ЗАСТАВКА СТУДИЯ Никитин Здравствуйте! В эфире программа "Национальный характер". Сегодня мы приглашаем наших телезрителей поучаствовать в экспедиции, и попытаться найти сокровища. Также нам предстоит знакомство с человеком, который сокровищ не ищет, так как они окружают его везде, где бы он не находился. И конечно, как в каждой нашей программе, будем искать ответ на вопрос: что является воплощением национального характера. /// Герои репортажа Ольги Кузьменко уверены, что чем дальше от крупных городов, тем больше вероятность встретить тех, кто не только знает ОТВЕТ на этот вопрос, но и сами по себе являются воплощением «национального характера”. Экспедиция СЮЖЕТ Кузьменко Состав августовской фольклорно-этнографической экспедиции в Колосовский район был весьма внушительный. Поисковые группы из Сибирского культурного центра, Колосовского центра фольклора и ремесел, Центра духовно-нравственных и культрно-исторических традиций Дома культуры и семейного творчества "Светоч", представители дома русского фольклора и ремесел из Новосибирска. Безусловно, каждая подобная поисковая работа имеет свои конкретные цели и определятся с будущем результатом, однако в последнее время материал, как правило, собирается комплексный- это и песенный фольклор, и предметы художественных ремесел, а порой и старинные постройки расскажут о жизни прошлых столетий куда больше чем его современные обитатели. Сказывается волна переселенчества , да и уход из жизни людей -старожилов не понаслышке знавших русские традиции, оставляют невосполнимые пробелы в местной народной культуре. Поэтому чаще всего в небольших старинных сибирских селах главными рассказчиками являются дети и внуки их основателей, которые вновь открывают для себя семейные предания. ((СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: ведущий специалист Сибирского культурного центра Титр: кас 166 00 08 42Неожиданно много появилось людей интересующихся историей своих родных сел. Мы пришли к выводу, что и до сих пор наше главное богатство -это люди. Работают аккумулируют информацию об исчезнувших селах, об обычаях, о церквях, которые были разрушены. Все это может быть еще и где-то есть, но здесь это все пдробностями сопрововождалось.)) В Колосовский район поисковая группа этнографов приехала уже не впервый раз, и хотя охват экспедиции был очень большой - восемь деревень, ее участникам все-таки удалось повстречаться с настоящими носителями традиционной культуры. ((СХ 00:60 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: Титр: 00 05 05 Вот эти самые те люди Субботин и Легачева. Вот с ними разговор очень интересный т.е. поразительная памятьи какое богатство с новой какой-то сторны. И вот , казалось бы, и не один раз к нему ездили, и из Новосибирска к нему ездили. А вот в этот раз он рассказал о мужской культуре, как он говорит, и о войне. Вот эту сторону никогда не затрагивали, эт всегда так интересно, так интересно слушать, п.т. ч. у них прекрасный язык, очень образный. Память потрясающая, все имена, отчества. Вот уже 60 лет назад все помнят до часов. Вот это очень интересно.)) Нередко исторические события, в переложении рассказчика могут не совпадать с выразительными напевами старинного фольклора, украшающими рассказ и подсказанные фантазией народного сказителя, однако знание этнографических корней в современном исполнении этих старинных песен помогает безошибочно определить истинный временной отрезок и сословную пренадлежность произведения народной культуры. ((СХ 00:24 Комментарий: Синхронируемый: фольклорная группа Сибирского фольклорного центра Должность: Титр: 00 00 06 Песня "За лесом солнышко сияло....")) ((СХ 00:24 Комментарий: Синхронируемый: Василий Сашенков Должность: Титр: ДВК 00 20 24Песня" Будь может шашка лиходейка...")) Удивительная духовная память народной культуры сохраняется во многих сельских сторожилах, и хотя многие из них как и Василий Кузьмич Сашенков уже стали городскими жителями, и к своей сельской родне приезжают не часто, однако такие встречи это не только песенные застолья. СТУДИЯ Никитин Действительно, наши предки пели не только за столом. Песня была неотъемлемой составляющей как праздников так и БУДНЕЙ. И вот в таких фольклорных экспедициях находят и записывают весь этот богатейший материал, который, к счастью ещё сохранился в памяти, а иногда и в быту сельских старожилов. /// Записанный, переработанный материал станет не только утехой специалистов, этнографов. В частности в нашей области, в министерстве культуры уже одобрен проект отраслевой программы "Сохранение и развитие русской традиционной культуры” и планируется, что эта программа будет работать до две тысячи восьмого года. Планируется ПРОДОЛЖАТЬ фольклорные изыскания, ВЫСТРАИВАТЬ весь полученный материал, ПУБЛИКОВАТЬ его, приобщать к нему молодых людей… Ну а зачем это надо? Для чего нужно то, что само по себе как бы исчезает? Вопрос, кстати, вполне распространённый в обывательской среде, но варварский для специалистов. Белокрыс СЮЖЕТ Никитин ((СХ 01:53 Синхронируемый: Михаил Белокрыс Должность: зав. Кафедрой к-0117 012216 Для славян было петь естественно – так же как дышать! Если мы возьмём народное творчество – то баян, гармошка они же появились намного позже, а вот песня она была всегда. И сейчас, когда мы говорим насколько оно нужно молодому человеку мы должны помнить, что если он хочет себя идентифицировать как русский, или российский – то он, безусловно, должен знакомиться с этим, должен это дело знать и всячески это дело приветствовать. 2246 + 2303 и здесь получается такая картина: если стоит дом, допустим, жёлтый. Если вынуть один кирпич – то ничего, второй – тоже ничего, ну а если десять? Уже в доме, что – то не то – он уже серый. И также у нас происходит – сначала выдавливается какая – то одна национальная особенность, часть менталитета нашего, затем другая и потом мы начинаем стоять и думать: а кто мы вообще такие? 2335 может мы американцы какие – ни будь недоделанные? Или ещё кто – то? 2340 надо об этом всегда думать, помнить, и когда мы об этом говорим надо помнить, что народное творчество это величайшее культурное достояние нашей нации 2353 России в целом. Потому, что не одна страна не имеет такого богатейшего народного творчества, жанрового разнообразия и содержательного 2403 Вот возьмём Америку – что у них? В лучшем случае кантри, бренчание банджо, ну и негры принесли туда … у них больше ничего нет! 2412 а у нас смотрите какое разнообразие! И проголосные песни и народные хоры, оркестры – народные и академические – колоссальное богатство, но этим богатством надо уметь распорядиться 2426)) СТУДИЯ Никитин Именно поэтому уже несколько лет как в нашей области проводится фестиваль душа России. Вначале это были просто концерты. Затем к ним стали подключать самодеятельных артистов. Затем фестиваль наполнился не только выступлениями на сцене: это семинары, конференции, открытые уроки, ярмарки, выставки ремёсел и прочее и прочее. А с этого года в этом ряду ещё одно пополнение - фестиваль "Певческой поле". Две тысячи участников, сто двадцать восемь хоровых коллективов со всех районов области. Стадиона “Динамо” было мало! Вот такие мероприятия, наверное, и есть лучшее средство популяризации народного творчества, приобщения молодых к традиционной культуре. /// А где берут артисты материал для репетиций, а затем выступлений? В процессе творческого общения, на таких вот праздниках, берут из сборников, которые составляют фольклористы. Поэтому давайте продолжим нашу экспедицию в Колосовский район, вместе со специалистами ещё раз пристальнее посмотрим на тех кто хранит сокровища народной культуры. Какие это люди? Экспедиция II СЮЖЕТ Кузьменко ((СХ 00:60 Комментарий: Синхронируемый: Надежда Первинаева Должность: методист Д К и С Т "Светоч" Титр: кас 066 00 08 55 Само вот это человеческое общение и понимание человека оно во многм отличается от города.Вопр. В чем? Отв. Вот этого уважения нет , в городской среде и культуре , практически, не встречается. Уважительное отношение к человеку. Вопр. А в чем оно там проявляется? ОТв. А вот во всем, вплодь до таких мелочей как интонация в обращении в беседе, в том же самом воспитании, в уровне дозволинности. Вот что их отличает , это настоящий природный такт, культура общения, очень деликатные люди. Ну просто какая-то интеллигенция, правда нет снобизма.)) ((СХ 00:32 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Репина Должность: Титр: 00 10 00 Артистизм, и в тоже время скромность такие замечательные черты. Только что пришли едва познакомились, держатся слегка замкнуто. Но как только включаются в песню, они просто расцветают. Вот то чего нет в нас, мы уже не пользуемся этим божьим даром. Он в каждом присутствующем по образу и подобию творца создан, только мы этим не пользуемся, далеко запрятано. А вот в них пожалуйсто, они дарят себя, раскрываются, поют, и голос, и жесты, и лицо все работает вот.)) Экспедиционный материал всегда требует не только научной, реставрационной, но и временной обработки, как говорится, переосмысления впечатлений, ведь у этнографа складывается свой определенный взгляд на результаты работы. ((СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: Наталья Янова Должность: руководитель клуба вечерка центра славянских традиций Титр: кас 066 00 08 19 Для меня вот поражает всегда дух творчества, сотворчества, вот это желание быть вместе, творить , песню исполнять. Мы в современном мире сейчас не умеем, каждый закрыт часто друг к другу. Сурогатами пользуемся , мы слушатели , не исполнители, а потребители культуры , а вот они как раз ее творители.)) Стать творителями своей культуры, ее продолжателями, именно эта идея и лежит в основе работы центров традиционной русской культуры, которых на сегодняшний день в Омской области уже двадцать. И именно такие объемные фольклорно-этнографические экспедиции становятся главным источником открытия новых знаний истинной культуры народа, его мудрости, его истории. ((СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: Виктория Баринцева Должность: директор Сибирского культурного центраТитр: кас 044 00 18 25 Мы сейчас должны стать тем мостиком, вот соединить, при отсутствии приемтсвенности, и снова вернуться к этой информации, она должна быть доступна. И этот материал должен публиковаться в различных формах, диски альбомы. И мы хотели бы чтобы эта информация стала доступна. Поэтому сегодня мы привлекаем центры, по обнародованию фактов традиционной культуры.)) Знание культуры родного народа, истории своей страны- это безусловно один из главнейших принципов духовного формирования личности подрастающего поколения. И как показывает практика, центры русской традиционной культуры, буквально с первых же дней своей работы обретают в молодежной среде большую популярность, как наример, в Больше-Уковском цетнтре традиционной культуры, который начал свою работу только в марте этого года. ((СХ 00:22 Комментарий: Синхронируемый: Тамара Шампурова Должность: зав центром русской традиционной культуры р.п. Большие-Уки Титр: кас 066 00 03 38 Дети уже , дети просятся, что вот с сентября месяца будут ходить ко мне на вышивку, биссероплетение . И планируем, что все-таки фольклор будет у нас развиваться. Одна женщина играет на гармошке. Она сказала,что будетт приходить и проводить у нас вечерки.)) Доступность и простота составляет одну из самых привлекательных качеств традиционнной культуры. Однако именно в простоте заложена кладезь народной мудрости, которая с годами открывает новые глубины забытой красоты. ((СХ 00:34 Комментарий: Синхронируемый: Виктория Багринцева Должность: директор Сибирского культурного центра Титр: кас 044 00 17 08 Очень интересно сейчас работают центры традиционной культуры в Знаменке, в Большеречье, в Любино, в Любино, в Нововаршавке и появляются новые вобщем-то работники центра, в одном лице и руководитель и методист и ведущий кружка, но тем не менее. Мы радуемся, что появляются новые центры в Нижней Омке, в Большихь Уках. И они становятся уже победителями в разных наших конкурсах. И сегодня ведут огромную работу. Нам бы хотелось , что бы их поддержала администрация. А мы оказываем методическую и информационную поддержку.)) Поддержку знаниями и новыми открытиями по возрождению и сохранению традиционной русской народной культуры, которая в поисковых фольклорно-этнографических экспедициях просто не может утаить своей уникальной искренней простоты и душевности, которая слышна в каждом старинном напеве. СТУДИЯ Никитин ОТБИВКА Ну а может ли человек в ОДИНОЧКУ пытаться сохранять культурное наследие предков? Есть случаи когда не то что пытается, а делает это. Эркемен Кунанаков – студент Омского аграрного университета как настоящий батыр из родного ему Алтайского эпоса черпает силы от родной земли, точнее от того, что можно взять с собой, уезжая на пять долгих лет учёбы из родного дома в студенческое общежитие Эркемен СЮЖЕТ Кузьменко ((СХ 00:17 Комментарий:Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность:Титр: кас 177 16 41 03Играет на варгане)) ((СХ 01:58Комментарий:Синхронируемый: Эркемен КунанаковДолжность:Титр: кас 177 16 42 24 Вопр. Эркемен, это наверное лошади скачут?Отв. Да это скачут лошади и люди разговаривают. Этим инструментом можно разговаривать. Можно сказать через это инструмент всем известное слово Алтай /играет/ Вопр. А как бы ты сказал на этом инструменте город Омск? Отв. Сейчас попробую /играет/ Вопр. А Сибирь? Отв. Сейчас попробую /игрет/)) Эркемен Кунанаков - без родной алтайской музыки не может и дня прожить, хотя выбрал для себя профессию агронома. На учебу в Омск в аграрный университет приехал из горного Алтая, с аттестатом средней школы и… со своими музыкальными инструментами. ((СХ 00:28 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен КунанаковДолжность: Титр: кас 177 16 43 51 Это самый сложный инструмент, самый загадочный, чем больше будете играть, тем больше он будет расскрываться. На этом инструменте, когда мастера играют можно заслушаться , но я , к сожалению, еще этого не достиг.)) Вместе с варганом Эркемен привез не мене загадочный инструмент - Ток-шур. По тюркской легенде на этом инструменте играли лесные языческие богини, оставив людям лишь смутные изображения этой алтайской домбры на скалах. И поэтому каждый мастер имеет право сам сделать ток- шур таким каким он его представляет. Эркемен сделал свой ток- шур из старого кедра, поскольку это дерево -символ его родного края. ((СХ 00:10 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 177 16 39 44 Переборы на ток-шуре.)) ((СХ 00:19 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 177 16 36 55 Я инструменты всегда беру с собой , даже если уезжаю на два дня, я инструменты никогда не оставлю. 16 37 34 Я с собой ношу все инструменты, они оберегают.)) Музыкальные инструменты для Эркемена - это дорогие воспоминания о семье, о родном селе, поскольку, по его религии, а он себя относит к язычникам, брать с собой, в дорогу,фотографии близких людей нельзя, считается, что так можно надолго оторваться от отчего дома. ((СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 177 16 51 55 Играет для ребят.16 39 57 Эта песня про природу, про природу Алтая, про воду какая она вкусная, какие высокие горы и какие лошади на Алтае, про свой народ.)) Тема красоты и мудрости природы, ее взаимоотношения с человеком - это основная мысль тягучих алтайских напевов. И хотя на первый взгляд, эта музыка кажется непонятной, однако мысли и чувства, которые она будит в человеке близки каждому. В кругу своих друзей, сокурсников, соседей по студенческому общежитию алтайская музыка Эркемена уже давно нашла своих почитателей. ((СХ 00:17 Комментарий: Синхронируемый: Петр Юрченко Должность: Титр: кас 177 17 01 25 Вопр. Ты сам родом откуда? Отв. Я из Калачинского района, село Воскресенка. Вопр. Воскресенку не напоминает? Отв. Воскресенку, немного напоминает, у нас так же лошадей разводят, много всего. Но дом напоминает хорошо.)) ((СХ 00:16 Комментарий: Синхронируемый: Александр Плотский Должность: Титр: кас 177 16 57 54 Он поет красиво, я много раз слышал такую музыку, но только где-то на радио, на телевидение, а в живую ни разу не видел. И эта музыка привлекает тем, что звуки, такие красивые живые, я такие звуки не разу не слышал.)) Традиционное алтайское пение - это горловое пение, и волшебным голосом вобравшим в себя звуки ветра, шума воды и горного эха природа певца награждает редко. ((СХ 00:37 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 177 17 02 01 Надо иметь частичку природного данного, которое передается из поколения в поколение генетически. У меня дед пел, и как бы через поколение передается. 17 03 17 Мы познаем мир по разному, и певец горлового пения воспринимает мир по своему. Есть легенды, которые передаются устно из поколения в поколение, эти песни называются сказки горлового пения. В них отражается жизнь народа его история.)) ((СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 044 17 13 55 - фрагмент горлового пения. кас 177 17 06 28 Горловое пение у нас считаеся священным Все сказители -это тоже священные люди, которые оберегают историю целого народа, и не только одного народа, но и наследие всего человечества.)) Даром горлового пения обладает человек ,как правило, физически выносливый, поскольку исполнение музыкального повествования может длится до двенадцати часов. ((СХ 00:40 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность:Титр: кас 177 17 05 33 Вопр. А зрители выдерживают 12 часов слушать? Отв. НЕ знаю у каждого человека свои возможности. Бывает засыпают. Когда у них спрашиваешь, что ты видел, что ты ощущал. Они говорят, мы видели твоими глазами, видели природу как лошади двигались, как люди. И когда я останавливаюсь, люди просыпаются.)) ((СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Дмитрий Мороков Должность: Титр: кас 177 17 00 02 Как я его спрашивал, это должно быть специальное голосовое развитие, ну я вот,например, не смогу эти звуки, этот горловой свист, это наверное от природы. Вопр. А что он за человек Эркемен? Отв. Хороший , конкретный человек, добрый, не чем не откажет по жизни. Вопр. А девчонки его любят? Отв. Да много у него девчонок в комнате сидит, приходят часто, тоже музыку слушать.)) За суетой шумной студеческой жизни время бежит как быстрый ручей, не за горами уже и встреча с родным Алтаем, Эркемен его называет золотым Алтаем, и мечтает на своей родине развести редкие сорта винограда, агроном все-така, поэтому самым главным своим призванием в жизни считает служение природе, земле, родному краю. ((СХ 00:40 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 044 17 17 46 Песня с наложенным переводом текста/ Благодари , где ты живешь, где ты родился, передай свои самые лучшие чувства земле, людям, растениям и животным. Это и есть счастья птица моей души, которая дает мне частицы радости и частицы любви природы.)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Вот ведь совсем молодой человек Эркемен Кунанаков и наверняка многие увлечения и интересы его сверстников ему близки. Но он понимает, скорее даже чувствует, что любой человек силы берёт из корней. Стоит ему оторваться от родной почвы и он уже не вселенная в себе, а биологическая единица. /// Да… представителей каких только национальностей не встретишь на омской земле. И все кто желает, кто действительно хочет помнить язык, обычаи, культуру своих предков для них нет никаких препятствий. Только ленивый будет ссылаться на правовое, культурное или языковое господство государствообразующей нации. Так как не только для сохранения, но и для популяризации народных традиций, культуры - в нашей области созданы все условия – регулярно проводятся фестивали национальных культур, для общественных объединений всегда в распоряжении областной «Дом дружбы». Вот, кстати, совсем недавно коллективы этого уже всем известного учреждения провели целый ряд выездных концертов в сельских районах нашей области. Единение СЮЖЕТ Кузьменко ((СХ 00:10 Комментарий: Синхронируемый: народный казахский фольклорный ансамбль "Молдир" Должность: Титр: кас ДВ 16 13 Фрагмент танца)) "Многоликое Прииртышье", так назывались межнациональный концертные программы, которые прошли в деревнях Крутинского, Тюкалинского, Саргатского и Любинского районов. В течении трех дней самодеятельные артисты шести национальных центров, радовали местных жителей своим искусством. В небольших сельских клубах, и в районных дворцах культуры на сцене латышские народные напевы, сменяли наигрыши казахской домбры народного фольклорного ансамбля "Молдир", а протяжные армянские песни солистов центра "Луис", подхватывали задорные пляски народного ансамбля "Сибирские узоры". ((СХ 00:15 Комментарий: Синхронируемый: народный ансамбль танца "Сибирские Узоры" Должность: Титр: 24 40 Фрагмент танца.)) ((СХ 00:07 Комментарий: Синхронируемый: Раиса Баканова Должность: руководитель латышского ансамбля "Дайна"Титр: 08 27 Если говорить о том , как нас встречают зрители, то очень хорошо, потому что язык культуры, это самый понятный язык и самый благодарный.)) Шесть лет областному фестивалю национальных культур "Единение" , и за это время участники выездных концертов- самодеятельные артисты национальных центров побывали со своими выступлениями почти во всех районах Омского Прииртышья. ((СХ 00:47 Комментарий: Синхронируемый: Елена Дорошенко Должность: зав. культурно- досугового центора"Дома Дружбы" Титр: 31 08 Наша Омская область -это действительно, межнациональная дружная территория согласия, потому что яркая палитра конкурсных фестивалей, праздников она вобрала в себя уже все 32 района нашей области. Это сотни творческих коллективов и мы стараемся познакомить буквально каждого жителя с тем что у нас здесь царит мир и согласие , которое мы можем противопоставить тому что сейчас происходит в мире. Не зря наши шефские концерты выпали на дни, которые Россия объявила днем противостоянию международному терроризму , а у нас территория согласия, территория дружбы, и об этом говорит состав нашей концертной бригады.)) Везде артиcтов ждал горячий прием зрителей, ведь буквально, в каждом ауле, селе, в каждой деревне, а тем более районном центре живут люди самых разных национальностей. Как например в районном поселке Саргатка, где дружно по- добрососедски живут казахи и русские, немцы и поляки, латыши и украинцы ((СХ 00:60 Комментарий: Синхронируемый: Валентина Демьянцева Должность: житель р.п. Саргатка Титр: 17 00 У нас в Саргатском районе очень много национальностей, и естественно мы с удовольствием смотрим, с удовольствием приветствуем их. Сегодня мы уже смотрели этот концерт в Нижнем Иртыше, тоже был полный зал народа с удовольствием встречали их, а сейчас у себя в Саргатке, нам почаще бы надо, что бы такие коллективы приезжали к нам, радовали саргатчан своим творчеством , своим искусством, и мы заражаемся их энергией , вот этих молодых людей, которые любят свое искусство, и мы хотм быть похожими на них. И я как зритель благодарна им , что они приехали , уже сделали много концертов, и сейчас они поедут в Любино, в 8 часов у них концерт еще в Любино . И они не уставая, продолжают дарить свое искусство нам простым людям ,и мы смотрим с удовольствием рады им, и говорим спасибо, огромное спасибо.)) Такие выездные национальные концерты - это еще один из поводов задуматься о сохранении и возрождении национальной культуры у себя на месте, в родном селе или ауле, исток родной культуры – на малой Родине. ((СХ 00:50 Комментарий: Синхронируемый: Александр Эдельман Должность: зав. отделом культуры Саргатского района Титр: 35 11 Я даже приплясывал как-то ногами и подпевал, ведь латыши это все равно наши, и я чувствовал удовольствие. Как вот у родителей , когда мы сядем все вместе, я гармонь беру и мы начинаем пять все наши песни. Это меня заводит , это в крови у нас. Потому что вот даже смотрел на зрителей , здесь дедушка сидел, искренне радовался, хотелось, что бы это все было по чаще , и мы в Саргатке это должны продолжать.)) " Мы все под этим небом дома", таким приветствием начинался концерт, и эти же слова звучали в финале, поскольку принципы добрососедства, мирного согласия и национального уважения - это основные принципы сосуществования народов проживающих в Омской области, которая уже давно стала для них родной землей, под широким мирным небом. ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Ну вот – время отведённое нашей передаче истекло. Всех кто поодиночке или артелью пытается сохранить и приумножить, то богатейшее наследство, что оставили нам наши предки – традиционную культуру, и тех кто только задумывается над этим всех ждём на очередной встрече в эфире ГТРК Омск в программе «национальный характер». Которая как всегда желает: «мира Вашему дому!»

Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz