ЗАСТАВКА
СТУДИЯ
Здравствуйте! Сегодня в программе национальный характер Вы узнаете о том, что обычный трактор может влиять на межэтническое проникновение. О том, что своими руками изготовленное придАное вещь нужная и в двадцать первом веке. Наш гость из Вологды расскажет о таком явлении как этнический парадокс современности. А начнём мы с рассказа о человеке который в Москве родился, Ленинграде учился, а в Сибири пригодился.
СЮЖЕТ Кузьменко
Надевая на голову экзотический северный убор Виктория Григорьевна Ротман, еврейка по национальности, ощущает себя настоящей хантейкой.
((СХ 00:12
Комментарий:
Синхронируемый: Виктория Ротман
Должность: коллекционер
Титр: кас 044 13 12 38
Север у меня посто какая-то вот тяга. Мне сняться дороги, сняться эти чумы. Сняться эти люди в национальных одеждах, упряжки олени, все это, и когда мне это начинает снится, я собираюсь и еду.))
Это сегодня, когда у Виктории Григорьевны уже есть друзья и знакомые на Севере, да и сама она перехала из комфортной Москвы в Новосибирск , организовать экспедицию в Хатымансийский округ не составляет большого труда. Однако в шестьдесят третьем году, когда молодому искусcтвоведу Виктории Ротман было только двадцать три года - само появление московской барышни от исскуства в Томском отделе культуры уже вызывало удивление.
((СХ 00:32
Комментарий:
Синхронируемый: Виктория Ротман
Должность:
Титр: 13 15 18
Прихожу я районный отдел культуры, говорю , вот мне-бы к хантам. На меня смотрят и говорят, вы это, что. Да вы скажите как туда добраться, они говорят, вот опять возвращайтесь в аэропорт, летите туда, потом 50 километров тайгой, потом значит рекой, болотом и вот как раз и это. Я говорю до свидания, ждите меня через неделю. Разворачиваюсь и отправляюсь, короче говоря я туда добралась.))
Оказалось добраться было только пол дела, необходимо еще было и как-то общаться, Ханты не знали русского языка Виктория хантейского, однако понимание было достигнуто.
((СХ 00:13
Комментарий:
Синхронируемый: Виктория Ротман
Должность:
Титр: 13 18 38
И тогда я отобрала у них изделия , и они мне дали, они были очень такие доверчивые. и сразу с этими изделиями мы организовали выставку.))
((СХ 00:40
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: 13 19 01
У них наряды великолепные. Это парки меховые, нагрудники вышитые биссером красивые. А сначала раньше -то было Обком проходит принимает выставку, потом худ.совет, тогда только можно выставку открыть. Обком пришел и говорит, вы что эти шкуры сюда привезли, это вы хотите сказать, что у нас народ в шкурах ходит. А я тогда cмелая была, говорю как это так , это же искусство. Короче говоря, мы потом получили международную премию потом я ее отправила в Москву.))
А для хантов Поощрения в виде дипломов и почетных грамот за участие в выставке было не понятным.
((СХ 00:54
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: 13 20 12
Мне триста рублей наконец все -таки выделили, и пошла я купила им броши, всевозможные яркие. И отправила им как приз за участие в выставке. Чере 18 лет я попала, на санях ночью ехали, и я вхожу в дом, и вот в центральном углу бархат висит и висит моя брошь. Спрашиваю откуда, она говорит, моей бабушке и рассказывает про меня , что вот приезжала русская белая девушка, взяла у них костюм , и потом прислали и подарили , и вот теперь она у них как талисман проходит по роду. И теперь она у них в красном углу как признание мастерства матери.
)) Первая этнографическая выставка стала для Виктории Григорьены отправной точкой в деле коллекционирования и изучения уклада жизни северных народов. Сегодня имя исскуствоведа и коллекционера Виктории Ротман хорошо известно далеко за пределами не только Хантымансийского округа , но и России. А собрать коллекцию изделий народов Севера не так просто, ведь все предметы у них функциональны и хотя богатая декорировка приравнивает их к произведению искусства. все эти вещи постоянно используются в быту, и в культовых обрядах.
((СХ 00:55
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: 13 32 00
Вот возьмите даже шаманский бубен.Это только часть элементов, это и сам олень и вселенная и космос. И уже сам бубен. как произведение исскуства. Меня больше интересуют эти моменты. Или вот смотрите костюм,какой красивый костюм., и опять вот лапки животного, у них обязательно и птицы и рыбы. вот это все. То есть чисто художественное решение самих обрядов. Вот так же как в Христианстве, иконы культовые вещи очень красивые , а у них интересны культовые вещи шаманизма.))
Многофункциональность предметов быта северных народов подчеркивается ещё и изобразительными знаками, со временем они трансформировались в причудливые узоры, однако свою смысловую нагрузку не утратили.
((СХ 00:35
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: 13 24 05
Северные народы ближе к первобытному , и у них это знак, знаковое изображение, и поэтому сплавляясь по реке, вот они же ханты , они уже не понимают друг друга, а по работам они прекрасно понимают о чем идет речь.))
Сегодня предметы быта и культовые обрядовые вещи народов севера , представленные на выставках, в основном , в сувенирном исполнении. Исторически сложилось, что у северных народов не было художественных промыслов, а жизнь в суровых климатических условиях требовала постоянной борьбы за существование, так что красота и символика предметов быта - это красота самой природы Севера.
СТУДИЯ
О прикладном искусстве, о традиционных ремёслах, и о том, как сберечь эти материальные носители народного духа всю прошедшую неделю говорили специалисты областного министерства культуры, других ведомств, и просто заинтересованные люди. В эти дни в Омске проходил семинар с участием известного этнографа из Вологды Алексея Кулёва, который делился опытом со своими омскими коллегами, наверное, и сам что - то взял для себя из наших наработок. Дело в том, что на вологодщине как и в нашем регионе созданы центры поддержки традиционной культуры и они, центры, существуют за счёт областных властей. Называются они по разному, но суть одна – возрождение незаслуженно забытого. Будь – то обряды, музыкальный фольклор, изделия народных промыслов.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 02:06
Синхронируемый: Алексей Викторович Кулёв
Должность: зав. Отделом традиционной культуры методического центра культуры Вологодской области
К 139 – 164621 центры создаются не для того, чтобы воссоздать ремесло и это не всегда актуально – центры создаются, чтобы воссоздать менталитет русского человека, его духовно – нравственные основы.
- А тот путь по которому пошла администрация Омской области – это создавать центры на селе – это как вы считаете нормальный путь, ведь у Вас в Вологодской области опыт побольше?
- Как наш опыт подсказывает на селе они действуют более продуктивно, в городах и райцентрах менее активно, у них больше проблем, а на селе они охватывают весь район и это правило.
- То есть в крупных населённых пунктах русской Души не осталось?
- Нет она, конечно, осталась. Но в городах центры действуют как дома, туда можно прийти пообщаться, окунуться в атмосферу, а на селе действительно это центры жизни, если они замкнуться в себе то превратятся в резервации, и чтобы не быть белыми воронами им приходится выходить на связь со всеми соседями и они начинают охватывать своей работой очень широкую территорию 4827))
СТУДИЯ
От вологодского опыта, наш, омский, отличает этническая ситуация. На родине знаменитых кружев кроме русских традиционно проживает только один народ. Вепсы. У нас же соседствуют татарские, русские, украинские, казахские и немецкие места компактного проживания. \ С самого начала девяностых, в годы межнационального противостояния власть нашей области сделала всё, чтобы не допустить ущемление одного народа другим. Не закрылось ни одной школы с этнической компонентой, и даже открываются новые. Был создан национальный район – немецкий. На культурном уровне, где более всего и проявляется самобытность проводятся фестивали национальных культур, был создан дом дружбы, здесь имеют возможность работать все общественные национальные объединения. Одним словом – сотрудничество. Власть в постоянном конструктивном контакте со здравыми представителями всем общин. Немного позже стали предприниматься меры и по культурной поддержке самой большой общины русской. Хотя на поверхностный взгляд нужды в этом не было.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:48
Синхронируемый: А-ндр Викторович Ремизов
Должность: зам. министра культуры Омской области
К 139 - 42,00 ну а что же? И так всё русская культура, по ТВ, радио, газеты, журналы – вроде бы на русском языке, но это не более чем на русском языке, да и то – русский язык, что там используется – далёк от образчиков русского языка и не даром Губернатор ставит вот такой гигантский проект, как издание полного собрания сочинений Ивана Бунина потому, что там образчик русского языка 42,40 а не наша повседневность где американизмы и уголовная лексика и всё то, что на русском языке – это ещё не значит, что это русская культура – это русскоязычная культура, а вот для того, чтобы мы могли настоящую русскую культуру поддержать для этого нужны центры традиционной русской культуры 16,43,39 а для того, чтобы они нормально работали и нужны такие семинары, где говорилось бы об использовании суперсовременных технологий 43,48))
СТУДИЯ
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:08
Синхронируемый: Алексей Викторович Кулёв
Должность: зав. Отделом традиционной культуры методического центра культуры Вологодской области
К 139 – 53,41 ну этот процесс поиска национальных основ это ведь не только Россия это во всём мире идет противостояние этим вопросам глобализации, космополитизации это во всём мире 54,00 началось это давно в 60 г.г. учёные назвали эти процессы этническим парадоксом современности 5407 вдруг в 60 г.г. все государства стали радеть за свою культуру 54,14 а по сути стали противостоять процессам этой глобализации 54,19 это нормальный процесс, он так и пойдёт 54,22 и самое, наверное, в этом интересное, удивительное, что именно незнание этой культуры ведёт к межэтническим конфликтам 54,43 люди, которые знают свою культуру они всегда находят общий язык, с другими народами, всегда находят 54,49))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Вот примеров добрососедства только в нашей области найдётся не мало. Есть даже небольшие деревни где, что ни двор – то уголок той или иной народности. И соседствуют нормально, помогают друг у другу, всех приглашают на свои праздники, и соседей поздравляют если у них на улице праздник. Этническое взаимопроникновение на микро уровне в репортаже Ольги Кузьменко.
СЮЖЕТ Мордва Кузьменко
Многонациональное население небольшой деревни Красовки, несмотря на различие культур и традиций живет единым укладом людей переселенцев - труженников.
((СХ 00:10
Комментарий:
Синхронируемый: Ольга Кузьменко
Должность:
Титр: кас 173 21 00 16
Кто зачем ехал в далекую Сибирь, кто за делами, кто за деньгами. Анатолий Федорович Бажанов приехал в Сибирь за трактором.
))
Не испугали умелого парня ни суровый климат, ни слякотное бездорожье поскольку в холодный Сибирский край из Татарии вела его…
((СХ 00:37
Комментарий:
Синхронируемый: Анатолий Бажанов
Должность:
Титр: кас 173 20 57 30
Мечта, конечно, здесь трактора тогда маленькие в то время были они первыми появились в 65 -ом году тока, мы в Крестиках их тогда 5 штук получали, но я тогда работал на других тракторах. Я стал работать только в 72-ом году на этом тракторе и до самого до 96-го года. 20 58 31 Я получал новый притом с иголочки. Вопр. Новый наверное давали самым лучшим работникам, труженникам. Отв. Да не знаю, я тогда помощником бригадира работал, наверное считали лучшим.))
Анатолий Федорович по национальности мордовец, и хотя родился в Татарии в жены взял себе соплеменницу - юную красавицу Марию, так что в Оконешниковский район они приехали уже вдвоем. А затем хозяин молодой семьи переманил в Сибирь и любимую тещу вместе с четырьмя сестрами своей супруги. В пятидесятых годах женщинам потерявшем на войне своих мужей и братьев приходилось брать все тяготы жизни на свои плечи, но особенно непосильной задачей оказалось строительство дома. В Татарии местные власти в те годы новоселам особенной помощи не оказывали, а на постройку нового сруба нужно было заготовить тридцать четыре бревна.
((СХ 00:32
Комментарий:
Синхронируемый: Мария Бажанова Анастасия Шамсутдинова
Должность:
Титр: кас 44 09 20 25
Без мужика, сами. Вот возьмут две сестры, запрягают лошадь после работы, бревна длинные, дом 5- окон, окна вот такие большие. Они привезут вдвоем срубят. Срубим сами. Все почистим нагрузим. И так каждое воскресенье. Я работала на производстве ОРС подсобное хозяйство, я грузчиком там работала.))
((СХ 00:50
Комментарий:
Синхронируемый: Мария Бажанова Анастасия Шамсутдинова
Должность:
Титр: кас 44 09 22 21
вопр. Это принято, чтобы дом был рубленный. Отв. У нас так , больше нет никаких, только рубленные дома.У нас лес большой как тайга , у нас лес очень даже, только у всех такие дома.Вопр. Может в Сибири полегче почему сюда приехали. Отв. Я и рассказываю почему приехали, вот из-за трактора. А потом уже куда поедем, я нехочу я здесь уже. Вопр. А вот сейчас уже.Отв. Сейчас у нас уже и мама здесь умерла, две сестры уже здесь . У меня сын здесь женатый, и дочка замужняя. Меня сейчас пусть убьют здесь, убейте я скажу лучше, но все равно не поеду.))
((СХ 00:41
Комментарий:
Синхронируемый: Анатолий Баженов
Должность: кас 44 09 31 04
Титр:
Здесь нас приняли первое время очень хорошо. Помогли со всех сторон и в работе и быту помогли. Ну а потом уже и сами на ноги встали. Вопр. А в быту как помогали, дом построить помогали. Отв. Нет дом не строили, строил совхоз нам. Здесь уже родина все, родина получилась, там неделю поживешь и не охота больше убегаешь домой .Хотя дом мой и там был.))
\ ((СХ 00:27
Комментарий:
Синхронируемый: Анатолий Бажанов
Должность:
Титр: 09 33 30
Вопр. Сами себя кем по национальности считаете. Отв. Мордвин. Вопр. Аязык-то знаете.Отв.Ну конечно. Мордва ведь делится на два языка еще. Язык эрзя я знаю, а вот мокша яне знаю. А вот здесь, кто-нибудь в Красовке говорит на таких языках. Отв. Да нет здесь никто больше не говорит. Да мы и сами между собой наполовину по русски говорим.))
И все- таки мордовские семейные традиции сохранились и в Сибири. Особенно это заметно людям вновь пришедшим в семью Бажановых - зятьям и снохам.
((СХ 00:34
Комментарий:
Синхронируемый: Елена Дроздакова
Должность: сноха
Титр: кас 044 09 44 29
Самое то, что мне понравилось - это то, что между собой очень дружны. Это как будто монолит, все буквально помогают друг другу, и в горе и в радости. Всегда все вместе. У нас вот даже на сватовство, ходят буквально все родственники, нет такого, что бы, все буквально ходят на сватовство. У других национальностей нет такого обычая.Вопр. То есть принимают жену всей семьей , всей родней.Отв. Да все оценивают и выбирают по достоинству.))
Сохраняя семейные традиции Бажановы не забывают и о национальных праздниках, хотя они мало чем отличаются от православных христианских, однако, и тут зоркий женский глаз кое- какую разницу приметил.
((СХ 00:17
Комментарий:
Синхронируемый: Мария Бажанова
Должность:
Титр: кас 44 09 24 22
Тут Масленка, они не больно празднуют.Масленка прощенный день-то вот . У нас уж такой день, мы уже в пятницу начнем уже не работать. На производстве работаем, где надо. А что вот дома, стирать, такого уже нет. ))
Самым главным православным христианским праздником мордовцы считают для себя Михайлов день, хотя чему посвящен этот праздник обьяснить затрудняются, но хорошо помнят, как на исторической родине их бабушки и прабабушки всегда пекли на этот праздник много хлеба. В семье хлебороба Анатолия Федоровича Бажанова домашний хлеб пекут и по сей день , причем не только для себя, но и для всех родственников. Раз в неделю Маария Ивановна ставит большуую квашню, а там помогай мука , да печка.
((СХ 00: 20
Комментарий:
Синхронируемый: Мария Бажанова
Должность:
Титр: кас 173 21 12 33
Да молодежь сегодня не больно пекут-то, все они больше из магазинов. Ох. 21 07 11 Ну свой хлеб-то вкуснее, чем казенный магазинный, он начнешь резать крошится.))
Хлеб на стол, гость на порог, а по другому у семьи Бажановых и не бывает, их гостеприимный и хлебосольный дом известен на всю Красовку, а это традиции хороших и добрых людей, независмо от национальности. Говорят, что профессия во многом определяет судьбу человека , Анатолия Федоровича именно профессия хлебороба- механизатора привязала к Сибиской земле.
((СХ 00:35
Комментарий:
Синхронируемый: Анатолий Бажанов
Должность:
Титр: кас 44 09 35 03
Мы же отсюда уезжаали в одно время .Вот в 62 году уехали, туда приехали опять работы нет. Работа есть , но грузчиком, прочее, пятое, десятое, такие раборы есть. Я хотел меехаанизатором быть, механпзатором работы нет. И мы обратно приехали. Мы три месяца перерыв сделали и обратно приехали. Вопр. Железный конь навсегда привязал вас к Сибирской земле. Отв. Я 25 лет на К-700 только проработал.))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Вот так железный конь навсегда привязал своего хозяина к Сибирской земле, помог освоиться на новой родине. На гостеприимной сибирской земле всем найдётся место, независимо от национальности – били бы помыслы добрые, голова светлая да руки золотые.
СЮЖЕТ Кузьменко
((СХ 00:08
Комментарий:
Синхронируемый: Лидия Гуськова
Должность:
Титр: кас 194 10 55 15
Вставка по видио - песня. Ты ж меня пидманула.
))
Не только вкуснейшими морковными шаньгами приготовленными в русской печи славится дом Лидии Никифоровны Гуськовой, что живет в поселке Дружино, Омского района. Лидия Никифоровна - первая на селе вышивальщица и хранительница русских домашних традиций, главная из которых по ее мнению - это подготовка приданного для будущей невесты.
((СХ 00:59
Комментарий:
Синхронируемый: Лидия Гуськова
Должность:
Титр: кас 094 10 44 46
вопр. нужно сейчас девушкам приданное, современным.Отв . Ну знаете на первый случай надо, оно не лишнее. Вот они сразу хотят отдельно жить. Они пришли, комнату сняли, у нее простынь есть наволочки есть, подушки есть, матрас одеяло есть. Диванг поставили, они уже легли спать отдыхать, у них уже есть необходимое. А если ничего нет, то как вот на чужое, кто молодым пастель даст. Я только за то , чтоб хоть мале6нькое да приданное было, у девочек.Вопр. Ну вот сейчас я смотрю что -то вышиваете , это приданное готовите.Отв. Это внучке, это внучечке надо полотенце пойдет в церковь венчаться, вот под моим полотенцем будут стоять. У Юли свадьба в июле.
))
У Лидии Никифоровны две внучки - Оля и Юля. Одна живет в Омске , а вторая в Германии, однако приданное заботливая бабушка старается приготовить обеим, хотя цветной вышитый тестиль дефицита не составляет как в России, так и в Германии.
((СХ 00:26
Комментарий:
Синхронируемый: Лидия Гуськова
Должность:
Титр: 10 47 39
Я ей уже скатерть вышила, полотенце вышила. Там жила у них гостила, вышила ей картину хорошую, салфеткусвязала на стол круглую. Это Оля тебе будет . Она говорит баба у нас этого не заведено, ну нету такого , пусть оно лежит в память от тебя. Вопр. Русские традиции и Германии пригодятся. Отв. Да, да, да.
))
Такая преданность российским женским традициям не случайна, вспоминая свою молодость, Лидия Никифоровна подчеркивает , что всему рукоделию и умению вести домашнее хозяйство научила ее мама, сторого на сторого наказав юной невесте не оставлять своих будущих дочерей и внучек бесприданницами.
((СХ 00:30
Комментарий:
Синхронируемый: Лидия Гусмькова.
Должность:
Титр: 10 43 55
В приданном у меня были перина, подушки , наволочки, простыни потом полотенце, и все вышито было, все мама готовила. Для койки отвес с кружевами, кружево и я вязала и мама вязала. Вопр. Нужно, что бы и невеста готовила приданное. Отв.Обязательно, она говорит учись, это тебе в жизни пригодится, ты пойдешь замуж, я тебе ничего не буду делать. Ты сама должна научиться.
))
Российские семейные традиции- сформировали уклад жизни не одного поколения , где праздники и будни имели совершенно определенные сроки и не противоречили природе.
((СХ 00:15
Комментарий:
Синхронируемый: Лидия Гуськова
Должность:
Титр: 10 43 05
вопр. А в какое время сватали осенью, весной . Отв.Осенью . вопр. Говорят это время невест. Отв Да .Убрались уже все в огороде убрались, всю скотину на место поставили и только дело свадьбы.
))
Все счастливые сказки всегда заканчиваются веселой свадьбой , а в жизни после свадьбы все только начинаетсяи , где красота и молодость невесты еще не является залогом счастья. Поэтому в старину женихи не только любовались ясными очами своей избранницы, но смотрели и на приданное, где как в зеркале было видно трудолюбие и домовитость будущей жены. К тому же рассматривая специальный замысловатый узор будущий супруг невольно попадал под влияние любовных чар, которые , народным поверьям передаются через вышивку. Вот и старинная семейная история про невесту с приданным.
СТУДИЯ
Вот на сегодня и всё! Мы успели показать лишь несколько штрихов из большой многонациональной картины. Обозревать которую продолжим в следующем выпуске программы «Национальный характер». До встречи в эфире ГТРК «Омск». Мир Вашему дому.
ЗАСТАВКА