ЗАСТАВКА
МУЗЫКА ЖИВЬЁ ((СХ 00:12 к134 050407))
СТУДИЯ
Песней и добрым словом встречали гостей в сибирском культурном центре. Здесь решили возродить старую русскую традицию - после сбора урожая, на праздник покровА проводить ярмарки. Только в отличии от традиционных торжищ– главная задача не продать товар, а показать его лицом. И не то, что можно встретить на каждом прилавке, а то, что к сожалению становится дефицитом из разряда ценностей не рыночных. Свирели и матрёшки, камузы и туеса, короба и крынки. Изделия народных промыслов представляли коробейники из Томска, Новокузнецка, Горноалтайска, Тюмени. Омичи, гости ярмарки смогли увидеть много интересного, что ещё сохранилось во всех уголках Сибири.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:04
Синхронируемый: Тамара Борисовна Бугаенко
Должность: ведущий специалист Сибирского культурного центра г. Омск
К044 062420 с другой стороны – это школа для мастера. Вот он придёт сюда, посмотрит наш омский мастер? Посмотрит работы других регионов ему захочется, что – то своё придумать у нас сейчас конкурсы проходят, чтобы делать, что – то своё чисто омское, вот мы сейчас проводим ярмарку с другими регионами, а на самом деле заботимся о своём мастере 2449 – А есть омские мастера? – Конечно же есть! У нас в районах созданы центры народной культуры которые непосредственно работают с мастером персонально. – И бюджет их поддерживает? – Да поддерживают. Они стали выделять денежку на зарплаты руководителям, мастера поддерживают тоже он начинает изготавливать изделия и самое главное, что есть истоки народные, традиция 2524))
СТУДИЯ
Конечно, были на покровской ярмарке и омские мастера, многие из них как раз из центров народной культуры. Тех самых, что поддерживают губернские власти и опекают специалисты Сибирского культурного центра. Такой опыт государственной поддержки народных промыслов есть и в Томской области. Некоторые гости ярмарки по хорошему завидовали своим соседям.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:37
Синхронируемый: Ирина Анатольевна Прожикина
Должность: директор мастерской художественных изделий «Кизир» г. Горноалтайск
К134 5337 у нас пытались их создать, но они не развиваются, развиваются только энтузиасты. Отпускают деньги бюджетные организации, но они тут же куда – то теряются 5354 + 5427 мы благодарны организаторам таких выставок, что приглашают в различные регионы участвовать вот в таких выставках, во многих регионах такое практикуется, у вас в Омске, видимо, много уделяется внимания ремёслам, в отличие от некоторых других 055447))
СТУДИЯ
Сейчас в омской области двадцать три центра народного творчества, одни работают давно, другие только оформились. Создавались они по инициативе сверху, но если бы не энтузиазм снизу навряд ли бы эта идея реализовалась в Большереченском, Муромцевском, Знаменском, других районах. Предлагаю Вам познакомиться с одним из них поближе.
СЮЖЕТ Никитин
Колосовка географический центр Омской области. О чём свидетельствует специальный знак. А это макет знака, сувенир, свидетельствующий о том, что Колосовка ещё и центр берёстового промысла нашей области. В местном центре поддержки традиционной культуры из коры берёзы могут делать практически всё. Например в точности воссоздать предметы старины.
((СХ 00:50 Синхронируемый: Игорь Николаевич Кузьмин Должность: заведующий отделом русских традиционных ремёсел
К150 140022 в нашем регионе именно из бересты делали, вот звук при помощи такого язычка извлекали. – Как музыкальный инструмент использовался? – Тлько не отдельно. А вот маленький рожок у него звук другой 140112))
Игоря Кузьмина можно смело назвать главным местным ремесленником – традиционалистом. Ещё до того как появилась поддержка из области в виде центра, он был вольным художником, преподавал в художественной школе, был душой студии коробейники, где подобрались те, кто любит работать с деревом. Среди мастеров центра есть и профессионалы. Валентин Финк приехал из Кемеровской области, где учился ремеслу у мастеров известных.
((СХ 02:34 Синхронируемый: Валентин Владимирович Финк Должность: мастер – надомник К047 130751 у них объединение было художников, постепенно переродилось в промысел, вот и мы пытаемся свой создать – А когда приехали в Колосовку сразу решили продолжать это? – Я решение раз принял – значит всё! Я берестянщик! Тем более берёзы здесь…130822 + 0837 жена у меня колосовская сам я служил в Омске, так, что Омск мне не чужой. Сразу узнал о местных мастерах. Узнаём друг друга по рукам, порезам… сразу сдружились, помогаем друг – другу, взаимовыручка должна быть. – а кто вы по специальности? – юрист – а что вас кормит? – береста – право не кормит? – юристов много, а мастеров мало - с семьёй в связи с этим нет проблем? – Нет, жена понимает, что лучше для души, вообще за бересту нельзя садиться с злым сердцем, если всё сделано с душой то твою работу сразу забирают 131040))
Работы мастеров колосовского центра уже знают в Омске и за его пределами. А на малой родине изделия студии Коробейники - становится предметом гордости, символом, знаком места их создания.
((СХ 01:20 Синхронируемый: Игорь Николаевич Кузьмин Должность: заведующий отделом русских традиционных ремёсел
К150 134801 в основном заказчик администрация, на праздники, и так люди просят. – Своё произведение узнаете из многих? – Да вот знакомый увидел в Кёлне, у высокопоставленных людей видел, а в Кёльн скорее всего попало из салонов 134921))
Колосовские берестянщики стали желанными гостями и на покровской ярмарке. Выставочные залы для продолжателей традиций – в порядке вещей. Современное существование народных промыслов – категория не только экономическая. Велика здесь доля того, что называется прикладным искусством.
((СХ 02:35 Синхронируемый: Валентин Владимирович Финк Должность: мастер – надомник К047 130304 выставляемся мы и на российских выставках и региональных, не только на реализацию, но и выставляемся, нужно постоянно владеть ситуацией, чтобы знать, что делают другие люди, чтобы в струе быть – Народные промыслы постоянно развиваются? – Да – А это не испортит их первозданность? – Всё – равно от материала не уйдёшь, что заложено в бересту – то всё! – Ваши работы по назначению применяют или только для красоты? – Ну это кто как. На селе и хранят в них масло, мёд, а в городе больше как для красоты, чтобы навороты разные были 0417 а вам приятнее с украшательством работать, да нет, мне приятнее с бабушками работать здесь для души 0433 + 131347 когда в ремесло вмешиваются это же плохо? – Нет здесь совсем другое, вот бабушка идёт с чем – то принесёт того же молочка, а в салоне когда стоит работа там не видишь покупателя, нет обратной связи 131420 + 0433 ну а те, что с узорами там же можно проявить себя как художнику? – Художник в абсолютно любой работе может себя проявить. – Народные промыслы живы? – Конечно! Пока есть народ будут и народные промыслы))
У народных ремёсел в Колосовке есть будущее. Мальчишки самые желанные гости в центре. Им здесь доверяют всё, что может пока не твёрдая детская рука. Никаких творческих и профессиональных секретов – главное желание. А учится есть у кого.
((СХ 00:51 Синхронируемый: Игорь Николаевич Кузьмин Должность: заведующий отделом русских традиционных ремёсел
К047 133145 наша задача сохранить традиционную культуру, мы решили собрать мастеров, что – то сделать, показать людям как альтернативу 3212 + 133635 мы не циклимся на бересте ещё и плетение и резьбу и бончарное – А ученики есть которыми гордитесь? – Да есть уже на выставках места занимают 3659))
Народные ремёсла как одно из средств от безработицы, проведения досуга, воспитания чувства прекрасного у детей. Всё это будет, но при двух условиях – если есть заинтересованность властей – как у нас в области в виде создания специальных центров и если есть люди, которые своими руками, талантом это поддержат. Результат никуда не денется. В мастерской коробейников говорят, что муза может шариться где попало, может разбудить ночью, может оторвать от обеда или остановить на полдороги. Пути её неисповедимы. Предсказуемо только то, что никогда не позовёт на дурное дело.
СТУДИЯ
Стоит ли доказывать очевидное. Что народные промыслы одно из материальных выражений национального духа. Происходит глобализация, интернационализация всего материально-рукотворного, что делается на нашей планете. И исчезают народные ремёсла, именно в самых развитых странах. А может быть действительно берестяные хлебницы и домотканые сарафаны пережиток до индустриального общества? Вот что по этому поводу думают гости покровской ярмарки.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:25
Синхронируемый: Ирина Анатольевна Прожикина
Должность: директор мастерской художественных изделий «Кизир» г. Горноалтайск
К134 055139 они имеют не только художественную ценность, они близки человеку по духу т.е. они олицетворяют природу, природу человека, природу, окружающую нас поэтому никакие современные технологии и искусственные материалы не заменят натуральный материал – дерево, бересту и т.д. которыми пользуются художники, народные мастера 5204))
Всё – таки деревянные ложки не пережиток, а памятник прошлого. Кладёшь гриб в ивовое лукошко, накрываешь его вышитой салфеткой и думаешь о людях, которые вложили душу в эти предметы, зачем – то их разукрасили, хотя для прямого потребления украшательства и не понадобятся. Чувствуешь уважение к конкретному мастеру, который своими руками без всяких машин смог такое сотворить. Вот гости нашей ярмарки из Новокузнецка целое направление представляли. Причём это не возрождённый промысел, а новообразованный.
((СХ 00:49
Синхронируемый: Елена Викторовна Крыжевских
Должность: товарищество мастеров – художников народных промыслов г. Новокузнецк
К134 060520 у нас город угля и металла, у нас живут шахтёры и металлурги никак не подразумевалось, чтобы там была красота, нам и нам надо было чем – то заниматься женщинам, не только детей растить вот и придумали матрёшку 0535 особенно она родилась после этих критических катаклизмов в экономике, была безработица, било очень много людей талантливых которые остались без работы и они организовали такое объединение 0553 + 060631 – Вас уже знают везде в Сибири? – Нас уже знают везде. В выставках участвуем особенно часто в Новосибирске и Красноярске 0639 + 060736 - не делали Вам замечания Ваши коллеги из традиционных регионов, производящих матрёшки – почему это так? Голову повернула да ещё и кокетничает? – Конечно первое время это не считалось традиционным, но мы и не претендуем на традиционность это первая современная авторская матрёшка 0754))
СТУДИЯ
Кто был в дни покровской ярмарки в сибирском культурном центре, тех не покидало ощущение сказки, былины, народных преданий. Герои которых в дереве, глине, материи стали осязаемы. Были и классические персонажи народного творчества, были и авторские. В основе многих произведений - легенды и традиции народов населяющих Сибирь.
СЮЖЕТ Кузьменко
Легенды возникновения старинных городов отличаются не пафосом индустриального социалистического строительства, а лирическим сюжетом сказочной были, которая находит реальное воплощение в изделиях декоративно- прикладного творчества. Гости из Горноалтайска привезли на Покровскую ярмарку в оберегах, сувенирах и деревянных скульптурах живую легенду создания городов Алтая.
((СХ 00:58
Комментарий:
Синхронируемый: Ирина Прожикина
Должность:
Титр: кас 093 03 51 18
Есть такая легенда о слиянии двух рек Катунь и Бий. Был молодой человек , он полюбил девушку Катунь, которая была дочерью богатого бая. Они решили пожениться, но отец никак не разрешал молодым объединить свои сердца, и они решили сбежать. Они сбежали от родителей, но Катунь была более быстрая девушка, она убежала далеко вперед, и Бий ее догонял, и слились они в районе , вот сейчас если географически- это в районе Бийска, то есть река Обь - это объединение двух любящих сердец- Обь. И в каждом регионе есть такая легенда о слиянии двух рек, двух любящих сердец, как символ гармонии. Вопр. То есть вот у нас Иртыш и Омь. Отв. Да Иртыш и Омь , Ангара и Енисей , таких легенд много. То есть символ того, что двое людей преодолеют все препятствия и все равно будут вместе.))
Гармония двух любящих сердец, создание семьи, и идеалы материнства - это сщность не только тюркских и славянских народов, населявщих Сибирь, но эти сюжеты можно смело назвать интернациональными, так в любом этносе гармоничное течение жизни всегда рассматривается через семейный очаг, а женщина по праву считается его берегиней.
((СХ 00:40
Комментарий:
Синхронируемый: Ирина Прожикина
Должность:
Титр: кас 093 03 47 41
Вот например многодетная мать - это Эне, по алтайски - это мать, здесь много детей, то есть как бы символ большой, мать их оберегает. Каури - это символ у всех народов Сибири, это символ женского начала. Так же вот материнство, вот еще в таком виде можно посмотреть на нашей выставке. Вопр. Это тоже Эне. Отв. Это уже не Эне, многодетная мать Эне, а это чадородица мы ее называем, то есть это мать и ее ребеночек, которого она всегда бережет. Он внутри у нее, всегда, всю жизнь она за него в ответе. 03 48 29 У тюркских народов очень сильная линия матери, материнства то есть женского начала.))
Алтайские легенды, символы и поверья - это бесконечный поиск гармонии жизни, поиск взаимоотношения добра и зла, а эти эти проблемы испокон веков волновали все человечество в независимости от места проживания и вероисповедания. Вот только образы олицетворяющие добрые и злые силы у каждого народа свои.
((СХ 00:38
Комментарий:
Синхронируемый: Ирина Прожикина
Должность:
Титр: кас 193 03 49 17
Это Сова - символ мудрости, а здесь такое тоже философское начало,- это добро и зло.Это барашек добро символизирует, а зло это - волк. Они едины то есть добро и зло ходит рядом. И человек должен обладать мудростью, что бы выбрать, где же все таки середина между добром и злом, и выбрать истину, бусинка - это символ веры. Все изделия выполняются из кедра. Все народы Сибири поклоняются кедру, и молитву читают именно около этого дерева. Вопр. А почему. Отв А потому, что оно проводит их мысли в космос, в потусторонний мир, и наоборот наделяет его энергией, которая ему оттуда посылается, то есть оно как бы проводником является.))
У народов Сибири к дереву испокон веков было особое отношение, его по праву считали и кормильцем, и согревающем теплом и свещенным даром богов. Дерево и оберегало и украшало жизнь человека, а нередко и самого человека олицетворяли с деревом. Дерево дало жизнь многим российским городам, став не только строительным материалом, но и основным средством экономического развития и процветания многих уже современных городов. И хотя сегодняшний день трактует свои образы добра и зла, однако многотерпимое дерево и теперь состоит на службе у человека, терпеливо подсказывая ему извечные народные истины. На покровской ярмарке деревянные скульптуры нашего земляка Виктора Зернова стали новой авторской трактовкой старинных былинных образов добра и зла, да и сам мастер похож на маленького сказочного человечка, для которого сказка и жизнь не разрывны.
((СХ 00:26
Комментарий:
Познакомься с народом
Напишите мне
|