СОКРАТИТЬ НА СИНХРОНАХ
СТУДИЯ
Здравствуйте! Сегодня в программе «национальный характер» поговорим об образовании. Естественно в преломлении сквозной нашей темы – национальной. Ещё в конце девятнадцатого века в российском правительстве начали предпринимать меры для образования не только на государственном но и на других языках, бытовавших на просторах империи. К стыку веков уже сотни энтузиастов работали на ниве просвещения самоедов, чухонцев, киргизов, кавказцев, а чуть позже и государственные мужи поняли необходимость просвещения всех подданных. ((2 kam)) Четвёртого января тысяча девятьсот шестого года Министерством народного просвещения были утверждены правила о начальных училищах для инородцев. Правила определяли технические и кадровые основы. А начинался сей документ общими положениями с идеологической установкой. ((Бернадский цитирует накладкой)) «Начальные училища для инородцев имеют целью, с одной стороны, содействовать их нравственному и умственному развитию и таким образом открывать им путь к улучшению их быта, а с другой – распространять между ними знание русского языка и сближать их с русским народом на почве любви к общему отечеству. ((2 kam))
Орудием первоначального обучения для каждого племени должно быть природное его наречие.
Учителями и учительницами в инородческих училищах должны состоять лица, имеющие установленный образовательный ценз, притом непременно или инородцы того племени, для которого учреждено данное училище, или русские, основательно знающие соответственное инородческое наречие и имеющие, в этом надлежащее удостоверение. ((2 kam))
В случае проживания в местности нескольких инородческих племен открываются первоначальные училища для каждого племени особо.» Конец цитаты.
Не обошли образовательные новшества и наш край: согласно обзору Акмолинской области за тысяча девятьсот первый год в Омске существовало более десятка официальных учебных заведений, где велось преподавание не на русском языке.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:58
Комментарий:
Синхронируемый: Скандаков Игорь Евгеньевич
Должность: директор Омского музея истории народного образования
К159 081444 кроме перечисленных учебных заведений мы находим магометанские школы при мечетях, вот указано 10 в городе. Школы омского еврейского общества, пансионы для русских и киргизских мальчиков 1507))
СТУДИЯ
Кроме того областная администрация в тысяча девятисотом году утвердила два типа светских учебных заведений для инородцев: первый – аульные подвижные школы для мальчиков и девочек и второй тип – волостные двухклассные русско-киргизские училища, служащие как бы продолжением первых. ((2 kam))
А в первые годы СОВЕТСКОЙ власти начинается настоящий бум национальных школ. ((хроники ликбеза)) Нового СТРОГОГО стандарта образования ещё не было и по инициативе снизу в местах компактного проживания нацменшинств, именно ТАК тогда было принято говорить, практически повсеместно образовывались школы. Желание энтузиастов сеять доброе и вечное было велико, несмотря на разруху и всеобщую бедность. Так на территории современного Горьковского района, согласно официальным отчётам, в аулах номер два, четыре и пять преподавание велось в землянках, без всякой мебели и почти без учебников. В двадцатые - тридцатые годы только в одном Тарском округе появилось тридцать четыре бюджетных учреждения: школы и избы читальни с национальным уклоном. Татарские, Латышские, Эстонские, Польские, Немецкие, Чувашские. Всего три тысячи семьсот двадцать учеников. Причём зачастую в этих школах боролись с безграмотностью люди которые сами едва умели читать и писать.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:57
Комментарий:
Синхронируемый: Наталья Шадрина
Должность: главный хранитель Омского музея истории народного образования
К159 081727 допустим можно было закончить, по нашему, не полную среднюю школу и пойти уже работать учителем в принципе очень часто и в национальных школах проходили процессы, то, что очень молодые учителя приходили и достаточно часто менялись. Большое внимание уделялось специальным отделам при Окроно и облоно отделы национальных меньшинство, которые занимались сбором информации о нацшколах пытались отслеживать, но трудно было в связи с нехваткой педагогов, был человек есть школа не стало человека и нет школы 1829))
СТУДИЯ
К окончанию культурной революции, в конце тридцатых годов количество подобных школ резко сократилось. Поубавился пыл энтузиастов и государство во главе с главным специалистом по национальному вопросу и русскому языку ((портрет Сталина)) начало проводить унитарную образовательную политику. Как и при царе национальные школы стали рассматриваться лишь как подготовительный этап к образованию на русском языке. И если во времена империи идеологической целью провозглашалось сближение инородцев с русским народом на почве любви к общему отечеству, то в СССР задачей максимум национальных школ – была ликвидация национальных различий на почве любви к идеям коммунизма.
((2 kam)) В наше время национально – региональная компонента в образовании не загружена идеологически и столетия совместного проживания уже решили такую проблему как языковой барьер. И несмотря на это в Омской области национальные школы существуют. Существуют несмотря на то, что мы НЕ национальный регион, как например Поволжские или кавказские республики. Так для чего тогда работают в нашем регионе шестьдесят пять школ. Казахские, немецкие, татарские, латышские. В них учатся более четырёх с половиной тысяч школьников. Для чего? Давайте попробуем найти ответить на этот вопрос в ауле Сегизбай, в местной школе.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:17
к47 живьё урока на казахском языке))
урок родного языка. Именно родного. МайрА Садвакасова учит старшеклассников понимать не только язык отцов и дедов. Но и всё что связано с понятием родное, Родина.
((СХ 01:45
Синхронируемый: Майра Хамитовна Садвакасова
Должность: учитель Сегизбайской школы
К47 015005 казахские нравы, этикет казахский, обычаи у нас такие предметы были, все правила поведения здесь в этих книгах от рождения и до того как умер. И вот этого дети не знают, а надо. Я им говорю, рассказываю – они с открытыми ртами слушают им очень интересно – неужели они этого дома не видят? – много уже забыто но очень интересно всё это восстановить и не только детям любопытно, но и взрослым – как и что говорить, как себя вести 015150))
сразу две учительские династии работают в Сегизбайской школе. Одна из них Момоновых. Алмагуль Момонова по примеру старших даже на русскоязычных уроках всегда приводит казахские аналоги того или иного слова, понятия.
((СХ 00:34
Синхронируемый: Алмагуль Момонова
Должность: учитель Сегизбайской школы
К159 015538 дети мало говорят на своём родном казахском языке, очень много смотрят ТВ книг на русском читают, преподавание идёт основных предметов, но я думаю это не должно отразиться. Родной язык дети всё – равно должны хорошо знать и в семьях у нас разговаривают и уроки есть надеюсь родной язык не забудут 5612))
Родоночальник динстии Момоновых Хайырбек Сапаргалиевич уже пятьдесят лет работает в Сегизбае. Застал и то время, когда всех заставляли учить русский язык, для того чтобы изучать школьные предметы. Теперь ситуация обратная. Начинается обучение на русском и параллельно преподаются Казахские литература и язык. Так для чего нужны национальные школы?
((СХ 00:48
Синхронируемый: Хайырбек Сапаргалиевич Момонов
Должность: директор Сегизбайской школы
К159 020239 школа должна быть носителем традиций любой нации в т.ч. и казахской 0245 + 015929 без изучения без распространения письменных достояний которые достались нам от наших предков если оно не будет изучаться в школах конечно будет трудно, передавать будет некому 015942 + 015752 национальный язык должен знать каждый ребёнок, каждый человек это язык матери, зная язык свой он должен знать свою культуру, традиции, обычаи 5807 когда человек становится взрослее он будет общаться со своими и не знать среди них традиций для него будет очень стыдно 5821))
СТУДИЯ
Работа школ с этнической компонентой, их поддержка – это часть политики, национальной политики в нашем регионе. Межнациональная напряжённость возникает там, где какой – ни будь из народов чувствует что его ущемляют, особенно в тех вопросах, которые касаются именно основных этнических признаков – внешность, язык или обычаи. Поэтому в Омской области работают двадцать одна татарская, девятнадцать казахских, двадцать четыре немецкие школы. И материальная основа у них есть, но сложнее с методической и кадровой. Федеральный центр не занимается подготовкой соответствующих специалистов и выпуском учебной литературы. Поэтому сами педагогические коллективы совместно с областной властью, министерством образования решают эти проблемы.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:33
Синхронируемый: Аркадий Аркадьевич Петрусевич
Должность: ректор областного института повышения квалификации работников образования
К47 012128 У нас есть система договоров с республикой Казахстан и Татарстаном, в рамках этих договоров составлена целая программа действий по которой эти республики предлагают нам целый ряд услуг которыми мы пользуемся 2146 это обеспечение книгами и приезд сюда преподавателей, которые осуществляют повышение квалификации учителей, работающих в рамках этнокультурного компонента 2157 + 2225 в рамках договоров есть целая программа, которая связана с поездкой наших учителей в Казахстан и знакомство с системой образования там в таких же институтах, в Татарстан в таких же институтах 2240 то есть здесь мне кажется мы неплохо работаем хотя и не означает, что надо успокаиваться и не находить других форм потому как и в Омской области и в других регионах есть национально культурные общественные объединения с которыми мы тоже встречаемся и через которые тоже осуществляем связь учителя, ребёнка, родителей в изучении этнокультурного компонента 012305))
А в первом педагогическом училище набираются группы где готовят будущих преподавателей в казахские и татарские школы. И в общеобразовательных учебных заведениях области, в том числе и в Омске, есть факультативы где более двухсот человек постигают свой родной язык или поддерживают его знание.
((СХ 00:34
Синхронируемый: Слушаш Жамагуловна Раева
Должность: специалист областного института повышения квалификации работников образования
К47 012637 ну например, в Омске на базе 152 школы открыт центр по изучению казахского языка и нужнол отметить, что среди изучающих казахский язык есть дети и русской национальности 2648 но и также в селе есть такая востребованность я знаю в Знаменском районе, Тарском, Шербакульском 2711))
((СХ 00:51
Синхронируемый: Аркадий Аркадьевич Петрусевич
Должность: ректор областного института повышения квалификации работников образования
К47 012335 когда само население заботится о том, чтобы не растворился в обществе язык, не растворилась культура – это как раз говорит о том, что родители и особенно старшие в этих татарских и казахских деревнях они заботятся об этом на это направлены и усилия учителей которые проходят у нас здесь повышение квалификации 012402 сегодня мы не можем говорить, что это мешает среднему образованию, это дополняет среднее образование и я думаю, что это существенное дополнение, поскольку через эту культуру человек не забывает о своей принадлежности человек не забывает о том, что он гражданин России, поскольку сегодня вопросы гражданского воспитания через этнокультурный компонент – это великие вопросы 012426))
СТУДИЯ
Вот эта фраза – «ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» пожалуй ОНА объединяет мысли всех специалистов – практиков, что мы слышали до этого. Здесь опять можно вернуться к началу нашей передачи, а именно к правилам училищ для инордцев, утверждённых ещё царским правительством, которое одной из идеологических целей устанавливало - воспитание любви к отечеству. ((2 kam))
Ну а как же другая часть россиян. БОльшая част. Именно русские. Можно ли говорить о том, что наши школы национальные. Формально – Да! Преподавание - на титульном языке, отдельными предметами идут отечественная история и литература. Но во всех крупных городах есть не государственные школы с русским национальным уклоном. И эти школы не пустуют. Взять, к примеру, омскую славянскую школу Кирилла и Мефодия – если бы не было отклика в обществе, навряд ли бы выжили подобные учебные заведения в эпоху нашего особого капитализма. Так нужны ли изменения в государственных школах, чтобы со всем основанием можно было называть их национальными?
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:06
Синхронируемый: Владимир Дмитриевич Белов
Должность: директор Славянской школы Кирилла и Мефодия
К150 022859 это очень сложный вопрос. Чтобы создать национальную школу очень аккуратно надо поступать, не бросаться из крайности в крайность, но один из самых главных моментов – это православие и духовное образование ребёнка 2915 + 022634 Чтобы быть русской национальной школой надо пойти как мы пошли в углублённое изучение русского языка. Ещё есть православный уклон – это церковно-славянский язык 2649 + 023022 ну и особо – это учебники истории. ВВП поставил задачу перед министерством более тщательно учебники истории и у нас, допустим, история тоже особый предмет. В школе у нас преподаёт преподаватель из университета. Человек православный и мы стараемся православную точку зрения на все исторические события 3057))
То есть главное условие национальной школы это этнический подход во всех предметах и главное – нельзя считать школу национальной по тутулу, языку, на котором ведётся преподавание.
((СХ 01:42
Синхронируемый: Константин Семёнович Лебедев
Должность: учитель Славянской школы Кирилла и Мефодия
К159 021406 языком можно и молитву говорить и богохульства. Можно и про пэкимонов по-русски рассказывать, можно о других каких – то похабных вещах весь о чём на этом языке говорить 1421 и школа наша Кирилла и Мефодия она как раз русскому языку вернуть его содержание говорить о вере о культуре 1433 вот человек когда любит свою нацию, свой народ, свою культуру он не возьмёт автомат и не будет других каких – то инородцев стрелять, потому, что любовь к своему народу она предполагает и уважение и к другому народу 1502 там где этого уважения нет – там нельзя говорить о какой – то национальной культуре 1508 если взять беслановскую трагедию, возьмём мы тех отморозков, что стреляли детям в спину – все эти отморозки они возраста до 30 лет, в основном это молодые люди, формирование их происходило на фоне развала нашей страны, у них не было примера любви к национальной культуре 021533 если бы эта любовь была, если бы её прививали, если бы даже усечённое наследие советской эпохи оно как – то сохранилось, то этого бы всего не было 021548))
Почему же тогда в национальных республиках разрешены и факультативы и обязательные занятия по основам национальной культуры, а в русских школах такого предмета нет. И когда три года назад поступило предложение о введении такого предмета оно встретило сильнейшее противодействие. Причём обращение иерархов русской православной церкви поддержали лидеры всех основных религиозных конфессий. Почему борцы за чистоту отделения церкви от государства с таким рвением набросились на саму возможность введения в школе основ православной культуры.
((СХ 00:46
Синхронируемый: Константин Семёнович Лебедев
Должность: учитель Славянской школы Кирилла и Мефодия
К150 022142 этот стержень из страны будет выдернут и произойдёт уже не парад, а карнавал суверенитетов, когда каждый будет бить себя пяткой в грудь и кричать, что он самый-самый, что все его ограбили и он самый пострадавший, что он может без всех обойтись и всё это чревато большой кровью и распадом великой и могучей нашей страны. Поэтому и существует такое сильнейшее противодействие тому, чтобы наши дети понимали, что они русские и что стоит за этим словом – русский 2228))
СТУДИЯ
Действительно одного урока мужества, раз в году мало, чтобы доносить до учеников идеи патриотизма. Одного урока в году по государственной символике мало, чтобы сделать нашу школу национальной. А может образование должно быть вне этнических особенностей? Попытки реформировать систему под западную кальку идут у нас непрерывно в последние десять лет. Ну и к чему это привело? К путанице в учительских умах, к стрессам для школьников, которые начинают учиться по одной программе, а потом выясняется, что готовились они не к тем экзаменам, и не в той форме. Стоит ли без конца экспериментировать когда у нас к концу двадцатого века уже сложилась своя особая отечественная педагогическая школа. Отличная от всех. Вот возьмём к примеру предмет универсальный – музыку, казалось бы на её языке могут общаться независимо от знания языков национальных. Однако нет! Подтверждение тому в сюжете Ольги Кузьменко.
СЮЖЕТ Кузьменко
((начать с музыки)) Специально новую музыкальную композицию подготовил ансамбль ударных инструментов "Маримба" к встрече своего бывшего солиста, а теперь уже студента Ньюнбергской консерватории - Ивана Иванченко.
((СХ 00:25
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: 05 44 28
Песня " Я за что люблю Ивана"
объятья.))
Иван Иванченко начал заниматься музыкой с тринадцати лет, что, по мнению его педагогов Эдуарда и Александры Кургуз довольно поздно. Однако, по их -же словам, одаренный ученик постигал музыкальную грамоту, буквально, семимильными шагами, что и позволило ему не только на отлично закончить омское музыкальное училище имени Шабалина, но стать студентом Ньюнбергской кансерваторнии в Германии, на бюджетном отделении. Фамилия Иванченко и имя Иван не оставляют сомнения в том, что это обсолютно русский человек, однако, учеба в Германии на бюджетной основе, вызвала немало вопросов.
((СХ 00: 18
Комментарий:
Синхронируемый: Иван Иванченко
Должность:
Титр: кас 123 05 54 34
Конечно, интересовались, один-ли я, есть -ли у меня родственники и знакомые, и вообще есть -ли у меня предки немцы, и как я вообще сюда попал, и где там в Сибири, и сколько там у вас снега, и какие медведи ходят. Всякое бывает немцы интересовались почти каждый.))
((СХ 00:30
Комментарий:
Синхронируемый: Иван Иванченко
Должность:
Титр: кас 123 05 47 30
Это было три месяца , хотелось просто бросить все и уехать домой. Не потому что дела шли так плохо. Просто настроение было еще такое российское. И думал еще как тот русский парень Иван, который здесь жил в Омске. Вопр. А вот думы русские наверное отличаются . Отв. Да безусловно, если загибать всех пальцев не хватит на руках, на ногах настолько люди отличаются, настолько люди по другому думают, казалось бы в идентичных ситуациях.))
((СХ 00:20
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: кас 123 06 07 13
Караван.))
Репертуар ансамбля "Маримба" составляет музыка народов мира, да и инструменты, на которых играют юные исполнители сплошь зарубежные - от экзотической маримбы до современных виброфонов. Казалось бы о какой исполнительской русской школе может идти разговор. Однако, специалисты почеркивают, что именно за Уралом в Новосибирске и Омске существует уже русская школа исполнительства на ударных инструментах. И ансамбль "Маримба" не раз доказывал ее уникальность, не однократно становясь лауреатом на различных российских и зарубежных конкурсах.
((СХ 00:49
Комментарий:
Синхронируемый: Эдуард Кургуз
Должность: художественный руководитель ансамбля ударных инструментов "Маримба"
Титр: кас 99 06 23 07
Понятие русская душа - это не пустые слова, это на самом деле так . И вот какой-то глубиной, какой-то прочувственностью исполнения, какие-то эмоции, какая-то широта, она есть в этой школе. Хотя инструменты все зарубежные, но привнесено что-то русское. Когда бываем на конкурсах наши зарубежные коллеги отмечают, что русская исполнительская школа - это всегда виртуозная школа, по-видимому это на самом деле связано с русским характером.))
((СХ 00:33
Комментарий:
Синхронируемый: Эдуард Кургуз
Должность:
Титр: кас 99 06 27 33
То, что я ценю в своем ученике Иване, именно такая русская настойчивость, русское трудолюбие, духовность, душевность. Они и в музыке проявляются, мне с ним всегда было очень интересно заниматься, что называется одержимый, это очень важно для музыканта, конечно, когда музыкант любит свое дело, когда влюблен в него всей душой, тогда многое получается.))
Духовное, душевное единство учителя и ученика не раз отмечалось как национальная черта российской педагогики, ведь настоящий учитель -мастер в нашей стране старается не только дать необходимые знания, научить профессии, но и воспитать настоящего человека, формируя не только грамотную, но и гармоничную личность. В системе -же немецкого образования такие педагогические приемы считаются излишней роскошью.
((СХ 01:02
Комментарий:
Синхронируемый: Иван Иванченко
Должность:
Титр: кас 123 05 48 7
Педагоги со студентами живут, грубо говоря, различными жизнями. И педагог в принципе не интересуется, что и как у студента, лишь бы он как-то ходил на уроки, что-то делал играл, и, конечно, такой сплоченности как у нас здесь нет.))
Тесная дружба учителя и ученика очень часто в российских школах продолжается и после окончания периода обучения. И если есть возможность, педагог старается предать своего ученика ,как говорится, в надежные руки. По рекомендации Эдуарда Анатольевича, в период поступления в консерваторию в Германии, американский музыкант Билл Маленхофф морально поддерживал русского парня.
((СХ 00:32
Комментарий:
Синхронируемый: Александра Кургуз
Должность: педагог ансамбля ударных инструментов "Маримба"
Титр: кас 99 06 39 10
Я думаю, что многие западные наши коллеги, они много теряют в этом плане, потому что вот когда Эдуард Анатольевич вел переговоры с Биллом Маленхоффом, насчет поступления Ивана, и естественно он давал ему характеристику. То надо сказать, что помимо музыкантской характеристики, говорил ему такую очень важную вещь , которую на самом деле Билл оценил, я думаю по достоинству. Он казал, что Иван будет не просто хорошим студентом, он будет настоящим другом. И я надеюсь, верю, что это так и есть.))
Прошел первый год учебы в Германии, как говорится адаптационный период уже закончился, и он конечно не мог не сказаться на формировании характера и молодого человека .
((СХ 00:21
Комментарий:
Синхронируемый: Ольга Иванченко
Должность: мама
Титр: кас 99 06 34 15
Он самостоятельный вел образ жизни, ему самому приходилось думать о себе, о том где спать, что есть, что пить , на что покупать, искать работу, поэтому да он стал мужчиной. Вопр. Менее русским на ваш взгляд. Отв. Ну нет, первое впечатление было да, потом за недельку так, нет наш, наш русский.))
((СХ 00:17
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: кас 99 06 19 19
Калинка. Вопр.Я смотрю ты уже и Калинку по джазовуму играшь.Отв. Ну да я пытаюсь и акампонимент делать и еще мелодию играть, это не просто.))
((СХ 00:50
Комментарий:
Синхронируемый: Эдуард Кургуз
Должность: художественный руководитель ансамбля "Маримба"
Титр: кас 99 06 26 04
Он перестраивается . и я думаю , что дай бог, что бы он сохранил в себе русское начало. Я понимаю, что как вы сказали, он человек мира, человек, который мыслит и представляет все в масштабах планеты всей . Тем не менее вот сохранить в себе русские качества русский характер это очень важно. Потому что, я думаю, что русский характер - это такое явление, которое включает в себя очень большой потенциал. И не смотря на все те проблемы, которые у нас есть в Российской жизни, я думаю если в каждом из нас , вообще в русских людях будет больше какого-то самоуважения, достоинства, просто нашего национального, все будет лучше.))
Да образование не может быть не национальным, сеять доброе и вечное приходится на разные почвы и если не учитывать эти особенности всходы могут получиться хилыми или уродливыми. А урожай плодов просвещения будет обильным, только если учитывать этнический фактор. Что особенно значимо в нашей многонациональной стране. В этом были уверены все люди, любящие Россию притом задолго до появления западных деклараций о правах наций. В тысяча восемьсот девяносто третьем году Министр финансов, будущий премьер-министр граф Витте писал императору Александру третьему «… русский национальный дух, служащий основанием внутреннего единства государства, но свободный от утверждения националистической исключительности, в огромной степени способный на дружеское товарищество и сотрудничество самых различных рас и народов. Именно на этом базисе строится всё здание российского могущества.» Вот слова истинного патриота отечества. Давайте считать их эпилогом нашей сегодняшней и прологом всех наших будущих программ «Национальный характер». Мир Вашему дому!


Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz