ЗАСТАВКА
СТУДИЯ
Здравствуйте! Восьмой день рождения отметили в областном Доме дружбы. Созданный в тысяча девятьсот девяносто седьмом он стал поистине отчим для всех национально – культурных автономий и других общественных организаций, работающих на ниве сохранения родного языка, традиционных культур представителей практически всех наций, проживающих на территории нашей области. Праздничный вечер прошёл в форме голубого огонька на котором его участники встречали Новый Год по Казахски, Еврейски, Немецки, татарски и так далее и так далее, и так много – много раз. Нет не подумайте дело не сводилось к подниманию бокалов за каждый часовой пояс. Тем более, что вечер прошёл когда две тысячи пятый уже далеко перевалил за первое января. Приглашённые на восьмилетие Дома Дружбы знакомились с тем как встречают Новый год их соседи, представители различный национальных центров.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:07 LIVE к-275 114017 Коза танцует, 114517 Казахский танец, 114612 Татары поют, 114812 На скрипке играют и Хава Нагилу пляшут 115122 Большим кругом танцуют Армянский танец 115747 Латыши водят хоровод 120733 Хоровод))
((СХ 00:27 Синхронируемый: Алтынай Жунусова Должность: Сибирский центр казахской культуры «Молдiр» К275 120050 мы отмсечаем все новый года всех национальностей, поскольку мы находимся здесь в Доме Дружбы уже 8 лет. Ровно 8 лет как создали Дом Дружбы, а нашему центру 16 лет. И вот ровно половину своей деятельности мы находимся под крышей Дома Дружбы. И поэтому все праздники празднуем – будь это еврейский, украинский, латышский, славянский или тюркский новый год))
((СХ 00:07 LIVE к-275 114017 Коза танцует, 114517 Казахский танец, 114612 Татары поют, 114812 На скрипке играют и Хава Нагилу пляшут 115122 Большим кругом танцуют Армянский танец 115747 Латыши водят хоровод 120733 Хоровод))
((СХ 00:59 Синхронируемый: Наталья Альфредовна Степанова
Должность: директор областного дома дружбы К187 111747 Вы знаете 8 лет – это на самом деле тот младенец который закончил 1 класс, но мне кажется, что Дом Дружбы, созданный постановлением Губернатора как институт гражданского общества, где создана возможность диалога между обществом и властью – он на самом деле прошёл шагов больше чем первоклассник, потому, что сегодня тот мир и согласие то желание людей самых разных национальностей общаться друг с другом, обмениваться опытом, обмениваться улыбкой – это не мало сегодня, говорит о том, что идея создания Дома Дружбы она на самом деле гораздо более глубокая сегодня – чем просто потанцевать, попеть – это идея взаимопонимания, взаимного согласия мирного существования на Омской земле всех народов 1846))
((СХ 00:07 LIVE к-275 114017 Коза танцует, 114517 Казахский танец, 114612 Татары поют, 114812 На скрипке играют и Хава Нагилу пляшут 115122 Большим кругом танцуют Армянский танец 115747 Латыши водят хоровод 120733 Хоровод))
Подводя итог восьмилетней работы участники праздничного вечера отмечали, что за это время удалось многое вспомнить и возродить из богатого культурного наследия различных национальностей Омского Прииртышья, что, собственно, и значилось основной задачей в постановлении о создании Дома Дружбы, постановлении подписанном нашим губернатором Леонидом Полежаевым ещё восемь лет назад. Поэтому высоких гостей из областного правительства встречали особо, и посадили в красный угол.
((СХ 00:24 Синхронируемый: Виктор Филиппович Шрейдер Должность: первый заместитель председателя правительства Омской области К275 113421 то, что у нас нет проблем межнациональных – это прежде всего Ваша заслуга, заслуга Ваша в том, что вы объединяете все народы, все нации, живущие на этой земле – мы с Вами решаем одну задачу, задачу чтобы на это земле хорошо жилось всем 3445))
У истоков создания национально культурных автономий и их общего дома, дома дружбы стояли люди старшего поколения. А теперь настало время приобщать к национальным традициям молодёжь. И молодым везде дорога, на всех фестивалях, конкурсах, праздниках, во всех многочисленных коллективах, работающих в Доме Дружбы.
((СХ 00:08 Синхронируемый: Екатерина Пиварчук К-187 112610 я пошла в танцы потому, что вместе с танцами мы изучаем культуру национальностей, проживающих на омской земле))
((СХ 00:54 Синхронируемый: Дмитрий Пашкевич К-187 112851 это хорошо, что этот год объявили годом молодёжи, потому, что на самом деле это очень важно для молодёжи заниматься традиционной культурой, узнавать о традициях, обычаях своего народа – это очень важно. – А Вы не стесняетесь своих сверстников? – Нет среди молодёжи даже принято выделяться. Я этим занимаюсь уже много лет и начал тоже, чтобы выделяться среди всех а потом стал этим жить 2945))
Объявленный в нашей области год молодёжи и студенчества даст дополнительный стимул для создания новых проектов и привнесёт свежую струю в ставшие уже традиционными мероприятия.
Ежегодно в рамках областного фестиваля национальных культур «Единение» проводятся многочисленные конкурсы и праздники специально для детей и молодёжи. За прошедший год только зрителями на них стало четыре тысячи юношей и девушек. Заключены договоры с Омскими ВУЗами – и если специализация студентов как – то связана с изучением традиционных культур, то для них всегда открыты двери Дома Дружбы, где можно познакомится с работой всех секций, обществ, ансамблей.
((СХ 01:31 Синхронируемый: Наталья Альфредовна Степанова Должность: директор областного дома дружбы К187 111346 в этих коллективах занимаются более 2 тысяч детей и молодёжи в общей сложности, поэтому сегодня все традиции которое старшее поколение сохраняет оно передаёт молодёжи 1356 и все наши мероприятия они все объединяют не только старшее поколение, но всех кто говорит на своём родном языке, в наших мероприятиях среди зрителей до 60% молодёжи. Это самое дорогое сохранить корни сохранить те традиции которые несут патриотическое начало – любить свою большую отчизну, любить свою маленькую Родину и на этой маленькой родине нести добро людям через тот свет который может идти только через народные традиции 1518))
Помимо приобщения молодых к общественным делам, в художественную самодеятельность – старшее поколение намерено передавать свой опыт и в соответствии с духом традиционных культур. Как повелось издавна на многонациональной Сибирской земле.
((СХ 01:17 Синхронируемый: Марина Мартенс Должность: украинский культурный центр им Т. Г. Шевченко К275 115527 вот в Сибири мы выросли в тесном соседстве, я вот выросла в деревне, там особенно чувствительно – потому, что нужно помогать друг – другу и по хозяйству, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, продержаться. Особенно взять эти прошлые сложные годы – татары, казахи через плетень, русские, немцы – ну очень дружная семья и это приятно когда приезжаешь к маме из города, то все казахи поют украинские песни и я всегда детям своим рассказываю, вот такое вот уважение наций друг к другу. Значит через забор у нас Казахи жили и приехали старшие к детям своим Казахам, а полоть надо ехать – там гектары большие. А мама говорит – сегодня нельзя – у казахов праздник большой – ну на огороде мы не работаем, что – то по дому делаем. Это хороший воспитательный момент для молодёжи – в общем с большим вниманием отнеслись 115641))
Хорошо, что есть энтузиасты, которые пронесли традиции своего народа через десятилетия интернационализации, теперь важно сохранить и передать их по наследству. А для этого в областном доме дружбы уже есть благодатная почва.
((СХ 00:17 Синхронируемый: Юрий А-ндрович Чернобыльский Должность: общество «Шалом XXI век» К188 120242 я думаю, что Вы в этом сегодня убедились, когда танец танцевали все то нам не страшна никакая беда в России, если бы везде было как у нас. Мы любим и уважаем друг – друга. Мы со всеми встречаемся, целуемся и обнимаемся как с родными друзьями 0256))
((СХ 00:17 Синхронируемый: Гагик Саакян Должность: армянский культурный центр К188 120437 - среди друзей одной национальности – мы себя чувствуем по другому, а когда окружают нас другие национальности – нам ещё радостнее, потому, что мы чувствуем, что мир не ограничен рамками и мы можем находится где хотим и чувствуем себя как дома 120503))
((СХ 00:07 LIVE к-275 114017 Коза танцует, 114517 Казахский танец, 114612 Татары поют, 114812 На скрипке играют и Хава Нагилу пляшут 115122 Большим кругом танцуют Армянский танец 115747 Латыши водят хоровод 120733 Хоровод))
Наработки омского областного дома Дружбы, опыт трезвой национальной политики в нашем регионе позволили участвовать в проекте, утверждённом министерством Культуры России. Теперь наш Дом Дружбы стал экспериментальной базой федерального уровня. Базой по реализации программ межрегионального и межнационального согласия. Без сомнения - этот проект, получивший название «Национальный мегаполис», будет поддержан областной властью, областным министерством культуры.
((СХ 00:07 LIVE к-275 114017 Коза танцует, 114517 Казахский танец, 114612 Татары поют, 114812 На скрипке играют и Хава Нагилу пляшут 115122 Большим кругом танцуют Армянский танец 115747 Латыши водят хоровод 120733 Хоровод))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Среди приглашённых в дом дружбы на восьмилетие было и не мало ветеранов, которых в этом году здесь чествуют особо. И в нашей программе к шестидесятилетию Великой победы в каждом выпуске выходят сюжеты о солдатах второй мировой. Сегодня хотелось бы познакомить наших телезрителей с Геворгом Минасяном, который, как многие его сверстники, с сорок первого по сорок пятый, плечом к плечу с представителями всех национальностей нашей единой Родины отстоял её независимость, приумножил её славу.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:18
Синхронируемый: Геворг Минасян
К 251 – 021442 разницы нет, что там арменин, грузин, татарин, русский, всё равно дружба хорошо была – потому, что мы дружно живём, вместе воеваем. За что? За Родину))
А воевал за свою Родину Рядовой Минасян в составе восемьдесят девятой Томазской стрелковой дивизии. Которую сформировали по национальному признаку в самом начале войны, там все от солдат до командира были армяне. На случай если Турция присоединится к тройственному союзу и нападёт на Советстский Союз, это соединение должно было стать авангардом на Закавказском направлении. Но ситуация на западном фронте сложилась так, что пришлось все армянские дивизии бросить против немцев, быстро подходивших к Тереку. Так спецсоединения влились в общую, линию фронта.
((СХ 00:34
Синхронируемый: Геворг Минасян
К 251 – 020304 в сорок втором – сорок пятом у нас на дворе ничего не было только небо дождь да снег, холодно было особенно в Польше в сорок четвёртом – Казарм не было? – Да какой казармы! У нас дивизия 7500 км от Еревана до Берлина до Эльбы пешком 020338))
Во время оборонительных боёв, и затем уже когда начали наступать, заметно поредели ряды Томазской Дивизии и перестала она быть чисто армянской большую часть войны соседями по окопу были представители практически всех национальностей.
И из соседей по фронту кого только не было. С особенной теплотой командир отделения связи Геворг Минасян вспоминает знакомство с командиром батареи реактивных миномётов. Но имени узнать не довелось – военная тайна.
((СХ 01:16
Синхронируемый: Геворг Минасян
К 251 – 0210452 Пришёл, говорит: где командир? А я как раз на связи был, он говорит вызывай командира, я вызвал он говорит завтра будем концерт показывать, я то думал настоящий концерт, утром начали чтобы связь была и пошёл 1126 + 1151 Катюши, катюши открывают плащи и как начали!!! Вот до берлина рядом шли. - Ну и как концерт получился? – Да разведка вернулась – немцев нет давай вперёд! 1233))
Вперёд шли через Армавир, Керчь, Новороссийск. О национальном вопросе пришлось задуматься только в Польше, когда вошли на территорию освобождённого концлагеря, печально знаменитого Майданека. Знаменитого своими экспериментами по утилизации расово не полноценных. Один из таких блюстителей этнической чистоты, не успел сбежать до прихода тех, кого он считал достойными лишь своих лабораторий и печей.
((СХ 00:18
Синхронируемый: Геворг Минасян
К 251 – 020421 побежали, только врач поймали, который зубы и кровь – повесили, почти 2 недели так и болтался на площади – Врач Майданека? – Да Майданека. 0439))
А после Любляны и Варшавы Берлин. Последняя точка броска на Запад - встреча с американскими войсками. Вот так от Терека до Эльбы, четыре страшных года. Через лишения и голод, ранение и возращение из госпиталя в родную дивизию. Только в конце сорок шестого Геворг Минасян вернулся в Родное село, где не очень баловал фронтовыми рассказами любопытного малолетнего сына Амаяка, родившегося ещё в сорок первом.
((СХ 00:37
Синхронируемый: Амаяк Минасян
К 157 – 023641 он не любил рассказывать это всё. Он говорил не к чему, надо стремиться, чтобы не было войны и надо, чтобы люди знали, от человека находится на фронте и человек будет больше знать о тех тяжких временах и погибших человек больше будет уважать мир, стремиться к тому, чтобы не было войны 3728))
Более разговорчивым и откровенным Геворг Сукясович стал лишь с внуками. Десятилетия спустя. Правда, как и с сыном больше говорил не о ратных подвигах, а о том, какой ценой далась эта победа.
((СХ 00:24 Синхронируемый: Геворг и Рафик Минасян К 251 – 022940 лошадям, что ячмень давали, так вот они сами этот ячмень на костре поджаривали и в карманы, шли и ели и давай вперёд 3004))
((СХ 00:34 Синхронируемый: Геворг и Рафик Минасян К 251 – 022450 на моей памяти где – то с 5 – 6 лет помню особенно во время еды дедушка всегда рассказывал как они питались, с самого детства шло воспитание в этом направлении – как трудно добивались они всего этого как тяжело им было служить и завоёвывать мир для нас 022515 + 022549 когда мальчишками были как любой мальчишка – играли в войну и я всегда хвастался и гордился дедушкой, что у меня дедушка такой – дошёл до Берлина пешком 2558))
ПЕРЕБИВКА
СТУДИЯ
В эфире программа «Национальный характер». А теперь рассказ о другом ветеране, на этот раз о ветеране омского живописного цеха. Может быть сам наш герой Амангельды Шакенов пока и не согласен с отнесением себя в разряд мэтров, но для многих его учеников он уже давно достоин такого звания. Тем более, что есть хороший повод рассказать о национальном характере его творчества, и творческом характере его нации, одной из самых многочисленных в Омской области. Так вот повод: в этом году в одном из лучших музеев Казахстана, в музее имени Кастеева в Алма-Ате пройдёт большая персональная выставка заслуженного работника культуры, художника Амангельды Шакенова.
СЮЖЕТ Кузьменко
Этой байке про художников приехавших на этюды в Казахстан уже больше тридцати лет.
((СХ 00:29
Комментарий:
Синхронируемый: Амангельды Шакенов
Должность: художник, заслуженный работник культуры РСФСР
Титр: кас 193 13 54 58
Приехали на берег озера, раскрыли этюдники, начали писать тамошние мативы. А недалеко старик пас лошадей и, естественно, подъехал смотреть что они делают, а потом начал смеяться. Художники спрашивают, что вы смеетесь. Да вот взрослые люди, а занимаются детским делом.
))
Это сегодня в Казахстане уже существует своя национальная школа изобразительного искусства, а в шестидесятых годах профессия художника была в диковинку, острее стояла проблема поддержания традиционного уклада жизни казахов.
((СХ 00:40
Комментарий:
Синхронируемый: Амангельды Шакенов
Должность:
Титр: 13 48 50
В начале 60-х годов была очень большая эмиграция, казахское население уезжало в Севеный Казахстан. В Хрущевское время нельзя было скот держать, налоги были большие, а вроде там земли много, и такого жесткого требования не было, поэтому мои родственники тоже уехали- мать, братья.А я ву то время был учеником, но правда там в Казахстане не долго был.
))
Российская система образования и школьного и вузовского прочно закрепила менталитет интернационального человека, художника. Поэтому в своих живописных работах Амангельды Шакенов не отдает предпочтение только российским, или только казахским мотивам, однако, творческие поездки и встречи с многочисленной родней на исторической родине уже давно стали ежегодными.
((СХ 00:36
Комментарий:
Синхронируемый: Амангельды Шакенов
Должность:
Титр: 13 51 30
Мои братья там жили и пасли овец, они обычно уезжали далеко от деревни, ставят юрту, позже уже будки ставили, жили и пасли. То есть отара это там, где корма больше , туда и гонят. А я приезжал на машине с холстами, с картоном. Жил с этими чабанами моими родственниками, в этой будочке и писал окрестности.
))
Правда, после девяностых годов такие поездки стали иметь свои объективные трудности.
((СХ 00:29
Комментарий:
Синхронируемый: Шакенов
Должность:
Титр: 13 47 28
С этюдником с холстами поедешь, а обратно уже везешь какие-то изображения, да. А тут с таможней проблемы возникают. Поэтому тут приходится мелкие миниатюрки, нашлепки, как мы говорим, на что официальные органы не обращают внимание. А потом уже из этого материала что-то выводить концептуальное.
))За тридцать пять лет творческой деятельности у художника накоплен огромный багаж живописных полотен, которые неоднократно экспонировались не только в России но и за рубежом, однако, персональная выставка картин , которая откроется в начале февраля в главном музее Казахстана - событие для мастера особенное.
((СХ 00:29
Комментарий:
Синхронируемый: Шакенов
Должность:
Титр: 14 06 12
Вот эта вот большая выставка, по сути, четвертая в главном музее Казахстана, в картинной галерее имени Кастеева в Алма-Ате, везу 70 работ- картины- пейзажи, портреты, и на российскую тематику и на казахстанскую.))
По казахским традициям семья, родственники - это важная составляющая национального уклада жизни, поэтому художник дома - это не просто муж и отец, но и семейный портретист.
((СХ 00:12
Комментарий:
Синхронируемый:
Должность:
Титр: 13 58 36
Я практически всех родственников переписал, братьев естественно и близких людей , у меня все портреты их есть.))
Супруга художника - Хаергельды Шакенова представляется по русски -Галиной, и хотя работая в Министерстве образования Омской области курирует вопросы национального образования считает себя человеком 2-х культур.
((СХ 00:44
Комментарий:
Синхронируемый: Хаергельды Шакенова
Должность:
Титр: 14 20 40
Я не люблю это слово -историческая Родина . Я считаю историческая родина- моя родина здесь, я родилась и выросла здесь в Сибири, в Омской области. 14 23 55 Я считаю, что я носитель 2-х культур - русской и казахской. Я считаю себя российской казашкой. Вопр. А чем они отличаются от коренных казашек? Отв. Нет они отличаются. Я считаю, что вот люди с которыми я общаюсь, а у меня в основном подруги русские . Они много дают. Я некоторой наверное одержимости учусь вот у русских. Все таки - это смелый такой народ.))
Как у русского народа, так и казахского женщина - это всегда хранительница семейного очага, создающая в доме уют и тепло.
((СХ 00:30
Комментарий:
Синхронируемый: Хаергельды Шакенова
Должность:
Титр: 14 25 46
Впр. А вот все-таки мечта каждой казашки выйти замуж за казаха, или у нас в Сибири это не важно? Отв. Нет это важно, потому что каждый человек живет в семье, и у каждого, я думаю, здравомыслящего есть сестрички, братья, дяди , тети, которые наверное будут осуждать этот брак. Я так думаю .Но в жизни разное бывает.))
Смешенные браки - это вообще понятие особое. Где перевес в национальных устоях семьи полностью зависит от личностных отношений, однако как показывает исторический опыт и в интернацтиональнеых союзах могут сохранятся традиции. История китайских, и монгольских, и русских казахов это доказывает. (всегда объединяет культура народа, поддержание его традиций и знание родного языка.)
((СХ 00:60
Комментарий:
Синхронируемый: Хаергельды Шакенова
Должность:
Титр: 14 29 44
В 92-ом году мы Были на Всемирном конгрессе казахов в Алма-Ате, и были казахи со всего мира. Но больше всего меня порадовал норвежский казах. Он сам работает врачом у него жена была норвежка. Сам высоко роста, красивый стройный казах, а жена обсолютно белобрысая, белокожая, но мусульманка настоящая - в платочке, в длинном платье, без маникюра и макияжа. И этот казах приве с собой 3-х сыновей - Аблайхана, Батырхана, и еще какого-то там Бека. Они конечно, как папа были красивые, но вот жена казаха вот такая вот. А язык как они знают все.))
Стремительная жизнь страны последних десятилетий идет по принципу разделяй и властвуй, делят все и территории, и народ, и даже национальную культуру, однако, разделить добрососедские отношения народов исторически живущих в одном регионе невозможно, поскольку за этим стоит не только территориальное объединение, но и взаимопроникновение национальных традиций и культур, взаимоуважение и взаимовыручка, именно этим и славится земля сибирская.
ОТБИВКА
СТУДИЯ
И в следующем выпуске нашей программы мы будем рассказывать о наших земляках, о тех кто сохраняет традиционную культуру своих отцов и не боится взять в жизненный багаж всё лучшее, что свойственно его соседям, всем кто его окружает. Это и есть, пожалуй, стержневая черта национального характера всех кто проживает в Сибири, тех кто считает её своей Родиной. А на сегодня наше время истекло. До встречи в эфире ГТРК Омск. Программа национальный характер желает мира Вашему дому.
ЗАСТАВКА