мешают громко говорить о своей позиции, то общественные организации не спутаны политесом и могут публично заявлять о притеснении единоверцев. В девяносто втором году сотни казаков ещё до прихода четырнадцатой армии встали на защиту русских в Приднестровье, спустя десять лет казаки активнее всех препятствуют выводу наших штыков из этого региона. В защите национальных интересов, официальная дипломатия пока отстаёт от народной. ((СХ 01:33 Комментарий: 235833 (43) Синхронируемый: Владимир Иванович Рябинский Должность: войсковой атаман Черноморского казачьего войска. Приднестровье Да безусловно и очень отстаёт! Ну и надо сказать, что очень большое давление мы испытываем со стороны международных организаций таких как ОБСЕ, Евросоюз. Буквально пред съездом 20 послов Евросоюза приезжало и все в один голос, что вот Приднестровская Молдавская Республика тормозит процесс объединения с Молдовой. Процесс урегулирования тормозит. Да мы препятствуем выводу российских войск и этого региона, несмотря на те провокационные Стамбульские соглашения, которые сейчас навязывают, чтобы мы их выполняли. Да мы препятствуем выводу + и сегодня это ложится в основу, что бы признать это причиной задержки мирного урегулирования и это призывы идут к тому, чтобы вводить интернациональные силы, надо вводить НАТО, в общем тащить в европейский союз. - Но казаки Черноморские будут оставаться на страже интересов России несмотря на то, что Вы живёте в анклаве? – Мы были и остаёмся на страже России. Как видите входим в Союз Казаков и являемся связующей ниткой с казачеством, даже с самой Россией, которая даёт надежду, что мы выстоим)) Внутренняя политика также не оставляет казаков равнодушными. В отсутствии закона о казачестве, закона, который удовлетворял бы чаяния всех заинтересованных сторон, казаки пытаются влиять на власть на общих основаниях, сами идут на выборы различных уровней. ((СХ 00:41 Комментарий: 000838 (43) Синхронируемый: Вячеслав Леонидович Сухарев Должность: казачий генерал – майор, зам. главы администрации г. Белогорск Амурская область очень отрадно отметить, что отдельные делегаты и я их целиком и полностью поддерживаю в этом направлении, что необходимо уже сегодня отработать вопросы по представлению казачества, представителей казачества в органы гос. Власти, в частности в Думу. Было и такое предложение как организовать казачью партию потому, что по существующему сегодня законодательству вот так стоит этот вопрос)) Сам батька атаман высказался против создания партии, - во – первых, даже сама попытка политически оформиться может снова расколоть казачество. Во – вторых, и до принятия специального закона есть фронты приложения силы. ((СХ 00:29 (184) Комментарий: Синхронируемый: А-ндр Мартынов Должность: атаман союза казаков России самым существенным моментом в этом является поднятие духа и создание идеологии российского патриота – защитника, патриота – хлебопашца. Молодого гражданина который бы именно почётным долгом не контракт, а службу по призыву вот этими традициями мы бы могли помочь и готовить казаков к службе)) патриотическое воспитание, вообще работа с молодёжью –по силам общественной организации и сильно востребованы обществом. Здесь казачество может заявить о себе очень громко. И за словами уже идут дела. В Сыктывкаре, например, были созданы казачьи народные дружины, их возглавила ветеран органов внутренних дел Галина Щукина. ((СХ 01:12 Комментарий: 002540 (184) Синхронируемый: Галина Степановна Щукина Должность: подъесаул, начальник канцелярии казачества Сыктывкара Вытаскивали молодёжь с подворотни – наркоманов, алкоголиков, многим конечно не нравился строгий порядок, но в основном многие хорошо устроились, семьями обзавелись, работают, а в данное время власть изменилась – 5 лет действовала у нас Дружина в г. Сыктывкаре, республике Коми, но в данное время власть изменилась и вы знаете, что при новой власти не всем нравится это. – Женщина она и в форме – женщина? В первую очередь начали заниматься именно детьми? – именно детьми! Потому, что у самой есть дети и я знаю, что тех трудных подростков надо вытаскивать. + - (27,25) Г.А. про казака говорят, что он и воин и пахарь. А казачка – она кто? – Тоже самое – и воин и пахарь! И на даче пашу и умею вкусно готовить так, что пожалуйста – можете приезжать к нашему столу в гости!)) Звали в гости и хлебосольные семиречинцы. Правда, сейчас, к ним приехать не просто - нужно пройти кучу пограничных и таможенных формальностей. ((СХ 01:34 Комментарий: 004310 (184) Синхронируемый: Владимир Иванович Пискунов Должность: товарищ атамана казачьего войска Семиречья Алма-Ата ну есть определённое давление, прессинг, но может быть поэтому мы крепчаем. Слава Богу, что мы есть, слава Богу, что мы казачество – именно вот эти все неурядицы давление всегда объединяют. История русского народа, у нас вообще – только давление или ещё, что – то в этих случаях объединяют – особенно казаков. – Ваша организация крепчает за счёт этого. – Я считаю, что мы нашли общее, потому, что нас сейчас разделили, у нас в принципе другое государство, мы живём за границей и мы соблюдаем закон который там есть и конституцию она обязывает тоже у нас наравне с государственным русский язык. В принципе, мы нашли общее, да в принципе у нас есть какие – то непонятные явления, но в принципе мы консенсус находим общий. – То есть с началом девяностых не сравнить? – Не сравнить! Даже и не хочу про них рассказывать – это было ужасное давление – особенно когда шла миграция население которое быдло слабо, в чём – то не определилось – люди покидали, мигрировали, но сейчас слава Богу ситуация изменилась за счёт того, что у нас государство многонациональное и надо отдать должное нашему президенту Назарбаеву – он занимается этим вопросом. – Национальным? – Национальным. Это большая заслуга)) Все решения круга принимаются только открыто, казаки не привыкли прятать свою позицию за тайным голосованием. Традиции вольницы строго хранят старейшины, без их совета не проходит не один круг. Все выступающие обязаны получить благословение стариков. А среди них только заслуженные. Прошедшие войны. Есть и те, кому пришлось, в силу жизненных обстоятельств носить папахи и лампасы разных цветов. ((СХ 01:21 Комментарий: 4039(184) Синхронируемый: Владимир Филиппович Цибульский Должность: зам. председателя Совета старейшин Терского казачьего войска Ставропольский край Я как казак прослужил в 5 Донском казачьем корпусе прошёл всю войну в нём. Я поступил в Терское казачье войско так как проживал территориально и сейчас нахожусь там с 90 х. г.г. Работаем, учим молодёжь всем традициям казачьим, участвуем в казачьем хору, проповедуем казачью культуру, ну и учим молодых казачат тому каким должен быть настоящий казак. – Ну и как? Молодёжь воспринимает? – Воспринимают отлично!» Многие уже в армию пошли. С армии пришли и опять ходят, уважительно относятся к казачеству и сами принимают активное участие. + (4147) Всё на энтузиазме. Куда не кинешься – хлопцы сбросимся пускаем папаху по кругу и помогаем, кто умрёт или куда – то ехать надо и всё время помогаешь. – Но войну же прошли! 50 лет работали и служили! Отдыхать же пора! – Нет! Я в казачестве до самой смерти! Пока не умру!)) СТУДИЯ Вот все собеседники с кем нам удалось поговорить во время круга, а таких было не мало. Абсолютно все, из всех уголков России говорили о том, что участвуют в казачьих хорАх. И не для того, чтобы участвовать в агитбригадах, а душа их зовёт. Не могут казаки без песни, это одна из особенностей национального характера. Чтобы это правило подтвердить ещё целым рядом примеров нам придётся на время оставить большой общероссийский круг. Перенесёмся из Омска в Черлакский район. А именно в Соляное, когда – то это село было типичной казачьей станицей, как многие омские сёла, оно было частью целой оборонной линии на южных рубежах Российской империи. И жили здесь естественно сибирские казаки. Но Гражданская война и вторая мировая изменили не только территориальные, но и национальные особенности этих поселений. Вместе с потомками сибирских казаков в одном селе можно было встретить и забайкальских и уральских. А так как при советах казакам запрещалось носить знаки отличия, то заметить разницу между потомками первопоселенцев и переселенцев можно было по песням, старинным казачьим песням , которые передавались из поколения в поколение. СЮЖЕТ Кузьменко ((СХ 01:09 Комментарий: Синхронируемый: песня Должность: Титр: кас 123 02 35 18 будбь - же здорова , моя чернобровая . Жди жениха , так скучай .Пусть не томит тебя дума глубокая, жив я вернусь так , встречай. Крепка упряжка сбруюшка ратная . Конь мой лихой атаман . Пика коленаяя , сабля булатная, сам молодец - я казак.)) ((СХ 00:52 Комментарий: Синхронируемый: Ефим Аркин Должность: руководитель фольклорного ансамбля "Звонница" Титр: кас 44 02 54 35 Сейчас у нас в широком быту , как такового казачества нет. Есть потомки казаков , которые сейчас пытаются возродить былое состояние духа.Создаются ансамбли , создаются музеи ,собираются ценности, черты быта . Но конечно же, суровая действительность 30-х и последующих годов , когда все выкарчевывалось , оно дало свои плоды , и это тяжело вернуть на достойный уровень. Но традиции тут были развиты широко.)) ((СХ 00:26 Комментарий: Синхронируемый: Ефим Аркин Должность: Титр: кас 44 02 50 57 Конечно местных уже не так много осталось щебачков ,как вот называли иртышских линейных казаков - казащество, вот из-за этого говора - щекали , их прозвали щебачки. Это и Соляное и Черлак , вот эти села Малый Атмас , Большой Атмас, Татарка, это все тут щебачки сидели . Но вот это местные , это вот омское казакчество.)) В Соляное наша съемочная группа приехала за песнями. За старинными раздольными казачьми песнями от, которых , как говорится ,то душа замирает , то ноги сами в пляс идут. Нашим проводником в этой этнографической экспедиции стал Ефим Яковлевич Аркин - известный собиратель народных песен , художественный руководитель фольклорного казачего ансамбля " Звонница". Село Соляное , по его словам, это уникальный островок истории казачьих традиций , где рядом с потомками сибирских казачков , как до сих пор называют их здесь , щебачков живут и потомки забайкальских казаков , поселившихся здесь в пятидесятых годах прошлого столетья . Истории их родов очень трагичны , так как еще во времена гражданской войны ушли они вместе с атаманом Семеновым в Китай и Манчжурию , спасая , как показала история не только свою жизнь и жизнь своих близких , но и весь уклад жизни , основанный на патриархальных и православных традициях. ((СХ 00:15 Комментарий: Синхронируемый: Антонина Макарова Должность: Титр: кас 123 02 18 10 У всех цари висели , портреты царские.У нас атаман Семенов , в папахе с усами стоял на столе .Но как советские зашли сразу все пожгли или выбросили , напугались же.)) Антонина Александровна Макарова приехала в Россию , когда ей уже исполнилось 18 лет , так что все детство и юность она провела в Китае , там и замуж вышла за сына атамана Макарова , поэтому и по приезду на родину все члены семьи автоматически стали врагами народа. ((СХ 00:13 Комментарий: Синхронируемый: Антонина Макарова Должность: Титр: кас 123 02 23 31Все считалось , раз родители , то и мы враги . Советская власть тогда была , нас упрекали , тоже нам доставлось , предатели называли , хотя мы ничего не понимали.)) Сегодня назвать этих людей врагами народа язык не повернется , ведь все они были великими тружениками , а так как жили обособлено и только своим натуральным хозяйством , но не было такой работы , которая ,была бы им не по плечу. ((СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Антонина Макарова Должность: Титр: кас 123 02 20 53 Отец мой делал казачьи седла , мастерскую держал, делал много боевиков . Боевики такие украшенные с пуговицами- это все делал мой отец и продавал. Вопр. Каким по характеру должен быть казак его отличительная черта . Отв. Ну как они боевые , настроеные такие войны, На лошадях они что делали . Вот мой отец , он на ходу мог на голове стоять, на лошади , даже фотка такая была . Пока лошадь бежит он как циркач и под живот и везде вылезет и за землю схватиться. Как хошь будет делать. Много таких, борьба была такая. Вопр. А сами то умели такое делать. Отв. Ну я тогда еще маленькая была на лошади ездила . Но с лошади было упасть это позор. Например, единолично же жили .Хозяйство, телят вот надо ж с вчера загонять, коровы доились с телятами, вот дали мне однажды лошадь, жирная лошадь , Чалка звали. Спина круглая сидетьна ней трудно, ведь без седла. Как поеду так слечу , смотрю , что б никто не видел , по шее забираюсь снова.)) Родился в седле , так в старину говорили о виртуозном умении казаков ездить верхом, к тому же настоящий казак обязательно должен был мастерски владеть оружием и уметь петь , поэтому песенная культура прививалась в семье с самого раннего детства. ((СХ 00:14 Комментарий: Синхронируемый: Антонина Макарова Должность: Титр: кас 123 02 24 08 У нас в семье отец сильно любил петь и мать. Они сильно пели. 24 37 Нас маленьких научили "Ах ты орел мой сизокрылый" . Это мы маленькие пели.)) ((СХ 00:21 Комментарий: Синхронируемый: песня Должность: Титр: кас 123 02 26 05 Долго стояли на страже Амура , на страже родимой земли . Ровно полвека мы царскую службу верой и правдой несли.)) У Виктора Степановича Бочкарева , соседа Антонины Александровны родители были так же забайкальскими казаками и он прекрасно помнит , что петь родные песни малышей в семье учили с полной строгостью. ((СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Виктор Бочкарев Должность: Титр: кас 123 02 40 07 Все помню , хотя мне 5 лет было в 45-ом году , все помню. К нам на Рождество пришли , нас было 8 детей , родители - 10 человек было. И нас всех построили , и все мы пели . Казачьи писни заставляли нас и мы исполняли песни все , что знали , родители запевали а мы подпевали . Ну и в конце концов спели Рождество Христово. Церковные песни у нас когда в этот день поют как в церкви, так и дома.)) Православная вера в жизни казачества имела особое значение . ((СХ 01:49 Комментарий: Синхронируемый: Виктор Бочкарев Должность: Титр: кас 02 41 36 Конечно глубоко верили, потому что очень соблюдали все праздники. В праздник работать нельзя сенокос закрывали и все уезжали .Мы как дети оставались с конями там , охраняли. А родители утром в церковь, в обедню , после обедне они разойдутся по друзьям . И все утром снова в понедельник или какой праздник , даже средь недели не важно, после праздника снова сенокос. Вопр. Когда вы приехали в страну поголовного атеизма , как вы с этим мирились. Отв. Это не передать ,невозможно. Я даже не знаю как сказать . Мы столько слез пролили , распроститься вот с Храмом. У нас мать была здоровая женщина. Она приехала сюда ,вот на втором отделении, ее сердце стало сильно хватать. Куда мы приехали не помолиться . Приехали в клуб везде Коганович, политбюро, покрутились, помолиться некуда.Слезы. Утром встанут бабы наши , мать Мария Филиповна отцова, мать очень набожная была . Слез много пролили , как это было трудно нам,трудно. В праздник гудят трактора , мы везжаем в поле , как это , что это за праздник - это грех. Отдых должен. Нет , мы не мирились , но пришлось, так как бы стали отвыкать. Но не хорошо, нельзя так жить нельзя.)) При выезде из Китая казакам была предоставлена возможность выбора места жительства в разных странах ,но многие из них ,как истинные патриоты ,уезжали только в Россию. И хотя родина их встретила неласково, они трудились на ее благо не покладая рук , стараясь завоевать расположение и поддержку этой страны. Ведь внутренняя психологическая закваска гордых , уверенных и умелых людей не давала раскиснуть и затаить обиду . А в трудные моменты всегда выручала песня , ведь она в стране поголовного атеизма стала и молитвой , парадным маршем и дорогим воспоминанием о потерянной родине. Сегодня эти песни как драгоценные жемчужины пытаются собрать и сохранить этнографы . Руководителем фольклорного ансамбля " Звонница" - Ефимом Аркиным подготовлен и выпущен аудио диск казачьих старинных песен , большая часть , из которых собрана в бывших станицах Омской области. Песни как живые иллюстрации истории , наполненной величием ратного труда , верностью православию , и непобедимостью духа казачества. ОТБИВКА СТУДИЯ Теперь снова в Омск. На большой круг Союза Казаков России. В дни проведения этого собрания исполнилось ровно четырнадцать лет как заявил о себе союз казачьих войск. По сей день он остаётся общественной организацией, долгожданного закона о казачестве нет, реестровых казаков не много, государство в последние годы сокращает армию. Со стороны кажется, что почти пятнадцатилетнее ожидание может сломить кого угодно. Но, похоже, энтузиазм нашего казачества не истребим. СЮЖЕТ Никитин ((СХ 00:44 3850 (184) Комментарий: Синхронируемый: Сергей Максимович Толмачёв Должность: атаман Сибирского казачьего войска Никакого уныния нет только потому, что из себя не выпрыгнуть нельзя, если уж ты родился казаком, то должен нести свой крест достойно. Я считаю, что в Оо в Сибирском казачьем войске 30% населения это потомки казаков- они сегодня ещё не определились до конца, но многие солидные люди, я Вам скажу вот накануне проведения круга – они приходят к нам, становятся в наш строй и делают всё это бескорыстно для нас это большая надежда и большое счастье, что такие люди будут с нами в одном строю)) ((СХ 00:53 3618 (184) Комментарий: Синхронируемый: Сергей Максимович Толмачёв Должность: атаман Сибирского казачьего войска – У Вас есть чувство гордости, что именно в Омске прошёл круг? - Естественно у меня есть определённое чувство гордости, жизнь уже прожил не зря и в третьих, что касается Сибирского казачьего войска в О и Оо здесь давно процессы консолидации на сегодня можно сказать 2 направления, но основное направление – это говорю без надувания щёк – это союз казаков России и у нас хорошие отношения в Омске и с реестровым казачеством. На «Дне города», я думаю, что мы будем вместе отмечать праздник и я считаю, что сегодня, по сути дело казачества уже едино, мы не делили, но делили нас сверху)) СТУДИЯ А то, что деление казаков было искусственным, лучше всего показал заключительный день круга. На областном празднике "Вольница" представители с Дона и Терека, с Кубани и Яика, с Амура и Байкала нашли абсолютный консенсус на едином веселом гулянии. СЮЖЕТ Никитин СХ 00:17 Комм. Life Как утверждают казаки , исконные традиции их культуры - это традиции православия и поэтому независимо от того , где казак несет службу он всегда остается только русским и только православным человеком. На областном казачьем празднике " Вольница" организованном министерством культуры Омской области , Домом Дружбы , казачьими общественными организациями звучали старинные раздольные песни, военные рассказы бывалых казаков , звенело оружие , блестели ордена и медали у кого боевые , у кого и юбилейные. У Леонида Степановича Татаринова все его деды и прадеды были донскими казаками , и хотя сам Леонид Степанович воевал в Великую Отечественную, и дошел до Берлина , однако казачьи награды у него только современные и как , говорится , мирные. Боевые кресты и медали сегодня вручают казакам , которые несут службу, в основном, в горячих точках страны . СХ 00:26 Комментарий: Синхронируемый: Николай Липов Должность: атаман станицы "Змейское" Северная Осетия Титр: 13 44 Мы как миротворцы там . Мы живем между 2-х враждующих племен, а мы их объединяем.Все у нас пока нормально.Вопр. Я поняла , что эти ордена не юбилейные а заслуженные . Отв . Святой Георгий- зто заслуженный , а это юбилейный , это мы присутствовали в Москве на 5-ом казачьем круге. Награды и юбилейные, и боевые в семье казака - это не просто чеховский орден Святой" Анны на шее ". В семье казака и жена, и медаль имеют свое определенное значение . Медаль - доблесть, жена - прочный тыл. СХ 00:21 Комментарий: Синхронируемый: Николай Липов Должность: атаман станицы " Змейское" Северная Осетия Титр: 15 47 Казак дома - жинка умерла, и все остальные тоже. Я казак - в доме хозяин. Вопр. Ну такую жену еще найти нужно. ОТв. У меня жена очень хорошая . Она за казачество душу отдаст, потому что мы так живем. Вопр. Казачка тоже .Отв. Ессстественно , мы их далеко от себя не отпускаем , наш род. Казаки женяться на казачках. СХ 00:12 Комментарий: Синхронируемый: Юрий Чухненко Должность: Черноморское казачье войско Приднестровье Титр: 19 39 Главный девиз казачества - охрана рубежей , семей нашего отчества и неотъемлемая часть России .Мы должны быть единой как и раньше , прежде всего. Россия - это наша мать. СХ 00:35 Комм. LifeСТУДИЯ Любо! Любо песне доброй казачьей. И делам, коих не мало было на круге. Любо сказали казаки и избранному атаману. Любо всем нашим телезрителям, говорим мы, коллектив программы «Национальный характер». До встречи в урочное время в эфире ГТРК Омск. Мир Вашему дому. ЗАСТАВКА

Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz