ЗАСТАВКА
СТУДИЯ Никитин
Здравствуйте! В эфире программа “национальный характер”. Сегодня будем рядиться. В прямом смысле. В одежды. Немного узнаем о значении орнаментов на традиционном одеянии славян. Примерим домотканые половики на голову, нет не подумайте чего – это не медицинское, а дизайнерское. А также увидим самый, пожалуй, большой хоровод в нашей области. А поводом для разговора на эти темы стал конкурс мастеров народного костюма, который прошёл в рамках областного народного праздника «Троицкие гуляния”, состоявшегося в Большеречье.
Богомолов СЮЖЕТ Кузьменко
((СХ 01:22 Комментарий: Синхронируемый: Владимир Богомолов Должность: профессор кафедры дизайна одежды Омского государственного института сервиса Титр: кас 141 00 12 40 Костюм это часть человека, если исчезнет народный костюм исчезнет народ исчезнет государство. Это очень важно и люди тянутся. Понимаете сейчас инициатива идет как бы снизу. И государственные вливания не так часто. А вообще-то во многих странах государство вкладывает в развитие и возрождение народного костюма. 00 11 35 Понимаете уровень был очень высокий русской традиции. Почему? Потому что тысячелетия было всеобщее художественное образование. Девочка с раннего возраста начинает ткать, вышивать готовить приданное. По этому приданному судили о ней, о ее конкурентоспособности, и поэтому есть талант большой или маленький, а вообще бесталанных по моему нет. И поэтому уровень русского народного костюма очень высокий.))
СТУДИЯ Никитин
“Троицкие гуляния” стали частью областного фестиваля «Душа России», а об ЭТОМ фестивале уже знают во всех уголках нашей страны, во всяком случае, все кто профессионально или по велению сердца занимается возрождением традиционной культуры, духовности нашего общества. На праздник в Большеречье приехали гости - фольклорно-этнографических коллективы из пяти регионов. География от Москвы до Иркутска. И все начали свои выступления на омской земле с участия в праздничном молебне и Акафисте Пресвятой Троице. И уже помолясь, приняли участие в светских гуляниях, которые традиционно на Руси считались девичьими.
Троица СЮЖЕТ Кузьменко
((СХ 00:22 Комментарий: Синхронируемый: Лола Храпова Светлана Бурмистрова Должность: Титр: кас 141 00 07 23
Вставка по видио/ бросают венки в воду/ Если венок потонет, значит, милый забудет,если венок прибьется к берегу, значит, замуж выйдешь, если венок уплыл далеко, значит. в ту сторону изамуж выйдешь. Вопр. Ну как по итогам то вчерашнего гадания? Отв. Мы все выйдем замуж очень счастливо, здесь на русской земле.))
Гадания на венках березы любимая часть праздника Троица для незамужних девушек, ведь не зря же Троицу в народе называют зелеными святками, когда береза и река становятся главными предсказателями будущего. Но не только романтикой девичьих гаданий запомнился летний праздник ,который проходил в Большеречье. Троицкие гуляния, так окрестили в народе это красочное веселье, украшением которого стал большой песенный хоровод, для участия в , котором собралось около двух сот гостей из пяти регионов России, cамодеятельные артисты и участники районных центров народной культуры из Омска и Омской области
((СХ 02:09 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: Фрагмент хоровода))
К такому яркому праздничному шествию участники готовились задолго, поскольку кроме знаний вождения танца и песенного сопровождения в настоящем русском хороводе необходим и настоящий русский наряд. Поэтому в начале года Сибирским культурным центром был объявлен межрегиональный конкур мастеров народного костюма "Троицкие смотрины", и как раз на летнем празднике в Большеречье состоялось подведение итогов первого состязания современных мастериц- рукодельниц. Какими только сарафанами да рубахами, вышивками да лентами не удивляли зрителей участники конкурса, ведь истинное творчество может засверкать всеми гранями красоты даже в самых простых покроях одежды, легко трансформируя ее в необычные , замысловатые наряды.
((СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Киселева Должность: руководитель студии " Озорной квилт" Новосибирская область. Титр: кас 141 01 29 Мы работаем с использованием старинных технологий в современном костюме, поэтому вот эти головные уборы как раз и есть вариант использования старинных технологий в современных головных уборах. Вот у меня и кокошником его не назовешь, вот у меня двурогая кичка, но она тут с дополнениями , с современными вариантами лоскутного стиля добавлены. То есть мы современность представляем , русскую современность. Вопр. То есть я поняла, что к сегодняшнему конкурсу вы готовы во все оружие? Отв. К конкурсу мы всегда готовы. Вопр. Ну вот сейчас наверное оценили своих соперников. На ваш взгляд какой уровень вот здесь в Большеречье? Отв.Интересный уровень где-то хорошо, где-то необычно. Необычно во первых, вот природа уникальная, хорошая погода, доброжелательные люди. А что касается соперников, мы это вообще не любим , здесь приятная атмосфера, праздник, просто фестиваль.))
И действительно атмосфера конкурса была удивительно радостная и доброжелательная. Солнечная ясная погода , а на Троицу ,как утверждают знатоки, никогда не бывает дождя, объединяла людей в одном общем веселье, делая из соперников лучших друзей. А дух совместного творчества троицких мастериц превращал в необычную праздничную одежду самые простые предметы, в ход даже шли обыкновенные домотканные половики и дорожки.
((СХ 00:41 Комментарий: Синхронируемый: Анна Шуляк Должность: учасница театра моды "Домино" рп Большеречье Титр: кас 254 00 06 44 Учавствуем первый раз, очень интересно, костюм сшит за два дня, собственными силами, модельер Лиза Кеслер. Вопр. А такие костюмы носили в Большеречье или это все только фантазия? Отв. Нет мы учавствуем в конкурсе в номинации "Образ", то есть это образ веретена, такие костюмы не носили мы его придумали сами в соответствии веретена , или оберегаю. Вопр. Все половички ваши? Отв. Да это наши Большереченские, Старина сибирская. ткали все в ручную мастерицы, девицы.))
((СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: Лиза Кеслер Должность: руководитель театра моды "Домино" Титр: кас 254 08 05 В Большеречье уже давно свой стиль народного костюма. Наш театр моды "Домино" существует с 85-го года. И мы работаем в авангарде, в таком стиле, а вот в народный план, мы только второй раз окунулись. Он стилизованный костюм, не чистая старина, но все равно главное настроение, образ, стиль.))
В Троицких смотринах принимали участие и стар и млад, ведь возраст в создании нарядов не помеха. Напротив, опыт наполняет творчество красотой и мудростью истории народа.
((СХ 00:31 Комментарий: Синхронируемый: Маргарита Белозерова Должность: руководитель народного театра рп Колосовка Титр: кас 254 00 02 12 Этот костюм я представляю мастерицы нашей - Марии Валентиновны Кононович, она его шила для себя, для исполнения народных песен. Вопр. И вот так по дружески дала представить костюм? Отв. Да. 03 05 Что-то дополнила свое, что-то взяла из народного. Вот фартучек посмотрите каким крестом вышит. А здесь может быть это фантазия / показ с поворотом/))
Пока прекрасная половина участников фестиваля без устали демонстрировала чудеса женского рукоделия, сильная половина старалась найти себе иное развлечение, прозрачно намекая , что на девичьем празднике парням чего-то не хватает.
((СХ 00:43 Комментарий: Синхронируемый: Живье Должность: Титр: кас 254 00 28 Я у него тоже спрашиваю чего не хватает на празднике? Ну молодежь у нас хорошая, энергии много, то есть мы с товарищем очень любим покулачится, в смысле показать свою силу. Себя показать , других посмотреть. Молодецких забав, игр не хватает. Вопр.Ну все-таки Троица девичий праздник. Отв. Ну а нас куда деть без парней куда? Это обрядовая сторона только девичья, а там уже гулюют все вместе, и хороводы вместе. Вопр. Ну вот мне сегодня сказали, что венок может носить только холостой мужчина. Отв. А я и есть холостой потому и надел венок.))
Однако и для холостых и для женатых парней были придуманы свои наряды и свои головные уборы, в которых кулачится как-то не пристало, в них впору невесту сватать.
((СХ 00:10 Комментарий: Синхронируемый: живье Должность: Титр: кас 254 00 10 Вот она шапка для жениха - Гришневик называтся. Шапка не хуже чем ваш павлин в зоопарке.))
Современного жениха в таком головном уборе редко встретишь, разве что на костюмированных фольклорно- этнографических представлениях или концертах. Нынешняя жизнь уровняла и во многом обесцветила современную одежду, выдвинув в ней на первое место- многофункциональность. Незамысловатая жизнь - незамысловатая и одежда. И только традиции, каноны русских народных праздников пусть ненадолго, но возвращают нас в былое великолепие народной культуры, где сегодня каждый творческий коллектив ищет свое воплощений традиций русской старины.
((СХ 01:00 Комментарий: Синхронируемый: Владимир Богомолов Должность: Профессор кафердры дизайна одежды Омского государственного института сервиса Титр: кас141 00 11 05 Если раньше преимущественно для коллективов костюм создавался в ателье. Просто коллектив образовался, сшили, и в основном, это как пьяный тракторист пашет под утро, то теперь люди предпочитают шить сами, и они обращаются к литературе, в запасниках музея ищут. то есть сами начинают работать. 00 13 05 И мы надеемся, что вот такие форумы. собрания будут у нас намного чаще, они безусловно стимулируют коллективы, на выполнение нового костюма, на совершенствование. И потом, они ведь не просто здесь поют они общаются, они учатся друг от друга, они получают консультации специалистов, поэтому рост в дальнейшем будет существенный.))
ОТБИВКА
СТУДИЯ Никитин
сейчас ненадолго покинем праздник в Большеречье и познакомим Вас с победительницей конкурса “Троицкие смотрины” Надеждой Первенаевой. Её костюм “костюм невесты полякОв старообрядцев”, так называли часть переселенцев с юга России, так вот этот костюм сделанный Надеждой от и до вручную был признан лучшим в номинации образ. А чем отличается образ от реконструкции сейчас узнаем.
Костюм победитель СЮЖЕТ Никитин
((СХ 00:55 Синхронируемый: Надежда Первенаева Должность: методист ДК и СТ «Светоч” к-203 014210 здесь соблюдены цвета, но не в каком музее не находится т.е. в музее вы его не найдёте 4220 потому, что есть письменные и с помощью этих источников можно восстановить 4226 как выглядел костюм 4229 но это именно образ костюма, а не точная реконструкция вещи 4233 – Есть отступление от канона? 4237 – нет здесь нет отступления от канона, но конкретного данного костюма в музее нет 4249 т.е. если мы допустим сделали полностью копию этой рубахи – вплоть до рисунка, плотности переплетения – это будет полная реконструкция – если есть отступления, то это будет образ 4305))
На следующие смотрины Надежда планирует поучаствовать в номинации реконструкция. Основой станет экспонат, привезённый омскими этнографами из Называевского района. Вообще для мастериц которые хотят сшить сибирский народный костюм – раздолье без границ. Так как живут на нашей земле потомки переселенцев буквально из всех уголков Восточной Европы. И у представителей каждой волости были свои платья, рубахи, сарафаны. Это, пожалуй, и есть основная особенность сибирского народного костюма. Но не только.
((СХ 02:20 Синхронируемый: Надежда Первенаева Должность: методист ДК и СТ «Светоч” к-203 014552 особенность сибирского костюма то, что очень много было покупных тканей и из Китая и крепостных здесь было меньше, значит народ богаче жил и они имели возможность покупать ткани. И сатин вот данная рубаха это свадебная рубаха. – А эти попали к вам рубахи если местные не ткали? – Местные занимались, но повседневную одежду, праздничную одежду шили из покупной ткани 4633 + 4645 Дело в том, что в Сибири было много переселенцев в 16 – 17 в.в. и потом столыпинское и советское – вот данная рубаха от переселенцев из Минской губернии, но здесь есть отступление от вековых традиций. Потому что в XX веке братья Брокары выпустили специальные альбомы для вышивания и вот если мы сравним то он уже более выписан, а для традиционной вышивки более характерен геометризм и здесь уже вытянутые цветки немножко 014824))
Вышитый на народном костюме орнамент, в своё время, имел не только художественный смысл. Оберегали, привлекали, отпугивали или просто означали принадлежность к тому или иному роду многочисленные символы.
((СХ 01:15 Синхронируемый: Надежда Первенаева Должность: методист ДК и СТ «Светоч” к-203 015308 если говорить о данной рубахе, то она свадебная второго дня т.е. не девка уже, а молодая жена и если говорить о мотивах то наши предки аграрии и у них самое важное место занимали земля, солнце и вода. И женщина была как поле она давала детей. Ромб с крючками – земля – если девка была не замужем то внутри было пусто, но вот здесь жёлтое – это как семя 5423))
А вот это изображение лягушки с икринками – тоже символ плодородия. А это гуси-лебеди. Очень многообразны символы солнца. Учёные спорят, когда именно, но едино во мнении, что значение орнамента было забыто мастерицами. То есть они вышивали или рисовали уже ради украшательства. Но тем не менее не выходили за рамки традиции. То есть и до нашего времени дошли основные символы народного орнамента, такие же красивые в своей краткости и простоте, а то, что они означают это уже пища для ума специалистов и интересующихся.
ОТБИВКА
СТУДИЯ Никитин
а вот где значение символов, которые несёт одежда помнят и бережно передают из поколения в поколение – это в русской православной церкви. Здесь традиция практически не изменяется уже многие века. Орнамент, элементы и само облачение – всё имеет смысл. Мы попросили отца Михаила настоятеля свято-николо игнатьевского храма рассказать об основных символах церковного облачения.
Церковное облачение СЮЖЕТ Никитин
((СХ 05:25
Синхронируемый: отец Михаил
Должность: настоятель свято-николо игнатьевского храма
к- 412 043830 перед началом божественной литургии священник выходит перед царскими вратами читает входные молитвы испрашивая господа на совершение божественной службы потом заходит в алтарь и уже в алтаре одевается, опять же с молитвою. Подризник 043903 + 3907это белая рубашка, затем епитрахиль, тоже осеняет её крестным знаменем, целует через голову одевает и читает молитвупотом пояс, а если есть награды одевает их набедренник 4006 + 044732 это набедренник – первая награда для священника она знаменует меч. Священник должен быть с мечом, чтобы противостоять всякой ереси, которая сейчас есть 4815 + 050059 сначала берётся правый поручень осеняется крестным знаменем. Они также имеют смысл – это узы в которых Христа вели на суд к Пилату, затем левый поручень. Затем надевает фелонь и крест вытаскивает 0238 + 044551 вот это камилавка, которую он одевает, если ею награждён и снимает только в специальных случаях 4634 + 044417 и на все праздники облачения разных цветов – на Богородичные голубое, на Троицу и преподобных – зелёное, на мученические – красные, на Пасху, Рождество и Крещение – белые, каждое украшено крестом 4452))
СТУДИЯ Никитин
Сочетающие в себе и христианские и языческие традиции, троицкие гуляния, бывшие по сути главным девичьим праздником на Руси, сейчас, если их возрождать, дают возможность проявить фантазию одновременно в танце, в песне, в рукоделье. И неслучайно, что именно на Троицу прошёл большой праздник в Большеречье, в год объявленный Областным Министерством культуры годом возрождения фольклора и ремесел.
Троица II СЮЖЕТ Кузьменко
Встречают по одежке, провожают по уму , но грусть расставания с народным праздником, сулит надежду на новую встречу, встречу которую нагадали река и береза, очарованные великолепием русской старины.
((СХ 00:07 Комментарий: Синхронируемый: Валерий Саламатин Должность: Титр: кас 141 08 31Качество наших людей хорошо работать и хорошо песни петь.))
((СХ 00:12 Комментарий: Синхронируемый: Ольга Полынская Должность: Титр: кас 141 00 05 19 Хорошо, когда возрождаются традиции, поддерживаются. Это должно быть. Люди должны веселится и помнить нашу историю, это ведь наша история.))
((СХ 00:14 Комментарий: Синхронируемый: Лола Храпова Должность: Титр: кас 141 00 06 13 Мы впервые на фестивале, тем более, что это Троица, такой большой праздник, нам очень интересно встретиться с другими коллективами, узнать что-то новое для себя, эти песни, вождение хороводов, это очень интересно и увлекающе.))
Красота и веселье народного праздника понятны каждому человеку , и не смотря возраст, все гости и участники Троицких гуляний старались не пропустить не одного из многочисленных мероприятий, будь то песенный хоровод или конкурс мастериц- рукодельниц, шумные молодецкие игры или старинные девичьи гадания. Поскольку каждое составляющее звено праздника имело свою историческую основу жизненнных традиций и культуры русского народа.

((СХ 00:42 Комментарий: Синхронируемый: Александр Гулько Должность: зав. отделом культуры Большереченского района. Титр: кас 254 00 33 Это фестиваль, который пробудил в людях чувство патриотизма. И как бы показал те истоки, которые мы потеряли когда -то и сечас стараемся всеми силами их возродить. Старшее поколение помнит эти традиции, помнит праздники, которые проходили на Троицу, а вот среднее поколениеи молодежь просто забыли о них. 01 14 Наш долг работников культуры возродить эти традиции русского народа, которые существовали веками, что бы они в дальнейшем проводились на нашей земле.))
ОТБИВКА
СТУДИЯ Никитин
Организаторами Троицких гуляний и конкурсов стали областное министерство культуры, Государственный центр народного творчества, отдел русской традиционной культуры, Большереченские администрация и центр «Старина Сибирская”. По заверению ответственных лиц такие праздники останутся традиционными, будут проходить ежегодно и охватят все районные центры, а областное правительство по-прежнему будет создавать условия для тех кто пожелает принимать участие в подобных добрых начинаниях. Будь – то фольклорные концерты, ярмарки ремёсел, троицкие гуляния или смотрины. Везде где не только одежда человека красит, но и человек одежду. На этом сегодня всё. Программа “национальный характер” желает мира Вашему дому.
ЗАСТАВКА


Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz