ЗАСТАВКА
Автор и ведущий Никитин
СТУДИЯ
Здравствуйте! Сегодня программа «Национальный характер» посвящена одной теме. Теме, которую невозможно обойти на фоне многочисленных мероприятий, приуроченных к празднованию шестидесятилетия Победы. Историческая память. Как мы её храним, бывают ли провалы в этой памяти и к чему может привести историческая амнезия – на эти вопросы в нашей программе отвечают. Автор этносоциологических опросов, кандидат исторических наук Марина Жигунова.
СЮЖЕТ
0827 поток негативной информации преподносится и ослабевает интерес и об этом можно говорить по празднованию дня победы по отношении молодёжи к празднику – до 10 – 12% опрошенных в некоторых учебных заведениях сказали, что это просто выходной день когда можно собраться попить пивка, поорать на салюте.
доцент омского университета, кандидат исторических наук Дмитрий Алисов
К-177 002106 нормальный эфир он забит всякой ерундой псевдоисторической. Причём сильно искажающей факты. На основании просмотра создаётся впечатление, что мы будем праздновать не 60 летие победы, а 60 летия деятельности заградотрядов НКВД или великой трагедии погибших.
заслуженная артистка России Капитолина Барковская
К-275 014627 …Тут ничего не надо было высасывать из пальца, тут всё близко, понятно всё это ими пережито на войне, а нами пережито в тылу 4656
Школьные учителя истории, методисты областного института повышения квалификации работников образования и конечно школьники
К-61 1618107 подвиги Космодемьянской, Матросова начинают жёстко оспаривать: что Зоя поджигала Конюшни у себя в деревне и, что Александр матросов подвига не совершал, а просто споткнулся
СТУДИЯ
Откуда же берётся материал для переосмысления того, что ещё недавно считалось незыблемыми историческими истинами. Естественно из публикаций и книг. Претендующих на историчность. Тот же подвиг Александра Матросова развенчивает автор Соколов в своей книге с заманчивым названием «Тайны Второй мировой». О том, что не было никакой полководческой мысли и никакого плана в Сталинградской битве пишет автор Красиков, и название его книги тоже привлекательное «Победы которых не было». А о том, что ледоколом по истории этого периода прошёлся Суворов лишний раз напоминать не надо. В самых тиражных газетах, особенно накануне нынешнего юбилея появилась масса публикаций, мягко говоря, с нетрадиционным взглядом на историю Великой отечественной. Газета "Известия" сообщила, что в Прохоровском сражении германские войска потеряли будто бы всего пять танков, а наши – триста тридцать четыре. Причём в публикации даже нет попытки объяснить, почему же тогда после операции на Курской дуге немцы отступали, а советские войска прорвались до Днепра. Откуда эти многотысячные тиражи псевдонаучных книг и публикаций?
СЮЖЕТ
((СХ 03:12 Синхронируемый: Дмитрий Андреевич Алисов Должность: доцент Кафедры современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета, к.и.н. зам. Дир. Сиб. Филиала российкого института культурологии МК РФ и РАН, член-корр. Академии гуманитарных наук, зав сектором социально-культурных аспектов урбанизации Сибири К-177 001153 Суворов и Красиков и многие другие с ними рядом, Башаров, они не относятся к разряду научной лит-ры. Это собого рода лит-ра которая возникает из того, что историческая наука – это политика повёрнутая в прошлое. Мы все живём сегодня и власть она всегда старается перестроить историческую память под свои запросы, под лигитимизацию своей деятельности и поэтому происходит определённый заказ под это дело. Потом есть определённые круги в обществе которым доступны СМК, печать, которые пытаются тоже оказать давление на историческую память для достижения своих политических интересов тогда и появляется заказная лит-ра 1245 если брать Суворова непосредственно, то это заказная лит-ра даже не изнутри изначально возникла – это заказная лит-ра кот. Возникла на Западе ещё в 60-80 г.г. когда американцы в рамках холодной войны активно использовали диссидентское движение для развала СССР поэтому у этой лит. Была чёткая задача перепрограммировать историческую память русского народа так, чтобы он утратил наиболее высокое завоевание и был более воспреимчив к манипулированию Запада с т.з. достижения их интересов 1323 причём Суворов этого не скрывает и меня поражает насколько люди бывают не внимательны вот если взять его книгу «Ледокол» которая издана миллионными тиражами и оказала огромное влияние на бытовую память. А ведь он чётко пишет о том какие задачи он ставит: подобно палачу безжалостно выбить табуретку, изменить представление о том святом, что осталось у советского народа о ВОВ задача ставится идеологическая и под это пишется работа 1407 более того я уверен, правда спецслужбы не очень раскрывают это, есть американский план NCDD это всё входит туда – есть особая проплата такой лит. 1424 а в наше время появилась внутренняя потребность у определённых кругов и эта литература начала тиражироваться, появились кроме Суворова другие авторы 1433 вобщем эта лит. Имеет к науке слабое отношение она возникает как вторичная или третичная причём на других ситорических идеях и под определённые жёсткие параметры 1444 если историкам надо идти в архив, то им не надо и поэтому историки запаздывают с ответом на подобную литературу и это очень опасно, потому, что на уровне бытового сознания происходит очень мощное кодирование, что может вызывать и определённые действия 1506))
СТУДИЯ
То, что это, как выразился Дмитрий Алисов, кодирование идёт успешно подтверждают данные социологов. Специалисты омского университета Татьяна Золотова и Марина Жигунова на протяжении последних пяти лет проводили опросы среди школьников и студентов нашего города. Опросы по знанию молодыми людьми истории Великой отечественной, по их отношению к Дню Победы.
СЮЖЕТ
((СХ 00:50 Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН К177 – 000025 тревожит тот факт, что резко уменьшилось количество людей, знающих про эту войну – основные события, полководцев, героев. Героев – омичей половина не смогла назвать, несмотря на то, что названы улицы, в музеях проводится большая работа. Были анекдотичные случаи когда в числе героев называли Герцена ну чисто ассоциативно, что раз улица названа 0054 порадовал тот факт, что несмотря на негативные процессы которые наблюдаются в нашем обществе, огромный поток негативной информации про ВОВ всё – таки у подавляющего большинства молодёжи, порядка 80% сохраняется понимание значимости этого события важности его для нашей страны 0115))
СТУДИЯ
То, что псевдонаучная литература находит потребителей среди представителей всех поколений есть вина и традиционной исторической школы. Советского периода. Историками, по идеологическим соображениям, были оставленные многочисленные пустоты - по нашим потерям в великой отечественной, по неудачным войсковым операциям, по немецким источникам. Этими – то пустотами и пользуются псевдоисторики, заполняя вакуум своими якобы сенсационными публикациями. Жареные факты хорошо продаются - это уловили и издательства, а тут ещё и юбилей победы, то есть можно неплохо подзаработать на естественном интересе людей к теме. А к каким последствиям это может привести – издателей не очень волнует. Главное заполнить полки в книжных магазинах и ловить покупателей.
СЮЖЕТ
((СХ 01:09 Синхронируемый: Дмитрий Андреевич Алисов Должность: доцент Кафедры современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета, к.и.н. зам. Дир. Сиб. Филиала российкого института культурологии МК РФ и РАН, член-корр. Академии гуманитарных наук, зав сектором социально-культурных аспектов урбанизации Сибири К-177 002357 мы можем найти сотни наименований, связанных с мемуаристикой германской и опубликованных сейчас, вот зайдите посмотрите есть и Гальдер и пр. с одной стороны это хорошо. Но раньше когда издавалась подобная литература. Там шли научные комментарии к ней. Теперь комментариев нет. Вот эта серия вот она – там много чего интересного есть, но проблема в том, что те же немецкие мемуары они писались после войны, в лагерях под контролем американцев – в услових холодной войны была определённая задача и эта идеология она получает широкий выход сейчас на простор. Поэтому с одной стороны мы получаем хороший источник, но с другой стороны – если ты не профессионал ты легко попадаешься на удочку того обмана который предлагается 2447 потому, что такого рода лит. Это порождение двух войн. Во-первых война немецкого фашизма против СССР и в условиях поражения оправдаться в этом: получается Гитлер виноват, остальные никто не виноват. И второе это получается формат американского издания – это последствия холодной войны, а любая война она имеет цель и психологическое содержание – она лит. Эта она именно под этим соусом издавалась на западе массовыми тиражами, теперь переводится и издаётся у нас 2534 но если мы посмотрим на НАШИ издания то их окажется очень и очень немного и они просто не в состоянии перекрыть этот весь поток и простой человек, попадая в книжный магазин он не в состоянии в этом разобраться 2548 если профессионалу можно разобраться, но надо иметь для этого время, а мы его не всегда имеем и не все мы этим занимаемся, а дискредитация науки привела к тому, что все мы больше верим в гороскопы и ведьм нежели в реальное развитие событий, в реальную науку 2606))
СТУДИЯ
По идее эту путаницу в головах, во всяком случае, юных, должна компенсировать школа. НО. Есть очень существенное НО. Если в старой, ещё советской программе для изучения темы великой отечественной отводилась целая учебная четверть, третья, самая большая, то сейчас этот период проходят буквально за несколько уроков.
СЮЖЕТ((СХ 00:27 Синхронируемый: Анастасия Лукьянец Должность: ученица 11 класса гимназии № 26 К-61 162500 не хватает времени, чтобы изучить, всё таки этот период 5 лет причём их можно изучать буквально по месяцам и просто времени не хватает в школе, чтобы познакомиться со всем))
((СХ 00:33 Синхронируемый: Евгений Киреев Должность: ученик 11 класса гимназии № 26 К-61 161757 – Вот тот объём, который отводится в школьной программе на ВОВ он достаточный на Ваш взгляд? – Я считаю, что нет. Потому, что помимо этого существует мнение, что подвиги Космодемьянской, Матросова начинают жёстко оспаривать: что Зоя поджигала Конюшни у себя в деревне и, что Александр матросов подвига не совершал, а просто споткнулся поэтому на это должно выделяться время, чтобы рассуждать об этом 1830))
Это говорят учащиеся двадцать шестой гимназии. Где особо относятся к гуманитарным предметам. Где помимо основной программы учителя имеют возможность проводить дополнительные занятия. Что же говорить о школах, где строго следуют стандартам, установленным российским министерством образования. Всего шесть уроков на всю!!! Вторую Мировую.
((СХ 00:37 Синхронируемый: Светлана Владимировна Григорьева Должность: учитель истории гимназии № 26 К-61 161025 если только подавать учебный материал блоком можно три часа теории плюс творческие занятия, но пять же ограниченное количество часов не даёт возможность ученикам полностью постигнуть эти знания 1103))
Четыре с половиной тысячи исторических дат должен знать наизусть выпускник российской школы. Таковы требования к сдающим единый государственный экзамен. Четыре с половиной тысячи! При том, что более чем в два раза сократилось общей количество часов отводимых на уроки истории. Плюс к этому – неразбериха с учебниками, масса которых рекомендована министерством. Даже методисты омского института повышения квалификации учителей затруднились ответить сколько всего за смутные годы было выпущено того, что назвать учебниками истории язык не поворачивается.
((СХ 03:49 Синхронируемый: Светлана Николаевна Голикова Должность: ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования Института повышения квалификации работников образования учитель истории Синхронируемый: Ляна Викторовна Арбузова Должность: методист кафедры гуманитарного образования Института повышения квалификации работников образования учитель истории К-251 090435 в материалах которые должны готовить ребёнка к ЕГЭ встречаются ляпы, так например операция Уран названа операцией Урал. Есть несуразица в датах… - или тот же Суворов столько нам вреда сделал, ведь есть даже учебники в которых на него ссылаются… - конечно мы не против альтернативности исторических концепций, но просто нет времени показать ученикам насколько одна теория отличается от другой, нет времени их сравнить.. одной рукой дают другой забирают? – выходит, что так! 090824))
А изменить, что – то на областном, городском и уж тем более на внутришкольном уровне – невозможно. Государственный стандарт не велит. Можно прибавить один или два часа за счёт региональной компоненты, но это максимум. Который, к тому же, нивелируется объёмом и содержанием современных учебников.
((СХ 00:54 Синхронируемый: Ольга Орлова Должность: ученица 11 класса гимназии № 26 К-61 2935 – А сколько учебников надо, чтобы хорошо знать историю, чтобы нормально сдать тот же экзамен? – Раньше было не так много учебников как во времена моей мамы и он один учебник был наиболее полный – моя мама, например удачно сдала по одному учебнику 3018 а сейчас так много учебников и даже учителя не знают какой взять 3029))
К счастью ещё здравствуют наши ветераны, и так называемое поколение детей войны. И историческая память ещё поддерживается на семейном уровне. Что же будет когда не останется очевидцев и полностью заработает новый уже подготовленный образовательный стандарт, где количество уроков истории ещё сократили. От нынешнего минимума оставили ещё меньше.
((СХ 00:22 Синхронируемый: Мария Любавина Должность: ученица 11 класса гимназии № 26 К-61 162714 ВОВ не может никого равнодушным оставить и я ловлю себя на том, что когда мы проходим битвы сражения, когда нам рассказывают о героях, участвовавших в этих битвах то невероятная гордость ощущается за своих людей, невозможно даже представить эту храбрость, но люди были героями 162746))
СТУДИЯ
То, что патриотическое воспитание это не пережиток заидеологизированного общества заявлено и на официальном государственном уровне. Тем же российским министерством образования подтверждается такая необходимость. Декларируется и то, что именно уроки истории должны стать в школе основными педагогическими, с гражданской точки зрения. Вот выдержка из требования государственного стандарта общего образования, подписанного менее года назад. В преамбуле, то есть там где декларируются основные цели сказано: «Изучение истории направлено на воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины.» Это написано в первой же строке и слово Родина по-прежнему пишется с большой буквы. Так же серьёзна преамбула и к стандарту среднего общего образования: «Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин». Какая гражданственность и национальная идентичность могут быть привиты за два сорокаминутных урока в неделю, по учебникам количество которых сосчитать невозможно, а качество вызывает массу вопросов у тех кто должен работать по этим пособиям.
СЮЖЕТ
((СХ 01:40 Синхронируемый: Светлана Николаевна Голикова Должность: ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования Института повышения квалификации работников образования учитель истории Синхронируемый: Ляна Викторовна Арбузова Должность: методист кафедры гуманитарного образования Института повышения квалификации работников образования учитель истории К-251 090840 история тот предмет, который как раз делает учителя воспитателем патриотизма, но разговор у нас не весёлый от того, что идёт вестернизация образования и, ребёнок, может сделать вывод, что наша история ужасна, просто делая вывод на основании поверхностного, формального изучения истории… - к сожалению и дать исторический контекст просто не хватает на это времени1020))
СТУДИЯ
ОТБИВКА
Многие историки утверждают, что не мало для разрушения или наоборот сохранения исторической памяти могут сделать работники искусства. Очень сильными орудиями созидания или уничтожения здесь могут выступать кино, литература, театр. Классическим примером для Омска, примером самого бережного отношения к исторической памяти является ставшая легендарной, постановка омского драматического «У войны не женское лицо».
СЮЖЕТ театр
Режиссёр Геннадий Тростянецкий первые репетиции начал с того, что попросил всех актёров, задействованных в спектакле вспомнить, где и как ОНИ встретили войну. Ещё один ход - переписка, а затем и личные встречи исполнительниц ролей с реальными героинями документальной повести ставшей основой инсценировки. Режиссёр даже задействовал и землю с мест сражений, в которых участвовали прототипы героинь, которых играли сразу два поколения актрис. Молодые жили в сороковых, а старшие тут же на сцене жили вне времени.
((СХ 01:44 Синхронируемый: Светлана Васильевна Яневская Должность: зав. Музейным отделом Омского академического театра драмы К-203 1928 я никогда не забуду как танцевала Надеждина испанский танец с веером, кастаньетами, и как она танцевала 1939 а как Псарёва после того как она встала у неё ноги собирались ампутировать и вот когда она училась ходить она брала стулья и вот так их выворачивала и это было до того жутко т.е. ты физически ощущал как у неё болят ноги, ты переживал в зрительном зале 2009 т.е. театр даёт те эмоции которые не может дать ни кино, ни TV, ничто буквально 2015 эта эмоция заряжала потрясала мастерством актёров и в тоже время у них была первичность чувств – а на эту эмоциональность сыграло то, что режиссёр хотел приблизить к реальности? – Естественно. По образу который становится твоим. Вот допустим Верещак писала: «Наташа я тебе так благодарна за мою судьбу, твою судьбу – она уже путала судьбы – понимаете? Присвоение судьбы Верещак было 2112)) ((СХ 01:11 Синхронируемый: Капитолина Григорьевна Барковская Должность: исполнительница роли Марии Морозовой, заслуженная артистка РСФСР К-275 014619 когда мы играли 1 раз в М. мы сидели в амфитеатре комиссия вся стояла 2 часа они говорили о том, что актрисы сжигают себя да, в общем – то, это одна из лучших ролей. Тут ничего не надо было высасывать из пальца, тут всё близко, понятно всё это ими пережито на войне, а нами пережито в тылу 4656 + 014312 где бы мы не были – в М. в Л. В Волгограде где бы не были он нас строил и начинали мы петь: «Так что же друзья, коль наш черёд пришёл. Да будет сталь крепка…» и занавес шёл медленно, медленно как будто сметая нас всех и никогда не было, что бы зал не вставал, всегда вставал 4346))
«У войны не женское лицо» - это было театральное явление всесоюзного уровня. Спектакль получил почти все мыслимые тогда награды. И надо сказать, что он не взялся из ниоткуда. До него за сорок мирных лет, и за четыре военных года в Омском драматическом было поставлено двадцать шесть спектаклей, что называется, патриотического звучания. О великой отечественной и других войнах. Были среди них и проходные, на злобу дня и откровенные агитки. Но были и настоящие театральные шедевры. «Соловьиная ночь», «Так начиналась легенда», «Солдатская вдова» - постановки в которых были и художественная правда и бережное отношение к исторической памяти. К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ Победы приурочена премьера «Одна абсолютно счастливая деревня». А один из ведущих актёров драмы Николай Михалевский по театральному переосмыслил уроки мужества и прямо в студенческих аудиториях омского педагогического идёт ЕГО трактовка «У войны не женское лицо». Зрители сидят за партами, а роли исполняют их однокурсницы. Может ли такой эксперимент стать своеобразным учебным пособием?
((СХ 00:30 Синхронируемый: исполнительницы ролей К-11 170630 сейчас у молодёжи уже нет понятия о Великой Отечественной как о чём – то особенном. Должно быть какое – то патриотическое воспитание, но чтобы учебное пособие? Нет! Если для детей – то это будет тяжело, это для тех, кто постарше. Этот спектакль может оставить отпечаток у людей. Они поймут не сколько историческую канву, но и чувства, которые испытывали люди170700))
Однако при подготовке этого спектакля режиссёру самому пришлось решать проблему исторической памяти, на репетициях с самодеятельными актрисами.
((СХ 01:34 Синхронируемый: Николай Иванович Михалевский Должность: режиссёр спектакля К- 173657 А с кем они воевали? Вот она нынешняя молодёжь! И если мы хотим, чтобы они это знали, то только для того, чтобы трагедии не повторилось. Родину любить надо! Или нет смысла жить на этой земле. Есть два пути любить свою нацию или не любить и этот молодой человек должен делать выбор сегодня 3814 и наша задача, нашего поколения, дать ему в этом разобраться 3821 что чёрное, а что белое, а то можно перевернуть всё на свете, но потом опять мы не вернёмся 3831))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
Если бы всем нам хотя бы частицу такого отношения к той эпохе. Всем, кто сейчас работает в сфере искусства или в СМИ, в минобразовании, в школах, издательствах. Бережного отношения к исторической памяти, к памяти своих же отцов и дедов. Тогда бы наверное и не было бы в военкоматах проблем с призывом, а власти не пришлось бы терять столь много времени на уговоры и действия по стимулированию социальной ответственности и гражданственности бизнеса. Какое будущие будут строить те, кто на вопрос о значении дня победы отвечал, что лучше было бы, если бы в той войне мы потерпели поражение. А уже встречаются и такие ответы в социологических опросах, с которых мы начали нашу сегодняшнюю передачу. \ История это политика повёрнутая в прошлое. Крылатая фраза, истинность которой проверена временем. Как мы относимся к собственной исторической памяти, так мы и строим настоящее так нам и откликнется в будущем. Программа национальный характер желает Вам не оболганного не оплёванного светлого будущего.
ЗАСТАВКА