ЗАСТАВКА
СЮЖЕТ
((СХ 00:17 к-256 054723, 4906 Live))
СТУДИЯ
Здравствуйте! Сегодня будем драться. В переносном смысле конечно. Будем биться над вопросом – что такое кулачные бои на Руси? Зачем во многих наших городах снова стали возрождать кулачные артели? Есть ли вообще в единоборствах так называемый русский стиль? Отвечать на эти вопросы в программе «национальный характер» будут люди умудрённые. И кулаками и теоретическим опытом.
СЮЖЕТ
((СХ 00:42 Синхронируемый: Владимир Геннадьевич Котенко Должность: атаман кулачной артели г. Курган К-256 060147 ну что значит стиль? Это не стиль, а жизнь народная, традиционная 060157 ты же должен защищать своё отечество, должен просто жить, радоваться, чтобы не скучно было, чтобы детей мог воспитывать, чтобы они не дебилами росли, а гармонично развивались 060211 здесь и танцы, и песни, и сказки, и ремёсла тут, и рукопашный бой, и конечно вера православная – это стрежень всего - всё это формирует гармоничную личность 0229))
СТУДИЯ
Атаман кулачной артели из Кургана, мнение которого вы только, что слышали не одинок в своём утверждении, что молодецкие забавы были неотъемлемой частью общей народной культуры. Многие авторитетные у нас люди не боялись вступаться за эти забавы ещё в те времена когда озападнившаяся верхушка нашего общества, считала это дикостью и варварством. Виссарион Белинский, говоря о нелегких бытовых условиях старой России, подчеркивал, что «народные «буйные игры» осветляли этот быт». При этом сам он объяснял, что слово «буйный» он употребляет здесь в древнерусском смысле - храбрый, сильный богатырь. \ Фёдор Шаляпин, уже увенчанный мировой славой, делился дорогими его сердцу воспоминаниями: «Когда я видел, как эти люди, почему–то все добрые и ласковые, сбивают с ног могучими ударами бойцов, мне вспоминались сказки: Бова, Еруслан Лазаревич - и скудная … жизнь - становилась сказочной». Не чурались участвовать в кулачных боях Алексей Николаевич Толстой, и Павел Бажов, Владимир Гиляровский и Сергей Есенин. О свалках, сцеплялках, о стенке на стенку – с пиететом писали Аксаков, Бажов, Горький. А ПЕРВЫЕ упоминания о кулачных боях зафиксированы ещё в древнерусских летописях. Андрей Козлов, писавший в Омском университете дипломную работу, посвящённую истории русских единоборств, уверен, что обычай мерится силами в честнОм бою был у нас, ещё во времена язычества.
СЮЖЕТ
((СХ 02:45 Синхронируемый: Андрей А-ндрович Козлов К-0177 015039 Вы можете посмотреть на деревья, на животных в русском стиле есть упражнения которые уподобляются движениям деревьев, обдуваемых ветром т.е. в принципе – это природные движения, основанные на слиянии с природой – т.е. это очень древняя культура? – да очень, и, я думаю, изначальная 5111 + 015717 Изначально русская традиционная культура была цельной. С появлением первых князей и иерархического расслоения общества началось разделение, что нехорошо ведь любая часть меньше целого 5748 – а в 18 -19 в.в. вообще оторвались от традиций? Всё это считалось дурным тоном, занятием черни? – Да, так называемой, черни оставались кулачный бой, свалки, сцеплялки, а дворяне разрабатывали систему засечного боя, направленного на уничтожение противника, а не на сохранение, что было в русском стиле. Есть такое понятие в русском стиле как «Любки» т.е. чем больше ты любишь человека тем ты сильнее становишься т.е. никакой злости к человеку – только любовь 015904))
СТУДИЯ
Когда ещё никто и не говорил о пользе выброса адреналина, о выпускании энергии в безвредное русло – всё это уже было на народных гуляниях. В традиционных культурах ничего не бывает не рационального, даже самые развлекательные, самые казалось бы отстранённые от жизненного уклада обычаи всегда несли прикладную или поучительную, точнее сказать, ОБУЧАЮЩУЮ нагрузку. \ Так, наблюдавший кулачные бои в начале шестнадцатого века австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, написал, что вся русская молодежь упражняется в играх, «весьма близких к воинской службе». Два века спустя английский капитан Джон Перри, приезжавший в Россию в петровские времена, объяснял победы над шведами той закалкой и выносливостью, которые приобретал русский человек «с юных лет упражнявший свои силы в кулачных боях». Великий историк Костомаров утверждал, что эти бои «делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне». В наши времена когда пуля не дура, а штык уже не тот молодец, что раньше – ратно-прикладное значение кулачного боя сведено на нет. И спортивные стимулы отсутствуют - в программе олимпиад не было и нет такого вида – «стенка на стенку», и навряд ли будет. \ В наше время кулачные бои существуют только на фольклорном уровне, да в немногочисленных спортивных секциях, руководят которыми опять же фольклористы или энтузиасты близкие им по духу. Но что бы возродить и сохранить эти традиции хотя бы на таком уровне профессионалам пришлось потрудиться не мало. Собирать буквально по зёрнышку, по слову, по обрывкам воспоминаний.
СЮЖЕТ
((СХ 01:50 Синхронируемый: Владимир Геннадьевич Котенко Должность: атаман кулачной артели г. Курган К-256 055547 сохранились конечно, но пользоваться ими практически невозможно 5551 дело в том, что на протяжении прошлого века люди ходили в экспедиции по всей стране –всё исхожено нашими людьми, фольклористами подвижниками, которые непосредственно у носителей этой традиции, кого не убили во время репрессий или войны и они до сего дня ещё помнят и сегодня ещё в деревни заходишь тут говорят нет ничего, а мы находим 5639 говорят: «Вот пред Вами экспедиция была. Нет ничего!». А мы находим, потому, что нужен подход, нужно это любить свою традицию, культуру – тогда найдёшь. Потому, что они есть эти бабушки, эти дедушки но они говорят, что ничего не знают, но они просто боятся потому, что раньше за это сажали, за борьбу, за забавы, за то, что по деревне с гармошкой прошёл. Я сам это неоднократно записывал – садили в тюрьму. 5715 кого на 15 суток, кому сроки серьёзные давали 055728 – И сейчас Вы ставите перед собой цель возродить это всё? - Да может и не ставим, мы живём этим, стараемся передать сохранить 055737))
Передать и сохранить. Не только забавы ради. Вот атаман Курганской кулачной артели был приглашён к нам областным министерством культуры, не только для того, что бы организовать состязания на конкретном празднике. Но и чтобы наши местные молодцы узнали побольше об истории этой традиции, узнали бы новые приёмы, игры, виды поединков, что бы они сами уже самостоятельно могли привлекать к этим играм других отроков и юношей.
((СХ 00:35 Синхронируемый: Владимир Геннадьевич Котенко Должность: атаман кулачной артели г. Курган К-256 055925 ну молодёжь некоторая тянется, такая здравомыслящая, ведь сложно понять традиционную культуру современному человеку 055937 – но мальчишкам всегда интересны единоборства? – 055942 через это и идёт набор парней у нас, а там они к традиции приходят и плясать и петь начинаю постепенно 5952 они чуют силу в традиции, в культуре тут всё потому что есть – в нашей традиции всё абсолютно06000))
Узок круг последователей русской боевой традиции, но тесен он и сплочён, как стенка кулачников перед боем. И в нашем городе пусть не много, но есть подвижники.
((СХ 00:18 Live К-159 170512 сейчас мы будем играть в традиционную игру, в которую постоянно играли кулачные бойцы, она очень простая, но хорошо развивает навыки ловкости, и является способствующей изучению рукопашного боя 170530))
В клубе «Возрождения» ребята начинали с исторического фехтования, а затем решили, что к крепости клинка не лишним будет прибавить и твёрдый кулак. Естественно, для исторического клуба с названием «Возрождение» не подходили какие ни – будь Киокусинкаи или тхэ-кван-до. Остановились на том, что близко. Как духу, так и телу.
((СХ 01:39 Синхронируемый: Константин Сазонов Должность: клуб Возрождение К-159 2601 он приспособлен для нашего телосложения. Восточные единоборства они немного другие и у нас другие чем у них физические данные. И тем более, что у нас большую часть года зима. Скользко. И РТРБ он предполагает ведение боя на скользкой поверхности 172638 + 2705 кроме этого постигаю культуру русскую, как это было у наших предков + - пришли в эту секцию и появился интерес к исторической литературе? – Он у меня был и раньше. Просто я раньше читал про Европу, про варваров, рыцарей. Культуру нашего народа обходил стороной. – Считали её недостойной? Бедноватой на события? – Да, но потом понял у нас даже лучше намного у нас не менее богатая история 2807))
Из этнографической литературы, с фольклорных фестивалей, со специальных междугородных слётов кулачных артелей – всех навыков вычитанных и увиденных хватит ещё на многие тренировки. Тем более, что одними физическими упражнениями занятия в клубе не ограничиваются.
((СХ 00:58 Синхронируемый: Евгений Вельгоша Должность: клуб Возрождение К-159 171652 вот мы в традиционных костюмах тренируемся т.е. это у ребят возникает ощущение, что прикасаются к чему – то традиционному, народному. Это удобная одежда и для боя тоже, вот она какая просторная: у русского народа всё принято с размахом делать, только вот рукава придётся засучить. – А где берёте? – Сами шьём, либо у знакомых заказываем. – т.е. чтобы такую одежду носить надо книги изучать, информацию соответствующую? – Да есть такие книги, информация и для нас, для меня это не проблема 1750))
Опыт участия в народных гуляниях показал, что лучше всех молодецкие забавы воспринимают и охотно в них участвуют самые младшие. А ребят повзрослее приходилось буквально затаскивать в общие игры или на мини-турниры. Даже на селе где казалось бы память поколений ещё не так стёрта как в городе, но и там старшеклассники воспринимали это в диковинку, к которой подходили осторожно, стесняясь. Но если всё таки решались взяться за куш, в смысле кушак, то старались сдюжить.
((СХ 01:58 Синхронируемый: Илья Чешегоров Должность: клуб Возрождение К-159 172110 – вообще стоит возрождать это дело? Или это только на уровне фольклора? Невозможно массово привлечь как в то же карате? – Я думаю, что стоит 2122 и по большому счёту это секцией назвать нельзя, потому, что секция – это то место где люди собираются и занимаются каким – то определённым делом. А занятие РРБ это скорее мировоззрение в отношении жизни и вообще ко всем явлениям жизни. Не важно, достигнешь успехов в конкретных приёмах освоишь ли ты те принципы поскольку это заложено ещё и генетически, то, возможно, постигнешь себя 172202 + 172329 всё равно это будет выбор каждого мальчишки если ему это будет интересно. Слово патриотизм оно сейчас подзатёрлось и кажется не популярным, тоже самое и любовь к Родине. А она начинается с любви к самому себе, к семье, к месту где ты живёшь. Если у человека есть осознание этой любви, то у него и будет интерес к этому стилю, а если нет, то нет 2356 и здесь заставить нельзя 2401 + 2422 за него этот выбор никто не сделает здесь надо от себя немножечко отказаться, потому, что традиционная культура она заставляет смотреть на себя как на творение Божье и в тоже время как на пылинку, а пылинкой себя почувствовать люди зачастую не хотят т.е. очень много воспитывается сейчас гордыни, это очень мешает обучению, восприятию мира поэтому если человек способен перейти эту границу ему это будет интересно, если нет, то нет 2456))

((СХ 00:32 К-053720, 053800, 053732 053843, 054547 НАЧИНАЮТ С КУШАЧКОВ затем Бьют друг друга в грудь к-256 054752 и потом 054820))

((СХ 01:37 Синхронируемый: Владимир Геннадьевич Котенко Должность: атаман кулачной артели г. Курган К-256 060000 мне вот Ваши игры показались жестокими, … или только кажется? - а Вы заметили – они ведь потом обнимаются и просят прощения друг у друга. Нас и Запад почему не понимает? Они нас как только дикарями не обзывали – потому, что не понимают – как можно драться и тут же обниматься 060027 это может и загадка, но для меня не загадка 0035 это нормально. (кадры из фильма Сибирский цирюльник) А как же Родину защищать? Ведь раньше работали с утра до вечера вот на праздниках и показывали свою удаль 060056 Ведь девки парней выбирали, парни девок смотрят, парни удаль свою показывают какие они бойцы, есть ли у них сила есть ли у них основание для дальнейшей жизни 0109 может он трус, зачем же за него замуж выходить? 0112))
((СХ 00:27 Клип начинается с полёта к девушкам к-256 053227 затем 055048 заканчивается чаркой и пением в кругу 055205, 055306))

СТУДИЯ
Вот те же молодецкие игры, что организовал Сибирский культурный центр на народных гуляниях в Таврическом это как одна из многих составляющих, тех мероприятий, что будут устраиваться центрами традиционной культуры, которых на сегодняшний день в Омске и районах нашей области уже семнадцать. И это внушает надежду на более обширное изучения русских традиций в молодежной среде, так как приобщить молодых к народной культуре одной теорией, лекциями, уроками – невозможно. Да и не в каждой российской школе есть педагоги, встраивающие фольклорные элементы в уроки пения, рисования, трудов. А вот через досуговые учреждения, особенно на селе игровая форма может привлечь многих. Вот моя коллега Ольга Кузьменко в этом убедилась, побывав в Горьковском.
СЮЖЕТ
Небольшими говорливыми стайками, юноши и девушки собирались у центра русской народной культуры, и как водится, из небольших ручейков в итоге формируется полноводное русло реки, так и в двери центра вливался поток ребятишек. За семь месяцев работы редкая организация культурного досуга мажет похвастаться такой популярностью у молодежи, тем более когда цель ее работы не компьютерные игры или дискотека, а возрождение русской традиционной культуры, национальных ценностей и уклада жизни, который, увы, даже для сельской молодежи становится неизвестным.
((СХ 00:57 Комментарий: Синхронируемый: Александр Сысуев Должность: директор Горьковского центра русской народной культуры Титр: кас 276 08 19 44 Задача заглянуть в корни, в истоки, потому что истинность в русской культуре отпугнуть не может. Мы знаем великих людей, великих композиторов, поэтов, которые всегда были вокруг истины, и всегда о них помнят как о русских людях. Поэтому нам здесь необходимо с ребятами вот это истинное почувствовать. А что в русской культуре истинное? Я подчеркиваю одно- это вера. Это вера в бога, вера в культуру, вера в свой народ, вера в самого себя. Вот как ребенку помочь поверить в самого себя, это надо найти ту возможность потенциальную, которую он еще не раскрыл и помочь ему раскрыть.))
Возраст тех кто ходит в центр, от десяти до семнадцати лет. Но это не является помехой в совместных занятиях, напротив, по мнению руководителя, смешанный возраст даёт преемственность, помогает возрождать традиционные черты русского крестьянства - взаимоуважения и взаимоподдержка поколений. Особенно этот принцип заметен на проведении молодежных вечерок, когда ребята всех возрастов одинаково веселятся и в огневых русских танцах и народных потешных играх. И такая форма работы стала особенно привлекательной для молодежи. За месяц проведения вечерок участников стало в пять раз больше.
((СХ 00:28 Комментарий: Синхронируемый: Игорь Медведенко Титр: кас 004 08 39 36 Мы походили по школам с Александром Михайловичем. Просто мы рассказали чем мы тут занимаемся, и народ пришел. Мы проводили здесь первую Масленницу, построили снежный городок здесь. Все были в отпаде, всем очень понравилось, будем продолжать. Вопр. То есть такого здесь раньше не было, в Горьковском. Отв. Здесь не было. Устраивали игры молодецкие, проводили с пацанами. Заводили толпу.))
Помимо народных игр, плясок и гуляний участники центра русской культуры с большим увлечением изучают и народные ремесла, начиная с самых простых и доступных, ведь многим из ребят, не смотря на то что живут они в сельской местности, оказались совершенно не знакомы обыкновенные столярные инструменты, поэтому первые успехи вызывают неподдельное восхищение.
((СХ 00:18 Комментарий: Синхронируемый: Никита Шиванев Должность: участник Горьковского центра русской народной культуры Титр: кас 004 08 50 41 Вот у Игоря нормально получается . Он первую свою поделку сделал отослал на выставку . Он первый раз в руки резак взял, и первая его поделка на выставке.))
У юных МАСТЕРИЦ центра не менее ответственная работа, поскольку коллектив еще очень молодой, надо одеть всех участников в настоящие народные костюмы, а никакое сельское ателье это не осилит. Поэтому девчонки стараются нарядить не только себя, но и всех участников вечерок.
((СХ 00:36 Комментарий: Синхронируемый: Алена Кашникова Должность: участница Горьковского центра русской народной культуры Титр: кас 006 09 05 23 Вопр. А вот мальчишки здесь по другому относятся к девченкам.? Отв. Да здесь дружеские . А так вот , что бы я не хочу стобой танцевать, я с тобой, вот с современном если. А тут хорошо, все при всех, и не стеснительно даже на вечерках. Вопр. А почему не стеснительно? Отв.Потому что на дискотеках, как свет включают, все замирают и разбигаются по углам, и не танцуют, а тут при свете все хорошо . Вопр. Твои одноклассники понимают тебя ? Нет не понимают.)) ((СХ 00:12 Комментарий: Синхронируемый: Алена Кашникова Должность: Титр: 09 06 34 Все севременное вот это любят, и спрашивают "Да что ты с этим русским прикопалась, у нас современное есть".))
Наивное незнание наших детей и молодежи современной русской культуры,- это недоработки социальной, педагогической, культурной сферы, плюс наследие национальной политики нашего государства времен и развитого социализма и развивающегося капитализма. Две тысячи пятый год, который объявлен в нашем регионе годом молодежи, поставил перед правительством Омской области задачи не только материальной и социальной поддержки молодежи. Огромное внимание уделяется духовному национальному воспитанию подрастающего поколения, и здесь невозможно переоценить работу городских и районных центров русской народной культуры, ведь перед современным обществом стоит реальная угроза появления поколений выбирающих пепси и ничего более. А говоря по-русски - Иванов родства не помнящих. Однако чистая душа ребятишек инстинктивно тянется к своему родному и дай бог не спугнуть а упрочить этот порыв.
((СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Настя Меньшикова Должность: участница Горьковского центра русской народной культуры Титр: кас 006 09 09 16 Песня кас 276 08 03 00 Когда я прихожу сюда, у меня здесь душа. У меня вот нету никаких современных . Я вот все русское у меня здесь.))
Русская традиционная культура находит людей заинтересованных - не только в своей среде, немало у нее поклонников среди людей и других национальностей
((СХ 00:54 Комментарий: Синхронируемый: Александр Сысоев Должность: руководитель Горьковского центра русской народной культуры Титр: кас 276 08 20 37 Вопр. Я заметила , что у вас многонациональный коллектив, не только русские. Отв. Не для того , что бы на этом как-то сыграть. Я хочу сказать, что есть вот , например, чечен. Есть Джахар у нас мальчик, который чечен, который замечательно танцует русские танцы , он показывает ребятам как их танцевать. Далее я его спрашиваю, а ты бы мог станцевать перед всеми свой танец. Он говорит да смогу , вот сделаю запись музыки и покажу всем свой танец . Вы представляете какое будет чувство у наших детей , по поводу этого национального танца, а мы то не умеем свой русский танцевать.Я думаю что это в воспитательном моменте будет очень интересно.))
((СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: Джахар Минкаилов Титр: кас 006 09 22 30 впр. Дома у вас дома так танцуют . Отв НетВопр. Апочему ты здесь. Отв Потому что здесь играют, поют. Вопр. А дома у тебя понимают твое увлечение. Отв Понимают, вообще, интересная русская культура.))
Впереди у этого молодого коллектива из Горьковского не мало больших и малых дел, все настроены не по детски серьёзно и по- русски с размахом.
((СХ 00:24 Комментарий: Синхронируемый: Александр Сысоев Должность: руководитель Горьковского центра русской народной культуры Титр: кас 276 08 22 22 Сейчас вот будет лето и мы выходим в парк . В парке начнем это игры, танцы, действо, я думаю соберется пол района. Вопр. Я думаю в Горьковском большое будущее для русской культуры. Отв. Да есть желание, есть желание. А вот это дело без желания сделать никак невозможно.))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Вот на этом сегодня и всё. До следующей встречи в эфире ГТРК ОМСК. Как Вы слышали одного из героев нашей сегодняшней передачи, для того чтобы познать истину, надо не бояться и не лениться заглядывать в прошлое, изучать свои корни. А этому как всегда будет способствовать наша программа «Национальный характер», которая по традиции желает Мира Вашему дому.
ЗАСТАВКА


Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz