ЗАСТАВКА
СТУДИЯ
Здравствуйте! В эфире очередной выпуск программы «национальный характер». Сегодня начнём соответственно названию передачи: попробуйте угадать чей это национальный характер, черты выявлялись социологическим исследованием: серьёзный, твердый, трудолюбивый, осторожный, умный, скромный, боевитый, активный, уверенный. Неправда, характеристики штольцевские. Есть в них, что – то англо – саксонское. А вот ещё черты характера ТОЙ же нации, назовём её «икс» (пока продолжаем загадки), но это результаты другого социологического исследования: доброта, открытость, общительность, доверчивость, бесшабашность, не практичность. Согласитесь, практически противоположные характеристики уже обломовские, нам больше понятные. Причём первый ряд характеристик давали иностранцы, а второй представители той самой нации икс. Сами про себя и не совсем лестно. \ Наверное Вы уже догадались что это за загадочная нация, которая сама себя оценивает не так уважительно как представители других цивилизаций. Да речь идёт об основных чертах национального характера русских, в первом случае, я напомню результаты - СЕРЬЕЗНЫЙ, трудолюбивый, осторожный, активный, уверенный – это результаты психосемантического анализа стереотипов национального характера русских проведённого западными этносоциологами, опрашивали они представителей основных европейских наций, американцев и японцев. А второй ряд: открытость, бесшабашность, не практичность – это отвечали наши земляки. Относящие себя к русским жители Западной Сибири и Северного Казахстана. Данное этносоциологическое исследование проводили специалисты Омского университета, объединённого института истории, филологии и философии и сибирского культурного центра. Старший научный сотрудник Марина Жигунова, ведёт эту тему и отмечает ещё один неожиданный результат исследований.
СЮЖЕТ Исследования Никитин
((СХ 01:22
Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова
Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН
к47 – 054054 в опроснике по этническому самосознанию есть такой блок вопросов, как по Вашему, что сближает людей разных национальностей т.е. этно - дифференциальные признаки и этно – интегрирующие – то, что народ объединяет. И с т.з. учёного меня… там был такой пункт как общность происхождения и вот, что меня абсолютно поразило, что этот пункт назывался очень редко. Т.е. люди не задумывались об общности своего происхождения и называют какие угодно черты т.е. прежде всего у русских сближает язык, религия, обряды, обычаи, любовь. Т.е. назывались черты, которых в опроснике не было – говорят, а можно мы своё напишем? И пишут любовь, взаимопонимание, совместное проживание и т.д. а вот то, что общие корни – не задумываются, но то, что не помнят корни из этого не следует. И следом идет: какие национальности ближе? По языку, культуре, быту к русским. Там отвечают начинают от славян вообще и заканчивая татары, немцы, казахи и т.д. Я и спрашиваю ну а как же так? Отвечают, что сейчас все одинаковые, говорят на одном языке – мы же все общие, что же нам делить? Вот в таком плане как бы противоречие, но для русской культуры вообще характерны противоречия 4216))
Вот в тех же опросах проводимых Мариной Жигуновой и её коллегами в одной и той же анкете один и тот же человек, на одной странице среди положительных черт называет трудолюбие, а из отрицательных тут же выбирает леность и таких примеров в исследованиях этнографов не мало.
Ещё один очень важный показатель национального характера этнотерпимость на семейном уровне. В шестидесятые – семидесятые годы в самом многонациональном районе нашей области – Калачинском процент межнациональных браков доходил до семидесяти шести процентов, а в настоящее время этот показатель меньше в четыре раза. Объяснить это одними демографическими причинами нельзя.
((СХ 02:54
Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова
Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН
к47 – 05,45,50 видите ли в советское время была интернационализация, когда задача государства была, чтобы между людьми стирались многочисленные грани в том числе этнические. Считалось, что национальности отомрут и у нас возникнет общество «советский народ». Но тем не менее как показал ход исторический и те процессы глобализации, что захлестнули нашу планету в конце века, они как раз начали способствовать тому, что люди испугались, они не захотели потеряться в этой безликой толпе, они захотели вернуться к своим корням и вот сейчас, хотя в паспортах нет графы «национальность», но люди совершенно чётко вот в опросном листе у меня есть вопрос к какой национальности Вы себя относите? Вот здесь тоже интересно если в 80 г.г. 98-99% сразу говорили – русские и вот сейчас в середине 90 г.г. этот вопрос вызывает определённые затруднения потому, что люди не могут чётко определить свою этническую принадлежность они не знают кто я: «по паспорту я немец, а так русский» или «я не знаю у меня родители разных национальностей» и были анекдотические ответы: русский немец, русская хохлушка, русский татарин или русский метис. А следующий вопрос как бы Вы себя назвали, ведь это главное – кем прежде всего Вы себя считаете то уже говорили 90% русский, сибиряк, то есть основных вариантов 2 русский, сибиряк или просто человек. Сейчас по последним опросам огромная пошла градация т.е. это говорит о дифференциации, человек себя хочет отождествлять по разному и вот какие варианты пошли: женщина, то есть считает себя в первую очередь матерью, человек, землянин, интеллигент, технарь. То есть здесь очень много градаций и многие люди затрудняются, самый шикарный у меня был ответ на вопрос к какой национальности Вы себя относите – это представитель органов внутренних дел назвал девять градаций. Примерно: русский немец финского происхождения с голландскими корнями и т.д. и т.д. 4846))
СТУДИЯ
Что касается корней, учёные отмечают, что в последнее время все опрашиваемые стали лучше ориентироваться в своей родословной. А не очень глубокие познания семейной истории в восьмидесятые годы не должны служить поводом к обвинению ИвАнов, что они своего родства не помнят. Во-первых, совсем недавно в нашей истории был период когда помнить, а тем более озвучивать свою родословную было опасно для здоровья. И во – вторых, по бОльшему историческому счёту, присущая русской нации экспансивность приводила к тому, что зачастую родовые связи обрывались не выдержав напряжения глобальных переселений, войн, социальных потрясений.
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Одним из наиболее ярких проявлений национального характера, духа – является музыка. У каждого народа СВОЁ звуковое восприятие мира, и познание идёт с помощью СВОИХ инструментов. Уже третий год, каждую осень на Омской земле проходят музыкальные конкурсы. Конкурсы молодых исполнителей на народных инструментах. Примечательно, что у истоков организации этого творческого состязания стояли профессора Российской академии музыки имени Гнесиных. Они обратились к нашему губернатору с просьбой организовать музыкальный форум, который будет стимулировать юных исполнителей на народных инструментах, поощрять их. Такова вкратце история появления конкурса "Лира Прииртышья".
СЮЖЕТ Концерт народной музыки Кузьменко
((СХ 00:15
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр:
музыкальный фрагмент.))

Не каждый регион Сибири имеет возможность организовать и достойно провести такой конкурс исполнителей на народных инструментах, и не смотря на молодость этот музыкальный форум уже имеет статус международного. В этом году в исполнительную дирекцию поступило сто пятьдесят заявок из двадцати восьми городов, шестнадцати регионов России и Казахстана. Но поскольку каждый конкурс обязательно имеет свои правила и возрастной ценз не все даже очень достойные исполнители смогли принять в нем участие. Статус конкурса обусловлен еще и составом жюри . Ежегодно в него входят только ведущие исполнители музыки на народных инструментах, композиторы, профессора народные и заслуженные артисты. Примечательно, что именно наш земляк - председатель жюри - народный артист России Александр Цыганков стоял у истоков создания конкурса "Лира Прииртышья", определив его основные цели.
((СХ 00:47
Комментарий:
Синхронируемый: Александр Цыганков
Должность: народный артист России
Титр: кас 044 18 42 08
Мы видим комерческие проэкты "Фабрики звезд", программы "народный артист" и вообще концерты развлекательной музыки, и мы не видим тех талантов , которые существуют на этих инструментах . Мы не видим той духовности , в частности той детской духовности , той юношеской духовности , тех результатаов обучения , вот в этих стенах музыкального училища, в консерватории в средствах массовой информации , это, конечно, жалко. 18 43 16 Эти конкурсы они являются каким-то противодействием, они просто элементарно показывают юные таланты , они показывают то отношение и ту музыку, которой мало в мире.))
Блеснуть исполнительским искусством на народных инструментах конкурсантам предлагалось в два тура, а в программе конкурса значился баян, аккордеон, домбра, гитара, балалайка,. Каждый был волен сам себе выбирать программное музыкальное произведение, но жюри невольно отдавало предпочтение народным мелодиям, поскольку именно в них эти инструменты звучат наиболее органично.
((СХ 00:22
Комментарий:
Синхронируемый: Юрий Вострелов
Должность: заслуженный артист России
Титр: кас 044 18 26 00
Народная мелодия , она как-то организует воодушевляет человека. Она развивает его, он становится более раскрепощенным, одухотворенным что-ли в жизни . Он хорошо понимает и чувствует народную песню, народную мелодию. И я очень горжусь, что я отдал свою жизнь вот именно этому направлению, народному инструментальному искусству.))
"Лира Прииртышья" - это конкурс для молодых исполнителей в возрасте от семи до двадцати лет, поэтому о жёстком соперничестве никто и не думал, каждый конкурсант скорее старался рассказать о своем любимом музыкальном инструменте, показать свою дружбу с ним. Рустем Комиров приехал на конкурс из Астаны. И в Казахстане - какая песня без баяна.

((СХ 00:40
Комментарий:
Синхронируемый: Рустем Комиров.
Должность: участник конкурса Астана
Титр: кас 094 18 56 42
Хороший инструмент мне нравится . Я и не хотел на скрипку , я с детства хотел туда пойти , потому что у меня дедушка хорошо играл, ну я наверное в него пошел.Вопр. Баян я смотрю у вас по семье. что-ли. Отв. Наверное по генам передалось у меня........Вопр. Баян как ты считаешь это национальный русский или казахский инструмент. Отв. Это международный инструмент , там никаких нет развилок русский или казахский - это международный .Вопр.Какую музыку больше всего любишь исполнять на этом инструменте .Отв. Всякую разную, эстрадную , классическую, Баха все. На баяне можно все сыграть .Это и малый орган и малый оркестр.))
((СХ 00:20
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр:
Исполнение музыкит на баяне.))
Несмотря на различие культуры и национальной манеры испонения , музыкальная кафедра русских народных инструментов существует и в Казахстане, в национальном институте искусств.
((СХ 00:40
Комментарий:
Синхронируемый: Домир Султанов
Должность: зав. кафедрой русских народных инструментов института искусства г. Астана
Титр: кас. 044 18 49 47
Я рад ,что в Омске руководство города, министерство культуры Омской области , к нам пришло навстречу, поддержало это хорошее начинание , потому, что конкурс это форум, форум исполнителей, которые приезжают как правило дают концерты, мастер-классы . Это общение мы услышим ребят мы учимся у детей . Я более чем уверен, что профессора тоже учатся у детей. Открываешь для себя новую грань новую область педагогики. ))
Какой бы благоприятной и дружеской не была атмосфера , однако, в любом конкурсе должны быть победители и побежденные
((СХ 00:10
Комментарий:
Синхронируемый: Екатерина Бородулина г. Тюмень
Должность:
Титр: кас с ДВ 137 03 36 00
Я уже выступила . Вопр. Удачно, Отв. Не совсем. 03 36 18 Вопр. Сложный конкурс. Отв. Да думали, что будет проще , оказалось сложнее на много.))
Конкурс в части исполнения произведений на струнных инструментах так же преподнес, не мало неожиданностей расставив новые приоритеты и открыв новые имена.

((СХ 00:07
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр:
Музыка на домбре.))



((СХ 00:13
Комментарий:
Синхронируемый: Наташа Сьюткина
Должность: призер международного конкурса "Лира Прииртышья" г. Тюмень.
Титр: кас 137 03 42 11
Я считаю, что это для меня такой подарок , огромная победа, вообще, на таком конкурсе, тем более. что этот конкурс медународный . Я считаю. что здесь я сыграла достойно, не смотря на то , что были сильнейшие конкуренты.))
Омская исполнительская школа на народных инструментах так -же показала высокие результаты шесть призовых мест, среди которых ансамбль "Дилижансик" получил главный приз.
((СХ 00:25
Комментарий:
Синхронируемый: Владимир Радул
Должность: министр культуры Омской области.
Титр: кас 137 03 24 37
Они очень благодарны за те условия , которые нами созданы. Они благодарны прежде всего губернатору, который ведет эту политику . Она политика которая расчитана. вот не только на год, на два. Это очень далекоидущая перспективная политика, прежде всего связанная с поддержкой одаренных детей .Потому и такие достижения в нашем регионе есть.))
Появление юных дарований, талантов, невозможно без сильной музыкальной национальной школы, без специалистов беззаветно отдающих свой труд и знание служению великой русской культуре.
((СХ 00:30
Комментарий:
Синхронируемый: Александр Цыганков
Должность: народный артист России
Титр: кас 044 18 44 30
Сохранить нашу культуру , сохранить эту песню, где-то мелодию, где-то красоту , потому что это действительно формирует менталитет . Это формирует самосознание , это формирует гордость великодержавную, ведь Россия - великая страна, великая держава, и это не шовинизм , а именно гордость , это очень важно когда человек гордится страной в каторой он живет. 18 44 57 Наша деятельность безусловно служит вот этой цели , тем более , что мне кажется вот эта культура заслуживает , что бы ее ценили и любили.))
((СХ 00:10
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр:
музыкальный коллаж.))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
В эти дни в нашей области проходят дни немецкой культуры которые проводят администрация Азовского района, Германское общество по техническому сотрудничеству, и Немецкая национально-культурная автономия. Выставки. Спектакли на родном языке, концерты народной музыки. Танца. Десятки всевозможных мероприятий - не только в немецких деревнях, и не только в привычных для подобных мероприятий формах. \ Например в Омске, в галерее мир живописи проходит выставка графики Ольги Гурьевской, выставка её работ выполненных для учебников «Muttersprache». Целого цикла учебников родной речи, предназначенных для немецких школ Омской области. На выставке проходили открытые уроки для студентов педагогического университета. Ребята могли послушать немецкую музыку, поближе познакомиться с авторами книг, по которым им предстоит работать, ну и конечно вместе со своими преподавателями закрепляли теоретический материал практически.
СЮЖЕТ Немецкая книга Никитин
((СХ 00:17 к159 041300 или 041340 или 041712 + 1935 live))
Книгу встречают по одёжке. Ответственная за обложку и другие картинки Ольга Гурьевская посвящала студентов в арткухню создания учебных пособий. Хотя до этой работы шпрехен зи дойч Ольги Анатольевны был не такой зи дойч как сейчас.
((СХ 01:37
Синхронируемый: Ольга Гурьевская
Должность: художник
К61 – 043714 есть даже специфика некоторых слов, вот даже весна у них мужской род – вот у меня молодой человек идёт и все его встречают и звери и птицы. И если брать любой текст есть своя специфика – А вот весь материал местный это чьи пожелания? – Ну здесь у нас совместно. Вот на обложке, которая была принята на ура мои герои летят над Омском, вот узнаются здесь и Музыкальный театр и Любинский проспект, а вот леса какие – то поля и вот уже Германия 3831 получается, что шар земной единый, культуры пересекаются 04,38,47))
Одно дело немецкий язык как иностранный, другое – как родная речь. Две большие разницы сближают, а затем стирают в педагогическом университете, где обучают, в том числе, и будущих преподавателей школ с этнической компонентой, немецкой.
((СХ 01:10
Синхронируемый: Марина Раац
Должность: студентка ОмГПУ
К159 – 04,29,53 ну наш диалект не сильно отличается от литературного языка, но, тем не менее, очень многое пришлось корректировать, произношение довольно сильно отличается, но тем не менее очень сильно похожи 04,30,05 + 04,30,41 – А если вопрос такой будут задавать: «А зачем на «немецком» предметы, ведь все немцы по - уезжали?. Что будете отвечать? – Ну всё равно немцы остались, не все немцы уехали – хотя бы они могли всё поддерживать и возрождать 30,59 + 04,28,52 - вот Вы будете преподавать в школе обычной или с этнической компонентой? – Ну скорее всего с этнической. Я считаю, что 28,58 национальные учебники должны быть, так как возрождение национального языка, поддержка национального языка, национальной культуры – это обязательно т.к. как сейчас происходит вымирание языков и уже много языков исчезло, культур исчезло… - Марина! Но немецкий язык не исчезнет! – Ну естественно, всё - равно мы должны его возрождать, именно сибирских немцев, чтобы именно этот язык не уходил из России 04,29,32))
Учебники по которым придётся работать Марине и её одногруппникам придумали и выпустили у нас в области. Учителя из Цветнополья и Александровки Азовского района. Учебники бытовашие до этого превратились в ветошь: физическую и моральную. Замену решили придумать сами.
((СХ 00:54
Синхронируемый: Елизавета Граф
Должность: директор Цветнопольской средней школы
К61 – 0703 Первый если учебник вспомнить как мы над ним работали – не было абсолютно никакого навыка, ни технических возможностей, мы в первый учебник даже клеили картинки, шрифт подбирали, раскладывали листки по всему второму этажу не было ещё тогда современных компьютеров 0731 эта работа была очень сложная, но с другой стороны работа новая, интересная и после этого хотелось создать, что – то своё 0745 чтобы эти учебники отличались от других учебников, чтобы они были красочными, чтобы они были доступными, нравились детям 07,57))
((СХ 01:57
Синхронируемый: Ольга Гурьевская
Должность: художник
К61 – 043310 нужно было именно такое соединение в иллюстрациях произвести, чтобы это было отражением культуры немецкой, но и, чтобы это было нашим людям понятно и приятно 33,22 поэтому приходилось пользоваться литературой, для начала приходилось брать учебники на которые они ориентируются учителя, но почему - то там больше фотографий, хотя очень хорошая печать, но дети изображены как в стилизации детских рисунков, мы на них тоже ориентировались и мне хотелось, чтобы в моих работах дети уже были такие живые, реальные, похожие на наших соотечественников 04,34,04 проще и легче было делать для первого класса, здесь почтит одни рисунки, все темы идут по рисункам, начинают глаголы изучать, ситуации, чтобы потом можно было работать по вопросам учителей 34,29 и поэтому мне здесь размах творческий, я здесь сама персонажей выбирала, если сложная ситуация приходилось литературой пользоваться и первая задача учебник для 1 класса и всю серию, чтобы сделать подход не традиционный, потому, что в министерстве просвещения навязывали свои штампы и рамки, а учителя хотели именно такого, чего ещё не было 35,07))
«И авторам это удалось» - вынесли вердикт самые строгие оценщики - нынешние старшеклассники, которые почти десять лет назад начинали свою учёбу в школе именно с этих учебников.
((СХ 01:03
Синхронируемый: Ирина Эккерт, Екатерина Вегнер, Людмила Кайзер
Должность: учащиеся Цветнопольской средней школы
К061 – 085835 с нулевого же класса они у нас. Много картинок такие красивые разные, пейзажи есть животные, люди, всё так изображено красиво, красочно 5847 + 085653 особенно больше всего запомнилось по истории нашего города Омска – Там всё есть про Омск? – Да там первые жители есть 5703 + 090235 ну мне нравиться, что тут наша школа, о ней подробно всё описывается 0245 + 5853 чувствуется любовь, что много внимания уделяли этим учебникам. Интересно конечно по ним работать разные задания 5903 мне больше всех в этом учебнике нравится про праздники, рождество. И вообще мне нравится как красивы праздники рассказы про них мне вот нравятся 5918))
Немаловажна была и оценка коллег – о таком признании говорят постоянные приобретатели учебников: учителя из Новосибирской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской областей, Алтайского края. Берут не только в немецкие школы, но и в обычные, как вспомогательное пособие по немецкому языку. А в девяносто восьмом году авторский коллектив был удостоен специальной премии российского правительства. Немало добрых слов было сказано и германскими специалистами. Отмечали приближенные к реалиям содержание и оформление.
((СХ 00:58
Синхронируемый: Ольга Гурьевская
Должность: художник
К61 – 04,40,37 отзывы очень положительные потому, что у нас в Омске много хороших художников, да и в России вообще. И больше у нас простора для фантазии… - А у немцев не хватает наивности? – Наверное, во всяком случае подобных аналогов я у них не видела, хотя качество печати у них хорошее. Но вот наша серия уникальная за счёт программы и оформления, я постаралась соответствовать этой программе 41,35))
В университете студенты видят не один десяток учебников и пособий, а в школе такого изобилия не позволяет программа. В связи с введение единого госэкзамена, в немецких школах пришлось сократить часы родной речи и объёма учебников омских авторов задуманных на девятилетний курс, теперь будет хватать на всю среднюю школу. Было бы кому внимать.
((СХ 00:35
Синхронируемый: Елизавета Граф
Должность: директор Цветнопольской средней школы
К150 – 091246 все всё – равно никогда не уедут часть немцев всё – равно останется всегда, при любых обстоятельствах и у них есть желание есть необходимость, есть возможность изучать немецкий язык 1304 – Вы к ним относитесь, а то Ваши соавторы уже уехали? – нет. Из прежнего состава мы вдвоём остались с Ольгой Францевной, она тоже из нашего села и работает в нашей школе – Но 2 тяжело? – у нас уже обновился авторский коллектив два специалиста с кафедры немецкой филологии, мы работаем в тесном контакте. Они раньше были у нас рецензентами и поэтому они быстро включились в работу и теперь у нас совместная работа непосредственно с педуниверситетом 1321))
Тогда в начале девяностых годов когда устарелость тех учебников заставила учителей думать о других пособиях, был ещё один выход: абсолютно без затрат – моральных и рублёвых. Благо тогда Фатерланд не скупился на помощь и мог и предлагал в любых количествах учебники из Германии. Но нет! У нас их используют лишь как вспомогательную литературу. Брать их для постоянной работы с учениками наши педагоги не захотели принципиально - слишком велика разница между методиками и самое главное между образами жизни, окружающими мирами. Само название предмета не позволяет - «MUTERSPRACHE» РОДная речь, а родина для этих ребят, для их учителей всё таки Цветнополье, Азовский район, Россия.
СТУДИЯ Ну а закончить сегодняшнюю передачу хотелось бы, вернувшись к её началу, к этносоциологическим исследованиям. Много противоречивого приписывают своему собственному национальному характеру наши земляки. И оценка своего душевного состояния изменяется в зависимости от того какой год на дворе или какая власть в кремле, \ но неизменной остаётся одна из самохарактеристик которая позволяет надеяться на будущее. На далёкое и не очень, как например на очередную встречу в эфире ГТРК Омск в программе «Национальный характер».
СЮЖЕТ
((СХ 00:33
Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова
Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН
к47 – 055134 когда я Вам зачитывала основные черты характера русских там были оптимизм, чувство юмора. Присущие русскому характеру и в большинстве люди надеются на хорошее, что всё изменится и к лучшему, всё станет на круги своя – есть пессимисты, но их совсем не много, единицы. В основе своей русские люди очень оптимистичны и верят, что будущее светло и прекрасно 055207))
ЗАСТАВКА


Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz