ЗАСТАВКА
Синхрон Богомолова СЮЖЕТ Кузьменко
(СХ 00:23 Комментарий: Синхронируемый: Владимир Богомолов Должность: профессор кафедры "Дизайн костюма" Омского государственного института сервиса Титр: кас 276 02 03 16
Не так давно, когда у нас проходил международный конгресс этнографов, одна из корреспонденток зарубежных меня спросила. "А почему у вас нет магазинов с национальной одеждой? Почему у нас есть, а у вас нет, что народ не хочет? Ему этого не нужно? )
СТУДИЯ
Вот с этого, риторического, вопроса мы и начинаем нашу сегодняшнюю передачу. Здравствуйте! В эфире программа «Национальный характер». Так нужен или нет современному русскому человеку национальный костюм. По данным профессора Омского института сервиса Владимира Богомолова выходит, что нет: в России можно найти специализированные торговые точки, где продают народную одежду многих национальностей – практически всех, что являются титульными в регионах нашей федерации, и даже тех народов, что не являются основными в наших республиках. А вот магазинов русского платья – нет. Хотя у наших соседей, как принято сейчас говорить, в ближнем зарубежье национальная одежда - это особый шик. Свадьба не считается нормальной свадьбой если она не в национальных нарядах, а самая дорогая одежда в прокат – да, тоже национальная.
СЮЖЕТ Синхрон Богомолова
Разные народы выбрали свой путь использования народного костюма - путь интеграции как, в Японии, где служебные европейский костюм в быту сменяется домашним традиционным кимоно. Или путь ассимеляции - полного вытеснения традиционной национальной одежды из повседневной жизни, последний вариант , к сожалению,выбрал для России царь реформатор- Петр первый. (СХ 00:50 Комментарий: Синхронируемый: Владимир Богомолов Должность: профессор кафедры "Дизайн костюма" Омского государственного института сервиса. Титр: кас 276 01 59 55
Понятие народного костюма - это понятие, конечно, условное. Ну скажем, до ПЕтра, рубаха царя и рубаха крестьянина была одной и той же по покрою, одна система . А Петр 1 поднял Россию на дыбы . Появилось 2 культуры, 2 народа, говорящие на рызных языках , и тогда, конечно, получалось , что элита одевается в европейский костюм, народ в русский. Здесь очень быстро определилось различие . Поскольку элитарный костюм развивается очень быстро , а народный очень медленно. В элитарном костюме личностные характеристики очень важны , а в народном коллективное начало. )
(СХ 00:42 Комментарий: Синхронируемый: Владимир Богомолов Должность: Титр: 02 00 45
Элитарный костюм космополитичен, он всеяден, вообще. А народный костюм очень четко определяет этнические свойства того или иного народа. и здесь необходимо отметить его особую роль. что если исчезает народный костюм, то исчезает сам народ, посколько, народный костюм находится в эпицентре менталитета, он выражает менталитет. Это корневая система этноса в целом. И смена костюма приводит к глобальным патологическим изменениям, как Петр и хотел. Поэтому народный костюм надо сохранять. )
СТУДИЯ
Пытаться нарядить всех в сарафаны и косоворотки дело не мыслимое, да и не нужное в наше время. Однако знать хотя бы в общих чертах русский стиль, знать, что носили деды – лишним не будет. Не только для историков, но и для всех кто считает себя русским человеком. История нашего костюма по трагичности сравнима с историей отечества. Допустим, получивший всемирную известность русский старинный военный костюм , был забыт из – за потребностей массового производства для нужд первой мировой, затем гражданская война и экономический кризис, который на долго вывел из строя текстильную промышленность, то есть были утеряны традиции. А в период индустриализации новые машинные производства своим валом, дешевИзной просто вытеснили уцелевших мастеров ручной работы. Затем ещё великая отечественная война и восстановление экономики – в лёгкую промышленность внедрялось всё, что попроще и подешевле, да ещё и по трофейным немецким лекалам - главное было количество, а не стиль. Да и официальная идеология обезличивания способствовала тому, что специалисты, хранившие историю, особенности русского стиля – не были востребованы. И поэтому сегодня стоит непростая задача перед теми, кто собирает, по крупицам собирает традиции народного костюма. И без помощи свыше, я имею ввиду земной уровень, государственный, энтузиастам будет многократно сложнее. Яркий пример такой помощи наши областные фестивали «Душа России». Именно идее связи времен, идее сохранению национальной культуры, посвящены эти фестивали и нынешний седьмой, по счёту, не исключение. Он проходит под девизом "сохранение фольклора и художественных ремесел". А наш национальный русский костюм вобрал в себя все эти понятия - и фольклор и гениальную простоту уникальных изделий русских мастериц.
СЮЖЕТ История народного костюма
Песня " Под Окошечком сидели " 25 сек.(СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Ольга Кузьменко Должность: Титр: Подводка
Армяк, зипун, душегрея, названия этой старинной русской одежды больше нам знакомы по сказкам, да песням. В современной жизни широкое распространение получили сарафаны, рубахи да юбки, именно их покрой арнаментал и цветовая гамма надолго определили такое понятие как русский стиль.) Помимо рубахи юбки и сарафана, существовал поневный комплект женской русской одежды. Поневу порой называют про- бабушкой юбки, состоит она из нескольких раздельных полотен, и более всего была распространена как вид одежды у южных славян.
(СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: Титр: 02 04 37
В такой одежде в Сибири переселенцы практически не ходили.Они эту одежду везли, хотя, уже полуали письма от первопроходцев, что в сибири эту одежду не носят. На одежду мода здесь другая , а какая другая, вот примерно, как на мне костюм- это юбка и кофта- парочка. И очень быстро переселенцы переходили вот к этой -сибирской моде. И эти костюмы оставались в сундуках. может быть поэтому она и сохранилась. у нас это редкий пример, вот когда поневный комплекс. Понева. вообще, не очень характерна, но у нас есть и мы ей очень гордимся.) Классическую цветовую гамму старинного русского костюма можно определить просто- это сочитание белого, черного и красного. Сочитание очень простое и органичное, так как обусловлено старинной природной технологией появления крашенных нитей и льняного полотна. (СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Наталья Янова Должность: руководитель клуба "Вечерка" Сибирского культурного центра Титр: кас дв 02 37 37
Работа станка крупно, работа за станком. Вопр. Дело медленное кропотливое? Отв. Но продвигается, не так уж и медленно, довольно споро если этим заниматься. Вопр. А сколько можно за день сделать такой красоты? Отв. Ну вот так наверное можно сделать. Показывает.Вопр.Сколько на рубашку-то дней надо? Ну опытные по несколько метров в старину ткали .Есть даже записи, что опытные мастерицы по 5 метров за день ткали. Девочки учились этому в старину, с малых лет. Приданное к свадьбе было готово и сотканные рубахи и вышитые. ) Нардный костюм девятнадцатого века в Сибири - это сочитание льненого полотна, пестрядины- цветного полотна и набивной ткани. (СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: Титр: 02 07 10
Костюм интересен тем, что он как слоеный пирог. И более поздний костюм,как сибирский , где было много покупных тканей, в период более развитых капиталистических отношений . Поэтому в сибирском костюме , преобладают набивные ткани , шелка из далеких стран, Европы, из Италии, из Перссии и Китая - все, что на Сибирских Рынках можно было увидеть. То есть вот особенность такая.) Внутреннее развитие костюма, а точнее крой изделий развивался очень медленно. (СХ 00:26 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: ведущий специалист Сибирского культурного центра. Титр: 02 08 47
На уровне геологических процессов , но тем не менее, мода присутствовала и в то время. И крой претерпевал изменения. Объем был не за счет кошения, а за счет большого полотнища, а затем и вышивка.) В изменениях кроя народной одежды заложено немало разногласий религиозных традиций старообрядцев и православных христиан. Объем наряда в девятнадцатом веке, происходит за счет сборок ткани, что категорически отвергается старобрядцами, так как по их поверьям, в каждой сборке сидит чертик. Предметом особого внимания стала обережная вышивка, толкование, которой и по сей день вызывает немало вопросов. (СХ 00:50 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: Титр: 02 11 10
Обережная символика- знаки солнца. Своей историей корнями в глубокую древность, когда свастика не была таким пугающим знаком, как теперь . И очень большие неприятности были у людей по этому поводу , одежду такую прятали , что бы не сажали в тюрьму в Сталинские времена. А на самом деле это знак бегущего солнышка , меняющегося в каждое время года.)
ОТБИВКА
СТУДИЯ
СЮЖЕТ Валенки
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Сегодня русский народный костюм - это в первую очередь атрибут театральных представлений, праздников и постановочных гуляний. А где наиболее полно, красочно, гармонично раскрывается вся красота и уникальность русской народной одежды? Это хороводы. Почти забытые, но возрождаемые, во всяком случае, у нас на омской земле. С помощью областного министерства культуры, его подразделений. Вот в планах на этот год - массовое представление на Троицу.
СЮЖЕТ
Национальные игры, песни, танцы, гуляния во многом были определены объемом и даже весом одежды. Традиционные лирические русские хороводы немыслимы без длинных, богато рассшитых сарафанов, которые своим силуэтом диктовали степенность и плавность рисунка танца в хороводе.(СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Виктория Багринцева Должность: директор Сибирского культурного центра Титр: 04 10 52
И мы бы хотели ,что бы это хороводное представление превратилось в большое хороводное гуляние в этом году на Троицу в Большеречье. Уже сегдня проходят репетиции , уже сегодня шьюся костюмы . Сегодня мы уже смотрим на какой площадке, какой будет момент праздника проходить.Интересным моментом в ходе этого праздника- конкурс национального костюма, мы ждем художников мастеров. Тех кто никогда не работал в народном костюме, но хотел бы попробывать. Жюри будет оценивать, я думаю, что мы увидим очень красивое представление, тем более, что на Троицу всегда проходили смотрины. То есть кроме женских хороводов, были чисто девичьи хороводы. Свахи для парней отбирали невест. И вот мы бы хотели, чтобы на Троицу побывало много людей, что бы посмотрели и заразились Троичным гулянием.) Подготовка народных костюмов для Троицы проходит сейчас повсеместно во всех центрах традиционной культуры Омской области, но возродить русский сарафан в его горделивом женском великолепии не просто. (СХ 00:31 Комментарий: Синхронируемый: Виктория Багринцева Должность: Титр: 04 12 26
Сегодня очень сложно изготовить традиционный русский укостюм. Поскольку и ткани уже не такого качества, и цвета очень сложно подобрать, и отделку. При этом будет рассматривать не сам по себе факт, что вот в сарафане, а какова точность комплекса , как гармонично выглядит девушка, как она себя ведет. То есть нам бы хотелось , что бы традиционный костюм, стал снова актуальным, чтобы наши женщины чем-то отличались от других )

СТУДИЯ
Ну, наши женщины, итак отличаются от других, естественно в сторону прекрасного, а народная одежда, эту особенность может подчеркнуть ещё больше. Если не в традиционном исполнении, то в её современном прочтении. Подтверждения не надо искать за тридевять земель. Омский государственный институт сервиса уже давно утвердился в качестве лидера в разработках новой одежды основанной на национальных традициях. Коллекции омских художников костюма известны и за пределами нашей страны. Всё новое – это творчески переосмысленное старое.
СЮЖЕТ
Мировая пропагаднда западно- европейского костюма в современной жизни начинается чуть ли не самого раннего детства. Одежда тинейджеров и молодежная мода - это многочисленные магазины, бутики, распродажи основанные на товарах широкого потребления, мода в них массовая , но к сожалению, не русская. (СХ 00:39 Комментарий: Синхронируемый: Галина Толмачева - профессор Должность: Зав. кафедрой "Дизайн костюма" Омского государственного института сервиси Титр: 01 55 55
Такое понятие как традиционный костюм очень трудновнедрить в среду молодежную, им кажется, что это древнее. Что это можно забыть и никогда не вспоминать . А когда интересное моделерское предложение, которое сочитает в себе эпотажность молодежи , и в то же время смегчает и придает романтизм народным костюмам. то это получается такая гремучая смесь, такая интересная , то молодежь с удовольствием эту смесь поглощает. ) Наиболее яркая, интересная работа с народным костюмом в поисковом варианте происходит сейчас у современных дизайнеров одежды. Начиная со студенческой скамьи идет постоянное изучение особенностей народного костюма, его национального звучания, использование элементов одежды в попытках интуитивного выражения самосознания нации.
(СХ 00:60 Комментарий: Синхронируемый: Галина Толмачева Должность: профессор, зав. кафедрой "Дизайн костюма" Омского государственного института сервиса Титр: 01 46 55
Потому что народный костюм - это кладезь нашей мудрости, нашего народного творчества, это замечательный крой, декоративность вышивки, апликации. И причем народный костюм в нашей многонациональной стране, мы же не будем говорить, что мы только русские, а так как у нас студенты различных национальностей . Поэтому мы воспитываем на с работе с народным костюмом и чувство гордости и патриотизма , то есть, что должны знать свои истоки, тем более, что эти истоки красивые и интересные. А во вторых , народный костюм это вечное и не приходящее. Какое бы время не было, какие бы не были тенденции, всегда в народном костюме найдутся те признаки и элементы, которые можно использовать в народном костюме. )
(СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр:
Показ дифиле. )
(СХ 00:23 Комментарий: Синхронируемый: Владимир Богомолов Должность: профессор кафедры "Дизайн костюма" Омского государственного иниститутат сервиса Титр: 02 06 36
Надо работать этнографам, фольклористам, специалистом, и делать все, что бы этот костюм снова вернулся. Он найдет свое место, в домашнем быту , в нашем праздничном быту, в свадьбе, где угодно. Сфера потенциальная для него очень большая. Необходимо приложение сил и возможностей. )
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Для жителей нашей области этой весной есть хороший повод обновить и пополнить гардероб национальной одеждой. В июне, в районном поселке Большеречье на народном празднике "Троицкие гуляния» состоится региональный конкурс мастеров народного костюма "Троицкие смотрины" на котором будут представлены костюмы от точных этнографических копий до современной одежды в этническом стиле. Приедут гости из Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Красноярска, Нижневартовска, областной фестиваль русской культуры "Душа России", в рамках которого и проходит этот конкурс, примет всех гостей. А пока омские мастерицы вовсю готовятся к этим грандиозным смотринам.
СЮЖЕТ
Изготовление народного костюма - процесс не быстрый и требующий основательных знаний в особенностях кроя, выборе тканей и элементов декора. Выполнить по всем правилам и канонам традиционный русский сарафан, выдержав стиль, областную и социальную принадлежность, без специальной литературы в одиночку почти не возможно, не долго и запутаться в многочисленных премудростях - этой ,на первый взгляд, такой простой одежды (СХ 00:39 Комментарий: Синхронируемый: Наталья Янова Должность: руководитель клуба "Вечерка" Сибирского культурного центра Титр: ДВ 02 26 45
У сарафанов очень много видов покроя . Это самый простой прямой, есть косоклинные, смешаные, полукруглые. 02 27 18 Ну вот , на Анне косоклинный сарафан. Здесь совсем небольшой объем поверху , но за счет , что здесь вшиты клинья , очень большой объем по подолу получается. ) Знаменитый русский силуэт женского образа, во много выглядит таким мягким и лиричным за счет планых нисподающих объемных складок и сборок сарафана, вот уж действительно, одежда диктует характер народа. (СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр:
интервью девушек о том как они себя чувствуют в народной одежде. ) .На сегодняшний день в многих центрах традиционной культуры районов омской области существуют творческие мастерские по изготовлению народного костюма, куда приходят поучится народной мудрости не только юные мастерицы но и молодые парни. Ведь скоро весна, а там не загорами и троичные хороводные гуляния, где народный костюм будет главным украшением празника.
ПЕРЕБИВКА
СТУДИЯ
а теперь наша постоянная рубрика, посвящённая шестидесятилетию Великой Победы. Герой нашего сегодняшнего сюжета Шакир Сагитович Сагдеев. Уроженец села Утузы Тевризского района начал свой боевой путь рядовым, а из армии увольнялся офицером, кавалером четырёх орденов. Большая часть его боевого пути была связана с обороной Ленинграда. Где навсегда в его память врезались слова Георгия Жукова: за Ленинград будем драться до последнего.
ВЕТЕРАН СЮЖЕТ Никитин
(СХ 00:18 Синхронируемый: Шакир Сагитович Сакдеев К- 275 033204 драться до последней капли крови, драться до последнего куска хлеба, драться до последнего патрона, последний патрон оставить только для себя, чтобы пристрелиться, но в Л. Немцы не должны быть 3222) Обидно, но оборонявший три года Ленинград, Шакир Сакдеев ни разу не видел Северную Пальмиру. Когда их часть, только, что прибывшую на фронт, на баржах переправили через Ладожское озера, то сразу бросили в пекло на Ораниенбаумский пятачёк. Так, что только со стороны залива мог видеть северную столицу парень из далёкой таёжной деревни. Мог видеть не много, но чувствовал всё. Все лишения выпавшие на долю города, его обитателей и защитников. (СХ 00:29 Синхронируемый: Шакир Сагитович Сакдеев К- 275 033800 вот такой кусочек хлеба давали 400 г. Поешь, попить нет, какой там вода. Болото. Тут же труп валяется. А где воды взять? Не пойдёшь – кругом заминировано – как пошёл – ноги нет 3829) (СХ 01:02 Синхронируемый: Шакир Сагитович Сакдеев К- 275 033647 кроме этого там же были предатели, которые сигнал давали, куда надо бомбы бросать, они фугасные бомбы постоянно бросали, а наших самолётов почему – то их не было – полное превосходство фашистов, а ведь мы говорили врага встретим на его земле. А как же так получилось?! Как?! Новедь выстояли? – Выстояли благодаря стойкости и мужеству ленинградцев и солдат 3749) Три ранения пехотинца Сакдеева – как вехи его фронтовой биографии. Так получилось, что каждый раз, выписываясь из госпиталя, он попадал на новый фронт. Ленинградский, Второй прибалтийский, Третий белорусский. Одно перечисление фронтов говорит о многонациональности этой войны. За свободу общей родины стояли плечом к плечу представители всех народов. (СХ 00:51 Синхронируемый: Шакир Сагитович Сакдеев К- 275 034747 всё дружно были, у меня в отделении и казаки были, и с севера – ханты и другие были. Никаких отношений ничего не было. Я в 44 году стал офицером – дополнительный паёк нам давали, я всегда приносил и отдавал своим солдатам 034813) Встречал день Победы лейтенант Сакдеев в госпитале, за месяц до мая сорок пятого был он тяжело ранен под Кёнингсбергом. Именно за штурм прусской твердыни Шакира Сагитовича представили к третьему ордену красной звезды, но так как сам он находился в беспамятстве его фамилию, имя, отчество записали неправильно и награда долго не могла найти героя. Только в двухтысячном году бывший командир взвода автоматчиков смог прикрепить на свой китель ещё один знак доблести. Ну а главной своей наградой Шакир Сакдеев считает, то, что сообща одержали Победу, то, что остался жив, работал, женился, воспитывал детей, в не порабощённой врагом стране.
ПЕРЕБИВКА
СТУДИЯ
Вот на этом сегодня и всё. Время отведённое нам в эфире ГТРК Омск подошло к концу. До встречи с новыми рассказами о национальном характере. Мир Вашему дому.
ЗАСТАВКА


Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz