| |||
ЗАСТАВКА
Марш Мендельсона СЮЖЕТ
СТУДИЯ
Здравствуйте! Программа “Национальный характер” сегодня, посвящена шагу серьёзному, точнее обрядовой части этого шага. Свадьбе. А насколько сохранилась традиционная свадьба? На этот вопрос лучше дать ответ видео иллюстрированный. Специалисты сибирского культурного центра, специально по нашей просьбе, реконструировали обряд окручивания. Это самое главное действо, которое в последствии заменили тем, что называется – расписались. Обратите внимание как сочетались наши предки и сравните с тем, как регистрируют браки современные.
Окручивание СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:41 Синхронируемый: Виктория Багринцева Должность: руководитель Сибирского культурного центра к-203 001217 действие происходит на свадебном пиру занавешивается широким платом, закрывалось платом от гостей. Обряд окручивания, смены головного убора невесты был наиболее важным во всём свадебном обряде 001235 сегодня юридическую функцию выполняет регистрация в ЗАГСе, немного раньше обряд венчания, а параллельно с ним в древности глубокой эту функцию выполнял обряд окручивания 001253 девичья коса расплеталась надвое и плели её сваха, жених, или мать жениха и иногда загадывали, что кто быстрее заплетёт то, тот будет главным в браке 001315 + 1332 в каждой местности был свой головной убор красивые платки подбирались и пелась обрядовая песня, которая также заключала функцию заключения брака 1349+1402 ?-а вот данный обряд с какой местности? – это Муромцевский район, село Бергамак, так было принято там у русских, старожилови то, что жених принимал участие в расплетении это тоже было принято у тех кто проживает на севере нашей области 1428))
сейчас встретить такой обряд практически невозможно. Заменивший его светский советский торжественный обряд включил в себя некоторые элементы народных традиций, но лишь фрагментарно. Хлеб-соль, свечи, а от церковного обряда - обмен кольцами. Но и эти вкрапления появились относительно недавно.
((СХ 01:03 Синхронируемый: Тамара Ивановна Сауберг Должность: директор обрядовой службы «Торжество» к-159 092009 мы работаем с каждой парой конкретно, можем для каждого разработать сценарий, т.е. проводить, так как ребята хотели бы эту свадьбу свою видеть, но с национально спецификой обращаются редко – не востребовано ребята или не готовы или не хотят нет таких желающих на сегодняшний день 2043 ?Ваше мнение: почему так происходит? Всё отмерло и происходит только в фольклоре? – Я думаю это присутствует на выкупе и на самой свадьбе, а на официальной регистрации от этого сейчас отходят не хотят этого 092112))
что касается не юридической части брачного обряда, свадьбы – то здесь с сохранностью традиций получше, но всё равно ПОЛНОГО представления они не дают.
((СХ 00:24 Синхронируемый: Ефим Яковлевич Аркин Должность: Доцент ОмГУ, заслуженный работник культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Звонница” к-188 000240 вот разрезание ленточки перед домом, перенос невесты на руках, выкуп, мусор, это настолько малая часть, мизерная часть настоящего обряда я бы даже не назвал, что это часть обряда, ну просто это смутные воспоминания 000304))
СТУДИЯ
Доцент Омского университета, руководитель ансамбля «звонница» Ефим Аркин с конца семидесятых участвует в фольклорных экспедициях, за это время записал не мало материалов относящихся к свадебному обряду. Практически во всех уголках нашей области, где он побывал, сохранились только осколки этой традиции. Сказались урбанизация, падение нравов, более свободное отношение к браку, то есть все те процессы, что повлияли на упадок традиционных культур в большинстве цивилизованных стран мира. А в России добавились ещё и политические причины.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:17 Синхронируемый: Ефим Яковлевич Аркин Должность: Доцент ОмГУ, заслуженный работник культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Звонница” к-188 001145 ну вот очень яркий эпизод могу рассказать, это вот Черлакский р-н одна женщина мне рассказывала – они были девчонками совершенно молоденькими, выдавали свою подругу замуж, приехали от венца, а в деревне был партейный, как они тогда говорили, ну скорее всего какой ни будь партийный. И он запретил праздновать свадьбу по народному обряду, чтобы никто песен не пел тих дурацких, или как он там их называл. Он сам был жених и сказал, чтобы мне ничего такого не пели, но молодые когда вышли мы с девочками подошли и давай величать. Но у него глаза навыкате, он как взбеленился, меня на землю повалил и давай душить его еле оттащили. Вот образец того, как запрещали свадьбы 001303))
СТУДИЯ
Но полностью запретить свадьбы не удалось, даже в самые дикие социалистические времена, когда всерьёз обсуждался вопрос, а не пережиток ли прошлого семья, не должна ли ЕЙ на смену прийти другая ячейка общества – коммуна. А когда в послевоенные годы помаленьку начало расти благосостояние советского народа то верхи задумались над тем как народ должен отмечать одно из самых знаменательных событий личной жизни. Так появился торжественный вариант записи акта гражданского состояния. Обряд был высосан из пальца методистами ВСЕХ мастей, ВСЕХ кроме специалистов по традиционной культуре. И получилось, что в многонациональном государстве одинаково сочетали таджиков и украинцев, эстонцев и армян.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 01:33
Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова
Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН
К187 – 0530 где- то с сер. Пр. века наметилась тенденция к более пышному отмечанию свадеб. Опять если в 60-70 г.г. считалось, что соблюдение традиций это не модно, многие информаторы говорили, что они стеснялись одевать на себя фату, возникли комсомольские свадьбы, безалкогольные свадьбы были попытки внедрения современной советской обрядности проведение таких сценариев вместо венчания – регистрация, но она не могла заменить народную свадьбу потому, что 0617 все они проводятся по типовому сценарию и не несут никакой не региональной, не этнической, не конфессиональной специфики – людям хочется, чтобы свадьба была чем – то запоминающимся событием, отличным от других 0630 поэтому, что – то рассказала бабушка, где – то видели у подруги на свадьбе, то есть какие – то элементы, игровые прежде всего пытались для оживлениея, потому что свадьба игралась, а не гулялась 0647 потому, что свадьба это игра, спектакль. И ещё чем отличалась традиционная свадьба от современной так это тем, что не было деления на зрителей и участников т.е. каждый из присутствующих мог быть и участником и зрителем, поменяться ролями и т.д. 0703))
((СХ 00:24 Life к-188 002347 или 2633 или 2850 или 3107 или 3235))
А этот свадебный обряд, исполняемый ансамблем “звонница”, собран в различных районах нашей области, вот то же окручивание, но не из Муромцевского района, что мы показывали в начале передачи, а из Оконешниково. Действительно ни одна свадьба не была похожа на другую только свадебные пиры были одинаковы тем, что на них не допускались неженатые и незамужние и главное пляскам и играм уделялось намного больше внимания чем выпивке и еде.
((СХ 00:57 Синхронируемый: Надежда Первенаева к-203 000911 – это номер фольклорный. А в реальной жизни Вы бы согласились, чтобы на Вашей свадьбе был такой обряд? – Да. 000919 я бы согласилась, потому, что знаю, что это такое и мне хотелось бы потому, что современная свадьба мне не нравится. Может быть традиционный обряд он и архаичен, но он интересный и чувствуешь, что свадьба это действие, а не просто пьянка и пьянку разбавляет Тамада, а без него вообще получается непонятно что 001007))
СТУДИЯ
СТУДИЯ
Относительно недавно появилась в нашей стране ещё одна не традиционная, в этнографическом смысле, свадебная традиция. Годовщины бракосочетания. Специалисты этнографы с которыми нам удалось поговорить на эту тему, не встречали такого обряда не у русских, не у украинцев, не у белорусов. Но в Интернете, газетах сплошь и рядом приводятся целые классификации свадеб – от деревянных и ситцевых, до чугунных, стальных, бриллиантовых. Этнографы говорят, что традицией в классическом смысле это назвать нельзя, так как появились эти понятия относительно недавно. \\\ Но не только понятиями, но и явлениями стали в нашем обществе серебряные, а особенно золотые свадьбы. Все ЗАГСы и социальные службы следят за тем, чтобы не пропустить круглой даты и поздравить юбиляров. Согласитесь, что даже если это и новая, и выдуманная традиция, то само событие становится от этого не менее значимо, на фоне мягко говоря, не очень серьёзного отношения к институту брака, и даже в воспитательных целях, не лишним будет поздравить тех, кто в любви и согласии живёт полвека.
СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:27 Life кольца с поцелуем к-159 091230 по 091257))
Золотая свадьба Василия и Таисии Максименко как венчание большого совместного пути пройти который невозможно без настоящего чувства, которое вспыхнуло и загорелось с первого взгляда.
((СХ 01:26 Синхронируемый: Василий Иванович Максименко
к-251 085221 у нас закончились лекции в мединституте и после лекции я направился в обком решать там один вопрос по учёту, что – то там не сладилось 5236 и в этот момент вот сюда на площадь подъехала старая автомашина полуторка, прямо на это место. Развернулась и сзади из неё стали выходить молодёжь, потом я узнал, что это были студенты 5257 и вдруг я увидел девушку и у меня в груди всё оборвалось, а народу было много как раз и наши студенты валом шли и вот в этой куче они затёрлись и я туда - сюда и так её больше и не увидел 5320 потом я узнал, что эта машина из с.х. института, значит это были студенты, ну после этого я много ездил в с.х. институт в надежде где – то встретить и найти, ходил на вечера, но она там не бывала и так я её не видел до 55 года 5347))
пять лет тщетных поисков, пять лет надежд на то, что станет твоей та, которая и не подозревала о твоём существовании. И развязка – опять по воле случая. Хотя стечение случайностей - это уже судьба.
((СХ 04:00 Синхронируемый: Василий Иванович и Таисья Викторовна Максименко (Ермакович)
к-251 090435 мы с моим другом возвращались как – то из нефтяников и у с.х. института он мне сказал выйти и зашли в восьмое общежитие зашли на второй этаж заходим в комнату, а там одна девушка, Ниной её звали и я глянул на стену, а над кроватью висит портрет той самой которую я ищу в течении 5 лет 0526 а мы были в это время на консультации, приходит Нина и вызывает – я сказала, что подождут. Ну приходим, значит, а у нас гости, мой учитель, а с ним молодой человек, которого я сразу заприметила для своей подруги я старостой была и обещала, что не выйду замуж пока не выдам всех подруг и я для подруги его приметила, ну а потом ничего не получилось 090624+090752 в парк пошли гулять, он меня от группы отстранил и давай сватать, а я ему говорю: «Вы всем так говорите?!» он сказал: «Нет! Только тебе!» 0810 это так и было! Я всё время среди девушек учился и в фельдшерской школе и в мединституте, но вот только одна мила была, одна единственная за все эти годы – это действительно единственное и неповторимое ну вот со мной это произошло 0845 но, что – то надо было объяснять девушке молодой, что второй раз она всего лишь видит юношу и тут сразу предложение. Вы как - то объяснили это? – Он уже пять лет готовился к этому и он уже готов был и считал наверное, что я тоже так готова 0901 + 091026 -19 апреля Вы её встретили 21 апреля отметили и получили отказ… - но она дала согласие, чтобы я приехал назавтра просто поздороваться, но я уговаривал каждый день до 30 апреля – а он приезжал каждый день из Порт Артура на велосипеде через весь город тащился сюда 1112 летел на крыльях любви? – я увижу его мне достаточно – говорю: «Уезжай!» он уедет, а я на следующий день смотрю в окно и начинаю ждать 1128))
Такой напор рыцаря на велосипеде выдержать было трудно и прекрасная дама сказала “ДА”. А через две недели сыграли свадьбу. Вместо медового месяца, поехали добровольцами в целинное хозяйство.
((СХ 00:12 Life
к-159 090841 в 56 г. ВИ закончил мед. С отличием 0847 и на окончании Вуза 6 юиля 56 года Таисия Викторовна его горячо любимая жена подарила ему сына 0900))
Жена шла за мужем и на край света: на Кубу и в Иран. Везде куда заносили долгосрочные командировки одного из ведущих офтальмологов. Две половины во всём помогали друг другу Учиться в аспирантуре, писать и защищать диссертации. И главное - воспитали сына и дочь, которые, на фоне такого примера, конечно стали врачами.
((СХ 01:17 Синхронируемый: Василий Иванович и Таисья Викторовна Максименко (Ермакович)
к-251 091726 мы шли как раз около этих берёзок – и я начал уговаривать. По моему это были именно эти берёзки? Только их тогда было больше 1745 + 091752 а вот у этих берёзок ты мне как раз предложил выйти за тебя замуж и как ты оцениваешь нашу жизнь? А надо благодарить эти берёзки, что уже тогда хотела, не вслух, но внутренне дала согласие сначала встретиться со мной, а затем выйти замуж, так вот эти прожитые пятьдесят лет подтвердили, что это судьба нас соединила и не зря – ведь 50 лет прожили в такой дружбе, ведь такое не часто бывает – Я тоже скажу, что была счастлива и есть счастливас тобою – ну а я дважды (целуются) 1850))
((СХ 00:38 Life танец с поцелуем к-159 091324 по 091412))
ОТБИВКА
СТУДИЯ
У каждого народа свои свадебные обряды. Ну а сердцу, как известно, не прикажешь выбирать свою половину по национальному признаку. Как быть тогда? На омской земле межнациональные браки не редкость и у нас, сибиряков, этническая корректность – норма жизни, в том числе и в таком деле как женитьба.
СЮЖЕТ Кузьменко
Яблоневый и серенивый аромат в деревне Ольгино Полтавского района был разлит по всей округе, невольно приглашая хозяек усадеб выйти в сад, и лишний раз полюбоваться на свадебный убор цветущих яблонь.
((СХ 00:40 Комментарий: Синхронируемый: Фрида Руль Должность: Титр: кас 276 02 14 57 Красни вкусни они у нас, это антоновка. Компот из нее готовлю, варенье и еще делаю заготовку для пирожков. ??? Вопр. Украинских пирожков? Отв. Обязательно и украинских и немецких. Еще внуки у меня пасутсяя тут, даже веточки иногда обламывают.))
Так весело воркуя по украински, неспешно показывает свое подворье Фрида Петровна Руль - по национальности, как принято говорить, немка из немок.
((СХ 00:38 Комментарий: Синхронируемый: Фрида Руль Должность: Титр: кас 276 02 12 45 Пока мама жива была мы разговаривали по-немецки, а потом мамы не стало. а так быстрее и удобнее .Вопр. А по украински с кем разговариваете? Отв. С друзьями. у меня между прочим, друзей нету немцев, друзья украинцы, русские. Мы собираемся поем песни и русские и украинские, немецких не приходится петь.))
Всю свою жизнь - шестьдесят четыре года Фрида Петровна живет в селе Ольгино, сорок три года из них проработала в животноводстве прошла трудовой путь от доярки до бригадира, и поскольку человек она очень коммуникабельный и общительный, то многие национальные традиции местного населения, подавляющее большинство, которого украинцы, органично вошли в семейный уклад немецкой семьи Руль. Хотя, как утверждает Фрида Петровна, такой демократии в их роду раньше не было, и особенно неумолимы были семейные традиции в выборе будущих супругов.
((СХ 00:57 Комментарий: Синхронируемый: Фрида Руль Должность: Титр: кас 276 01 57 31 Потому что собирались уезжать отсюда. Боялись, что если выйдет дочка замуж за русского, то она останется тут, а они же все собирались ехать в Поволжье. Поэтому хотели чтобы дочка вышла замуж за немца. Но были все равно случаи, но они даже обговаривали вопрос, если мы будем уезжать согласна- ли ты, и они всегда собирались в Поволжье уезжать, ждали вот того момента, что б домой уехать.))
Теперь Российские немцы стремятся не в Поволжье, а на свою историческую родину, в Германию, но дети Фриды Петровны, а у нее их четверо, побывав там в гостях, поняли , что настоящая Родина для них это деревня Ольгино, так что будущих супругов себе искали среди русских и украинцев, с условием дальнейшего проживания только в Полтавском районе.
((СХ 01:15 Комментарий: Синхронируемый: Фрида Руль Должность: Титр: кас 276 02 03 30 Некоторые у нас вот с Ольгино уехали. Мне кажется они истосковались. все-таки люди там живут не так как мы.Особенно мы ведь деревенские, уезжать тяжело вгород, тамони так как живут гордские. А мы привыклина свободе жить. Мы привыкли вот лето настало я целый день на улице. Если я выйду, дойду до магазина, я встречусь с людьми, я с каждым поговорю. А там нет, там я могу пройти и 2 и 3 километра, ни с кем ты не поговоришь, мы ж там никого не знаем, мы ж чужие там. Свои это дома а выйдешь на улицу все чужое. А мы ж привыкли общаться. особенно с соседями. Ну вот такая в России жизнь особенно в деревне.))
Вот так по деревенски, по соседски собрались в семье Фриды Петровны домочадцы трех национальностей русские , украинцы, немцы, и на сегодня фамилия Руль сохранилась только в семье сына - Александра.
((СХ 01:30 Комментарий: Синхронируемый: Александр Руль Должность: Титр: кас 276 02 18 35 Вопр. Саша а кто у вас жена по национальности? Отв. Русская. Вопр. Мама не требовала, что бы немку только выбрал? Отв. Нет, брат требовал тот, который в Германии. Вопр. А когда поженились, было заметно, что люди разных национальностей? Отв. Для меня нет. Для меня тоже нет, потому что моей мамы уже не было. а я говорила по русски мне было удобнее и быстрее. По немецки надо было еще подумать как это сказать, и даже не по русски. а по хохлятски, балакаем мы вот и все, и поэтому Света влилась в нашу семью, вроде так и было. Как -то мы нашли быстро общий язык. Я на работе домой прибегаю она обед сготовила . Свекровка довольна по уши , но хохлятский язык она так и не выучила.))
Немаловажное условие большой и дружной семьи - это взаимопонимание и взаимоуважение сватов - родителей молодоженов. Старшая дочь Фриды Петровны - Елена Руль вышла замуж за местного парня Сергея Кочубея – украинца. И как выяснилось позже две сватьи украинка и немка давно уже сговорились о свадьбе детей , так как и Фрида Петровна и Валентина Александровна проработали вместе тридцать лет.
((СХ 01:30 Комментарий: Синхронируемый: Валентина Кочубей Должность: Титр: кас 254 02 27 49 На работе дружили, а после поженились когда дети , мы все время дружно живем. Вопр. А сватовство было? Отв. Было и свадьба была. Я не знаю как немцы сватают, сватал Сережа по русски. Мы засылали сватов по русски, и свадьба была по русски. Ничего немецкого. Наряд на невесте как положено был, но раздевала невесту после свадьбы уже ихняя родня. у нас так не бывает , я даже удивилась))
Сватовство и свадьбу для своего сына Сергея Валентина Александровна провела по тем же традициям, по которым и ее выдавали замуж.
((СХ 00:32 Комментарий: Синхронируемый: Валентина Кочубей Должность: Титр: кас 254 02 35 30 Муж пришел, он жених же и два свата, а спряталась до соседей и убежала. но все равно он меня нашел. пришел, позвал и сватали. Водку пили до утра. Потом свадьба была первого января, и в 98 году, 40 лет было как мы поженились.))
Частенько сватьи собираются вместе, поболтать по родственному, попеть украинские песни, благо, что живут через улицу. так что пирог на обед можно донести еще горячим.
((СХ 00:36 Комментарий: Синхронируемый: живье с пирогом Должность: Титр: кас 254 02 40 49 Сваха моя миленькая.....пообидаем.....за столом.))
На домашние бабушкины угощения неизменно собираются внуки.
((СХ 00:14 Комментарий: Синхронируемый: живье с внуком Должность: Титр: кас 254 02 42 36 Сашечка иди сюда мой внучек , это продолжение рода Кочубей. Здравствуй внучек один Кочубей.))
((СХ 00:46 Комментарий: Синхронируемый: Александр Кочубей Должность: Титр: кас 254 02 46 31 Вопр. Саша сам себя кем считаешь по национальности украинцем или немцем? Отв.50 на 50 и тем и тем по чуть чуть. Вопр. А немецкиеобычаи знаешь? Отв. Так чуть чуть, как бабушка рассказывает. Вопр. А украинские? Отв. А украинские , то знаем. Вопр. На каком языке говоришь? Отв. Когда на русском . когда на хохлятском. Вопр. А сам себя кем считаешь? Отв. Русский , раз в России живу значит Русский.))
Говорят, если хочешь узнать какая жена будет в старости, посмотри на ее мать. А когда живешь по соседству , то человек как на ладони. А общий труд и песни, радости и печали еще больше сближают людей, не зря же от слова род произошло имя Родина.
((СХ 00:10 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 254 02 45 08 Украинская песня про сватовство.))
СТУДИЯ
Вот такие дружные семьи, хотя свадьбы игрались как бы по смешанным традициям, но традициям. Главная - из которых это приглашение гостей, чем больше тем лучше. Ведь если молодые сочетались на миру – то потом становится не совсем удобным разрывать брак которому было так много свидетелей. А разводы, к сожалению, в последнее время не является редкостью. Не потому ли, что стали относится как к чему – то обыденному и к свадьбам, которые оформляли одно из главных событий в жизни каждого человека – создание собственной семьи.
Программа национальный характер желает всем весёлых свадеб, счастья в личной жизни и мира Вашему дому.
ЗАСТАВКА
Этнограф Марина Жигунова собирая материал по традиционным обрядам ещё и проводила опросы, в том числе и по теме отношения наших молодых современников к свадьбам. Так вот: Так вот в некоторых группах на эту тему
СЮЖЕТ
По данным опросов С Татьяной Николаевной Золотовой
((СХ 00:46
Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова
Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН
К187 – 062551 но были свадьбы убёгом 2554 это когда родители против или сосватали за другого, а молодые между собой договорились и сбегали и после того как венчались в другом приходе они возвращались к родителям падали на колени и просили прощения и считалось, что раз уж Бог соединил то человек не разлучит бывали случаи, что в целях экономии как будто убёгом чтобы свадьбу не проводить 2626 вот молодые якобы договаривались молодая собирала свой не богатый скарб убегали вот и всё 2637))
Не потому ли, что стали относится как к чему – то формальному и к свадьбам. Которые оформляли одно из главных событий в жизни каждого человека – создание собственной семьи. Конечно эмансипация, конечно свобода нравов и права человека свадьбам и к их главному содержанию – браку. А главное к бракувсе традиционные культуры По данным работников служб обрядов в последние годы процент молодых людей, которые не желают регистрировать свой брак в торжественной обстановке доходит до тридцати, а ещё лет двадцать назад таких были единицы. решили это делать в торжественной обстановке. По данным опросов омских этнографов среди самых молодых респондентов до семидесяти процентов доходит доля тех, кто считает свадьбу никчемной тратой денег и времени. Свадебная церимония служила как бы публичным показом того, что образуется новая семья.
Программа национальный характер желает всем счастья в личной жизни и мира Вашему дому.
|