ЗАСТАВКА СТУДИЯ Никитин Здравствуйте! В эфире программа “Национальный характер». Пожалуй, главное событие этой осени для жителей Омской области и многих других территорий России – это выборы в органы местного самоуправления. Какое это имеет отношение к передачи с названием «Национальный характер»? Ну во – первых это событие непосредственным образом затрагивает большинство наших земляков, а значит мы не могли обойти его. Во-вторых – именно самое нижнее звено управления общиной, деревней, селом испокон века в нашей стране было неотъемлемой частью жизненного уклада, а значит национального характера. /// А может это не так? Ведь распространено же мнение о том, что россиянам чужды идеалы свободы, что рабская психология привитая помещичьим всевластием и закреплённая большевистским террором сделали нас нацией безынициативной и покорной? Давайте рассуждать на эту тему с историками, этнографами и с людьми не понаслышке знающими, что такое самоуправление. А начнём, конечно, с истории вопроса. Суворова об истории с.управления и его содержании СЮЖЕТ Никитин ((СХ 03:29 Синхронируемый: Наталья Геннадьевна Суворова Должность: доцент, кандидат исторических наук кDV-001904 Достаточно долго в глазах исследователей крестьянский мир воспринимается как административная единица со своими полицейскими, налоговыми функциями 1915 но на самом деле самые близкие для крестьян вопросы не внешнего порядка, а внутренние в том числе вопросы чести, семейного права 1927 дело в том, что крестьянство, достаточно долго не протяжении всего 19 века существует на положении правового кодекса и на них гражданское законодательство не распространялось и потому по обычному праву их чиновники не могли судить, как правило это право велось самими должностными крестьянскими лицами, поэтому семейное право – измены, супружеская неверность, послушание или непослушание детей все эти вопросы рассматривались на сельском сходе. Эта организация и могла решать эти вопросы 2007 близкие условия, хорошо зная субъектов этих конфликтов поэтому решения выносились более верные и точные 2016 интересно то, что когда появились волостные суды, то крестьяне выбирали не этот более цивилизованный, писаный закон с т.з. крестьянства недемократичность она более оправдана суровыми хозяйственными условиями 2042 в некоторых случаях обычное право крестьян уходило вперёд российского законодательства 2048 особенно отмечают права женщины в отличии от государственного законодательства 2055 женщина являлась полноправным субъектом волостного схода 2109 + 2143 – неписанные законы самоуправления были более продвинутые чем писаные государственные? – Да! Но они не продвинутые с точки зрения европейской… - А чисто гуманной? – Да гуманной, и с чисто хозяйственной т.з. – И если учесть, что население крестьянское составляло подавляющее большинство и если учесть, что самые дороги для каждого человека вопросы выносились на самоуправление, то можно говорить, что в крови, в характере нашего человека самоуправление? – сообща решать в представительстве, это выборное народовластие оно действительно является самой древней и постоянной традицией русского народа 2239 исследователи обычно задумываются – где истоки русского самоуправления? И обычно бросаются на более яркий пример вечевых республик Новгорода и Пскова. А на самом деле городов было не так много и среди них ещё меньше было городов с подобной организацией, а всё вокруг это же было сельское население, пространство маленьких сельских миров на которых были те же вечевые традиции. Но вот в таких более незначительных масштабах присутствуют 2307)) СТУДИЯ Никитин Конечно наше самоуправление отличалось от того, что существовало в англо-саксонской цивилизации, или во Франции, но оно выполняло такие же функции, что и в тех землях которые нам приводят как образчик демократических традиций. Даже всесильные русские помещики, строили взаимоотношения со своими крепостными через выбранных миром. Через старост. Ремнёв о содержании с.у. СЮЖЕТ Никитин ((СХ 00:55 Синхронируемый: Анатолий Викторович Ремнёв Должность: профессор, доктор исторических наук кDV-0.039 0438 функции общинного самоуправления были самыми разнообразными: это организация хозяйственных дел, организация полицейских функций – пожарный, санитарный контроль. Наблюдение за порядком в деревне и т.д. и т.п. вплоть до культурных функций – строительство церквей, школ, изб-читален. Их начали строить не в советское время, а ещё до революции и т.п. т.е. насущные проблемы они решали сами, а государство требовало, чтобы они сохраняли спокойствие – не бунтовали, платили налоги, несли повинности 0523)) Что касается непосредственно нашего края, Сибири, то здесь самоуправление, порой, было на первых ролях, по сравнению с уложениями государевыми. Помещиков у нас не было, чиновников не хватало – даже к середине девятнадцатого века – один госслужащий на двадцать пять тысяч граждан. А если учесть гигантские территории, их малонаселенность – то можно понять центральную власть которая всячески поощряла местное самоуправление в Сибири, руки у самой не доходили, вот и стали сходы, и выбранные ими старосты реальной властью в Сибири, которая все жизненно важные вопросы для своих территорий решала не дожидаясь помощи с верху. Примеров только в Омской области бесчисленное множество – старожилы села Мыс Муромцевского района рассказали как сами решали и сами строили паромную переправу, школу и даже маслозавод. ((СХ 01:04 Титр: Иван Полошков, бывший председатель колхоза “Мысовский” Муромцевского района кDV Муромц – 002400 общество приносит деньги, не председатель тогда был, а староста, и у него был кассир и принимал деньги. Например в Дурнове текла маленькая речка, а в деревни воды не хватало, не людям не скотине – решили сделать плотину – разделили: сколько надо лесу, сколько торфяной кочки и кто лес рубил возил, кто торфяник укладывал и соорудили плотину, которая уже 80 лет стоит, без бульдозеров сделали, своими руками 2504)) До революции даже ссыльнопоселенцам не то что дозволялось, но их заставляли организовывать своё самоуправление. Специалисты, которые работают в этнографических экспедициях и изучают особенности национального характера говорят, что до сих пор можно встретить пусть стихийные, но проявления ТОЙ традиции. ((СХ 01:07 Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН кDV0.039 – 004217 какое – то вот такое особое свободолюбие и умение самостоятельно мыслить, даже вот мы сейчас приезжаем всё таки огромность территории и это не только чиновники и служителей культа даже если мы возьмём взаимоотношение государства и религии здесь тоже были более свободные отношения, тоже не хватало служителей. И сейчас отличаются, что какие – то отдалённые хозяйства 4245 где плохо доехать, дороги плохие 4248 так бывают не совсем адекватные проявления свой свободы 4253+4259 Ну вот 4300+4303 в Москаленском районе женщины доведены до отношения тем, что мужчины, оказавшись без работы, сломались и бросились в пьянку, хозяйство начало приходить в упадок и женщины просто в женсовет объединились и взялись за мужчин, стали ходить по домам, запрещать им пить, отчитывать, вот такая интересная форма 4333)) Историки изучающие дореволюционный период и практики советских времён отмечают, что чаще всего возмутителями спокойствия на сходах, инициаторами, порой неприятных для власти инициатив снизу - выступали именно женщины. ((СХ 00:17 Титр: Александр Соловьянов - пенсионер, председатель Рагозинского сельского Совета Седельниковского района с 1985 по 1990 кDV Седельн - Да!!! Особенно активны были доярки, постоянно приходили в контору, тебовали по удобствам помещению, что – ни будь делать)) ((СХ 00:39 Титр: Раиса Фадеева - секретарь Кейзеского сельского Совета Седельниковского района с 1975 по 1994 г. кDV Седельн - 004023 Вот это вот озеленение делали всем селом, сосёнки сажали, ямки копали. Сейчас вон какие сосёнки!!! Это сделано нашими руками, сейчас смотрите красота какая!)) СТУДИЯ Никитин Не исследуют этнопсихологи такую черту национального характера как склонность к самоуправлению, понятие это всё – таки из области государственного строительства. Но история всех цивилизаций показывает, что муниципалитеты, коммуны, кантоны, вольные города возникали не по инициативе госудАрей, самоуправление пришло из низов, а верхи были вынуждены его принимать или с ним бороться, это уже зависит от исторического момента. А ведь именно исторический опыт того или иного народа, природное и социальное окружение и вытекающий отсюда уклад жизни - формируют те или иные черты национального характера. Суворова о национальном характере и Ремнёв про Советы СЮЖЕТ Никитин ((СХ 01:09 Синхронируемый: Наталья Геннадьевна Суворова Должность: доцент, кандидат исторических наук кDV-002633 нельзя однозначно выделить черты национального характера мы можем говорить о накоплении опыта, опыт самоуправления он присутствует он очень долгий, очень разнообразный: региональные, национальные варианты присутствуют их нельзя искоренить, но тем не менее параллельно существует очень сильная и жёсткая административная власть и эта власть стремится к попечительству, власть себя ощущает более взрослой и важной по сравнению с самоуправлением и эта попечительская политика она тоже воспитывает традиции ведь традиции это не застывшее состояние, они накапливаются, исчезают, и поэтому попечительное давление госвласти, оно всё таки делает народ более инфантильным как кажется государству, потому что он обязанности начинает перекладывать на государство. И то и другое присуще русскому национальному характеру 2742)) На это конечно сильно повлияла Советская власть. Власть, которая даже своим названием взяла на себя обязательства СОВЕТоваться с народом. Но её давление на местное, особенно сельское самоуправление оказалось куда более имперским чем при империи. ((СХ 01:15 Синхронируемый: Анатолий Викторович Ремнёв Должность: профессор, доктор исторических наук кDV-0.039 0157 ситуация очень серьёзно изменилась при советской власти когда сельское самоуправление попало под контроль государства, потому, что советская власть в деревне она была частью государственной структуры и в деревне сложилось троевластие: хозяйственная власть, председатель сельсовета и третье - партийные органы 0231и это привело к отчуждению выборной власти и выборы стали сплошной фикцией 0239 главное не то, что население боялось государства, а то, что общество осталось без ресурсови это привело к устойчивому недоверию к местному самоуправлению как к безжизненному как к ничего не способному сделать 0304 и население уповает на собственные силы или обращается в более высокие государственные органы 0312)) Естественно, что в такой ситуации выборы способные действительно влиять на местную жизнь проходили на партсобраниях первичных организаций или в кабинетах повыше, где рекомендовали, с тремя восклицательными знаками рекомендовали, достойных кандидатов на посты председателей и директоров хозяйств. А выборы в советские органы население стало считать не тем событием, которое способно повлиять на их жизнь. И здесь власти вынуждены были опираться на энтузиастов, людей неравнодушных, для того, чтобы призывать к гражданской сознательности остальное население. ((СХ 00:22 Титр: Николай Барановский - пенсионер, бывший председатель Рагозинского сельского Совета Седельниковского района кDV Седельн – 000250 Приходилось! С людьми надо работать постоянно. Некоторые активные, а некоторые нет. Работать всегда надо с людьми. Если не будешь работать может половина не прийти. – Даже в те времена? - И в то время – Да! 0312)) ((СХ 00:18 Титр: Вера Яковлевна Балахнина, бывший депутат поселкового совета, р.п. Большеречье кDV Б-Речье - 000205 в то время мы ходили в каждый двор и приглашали каждого на выборы, и приглашали и некоторым даже подарки давали для того, чтобы пришли на выборы для того, чтобы шли на выборы и проголосовали за того кого они хотят 0223)) Правда иногда отлаженная машина демократии по-советски давала сбой, если местные жители действительно чувствовали себя ОДНОсельчанами, ОДНОЙ общиной способной решать местные проблемы на месте. ((СХ 00:22 Титр: Валентин Иванович Заливин, директор Заливинской средней школы Тарского района кDV Тара №17 - 000737 я в молодости ещё помню – Калиновский сельский совет был у нас и там одну женщину хотели продвинуть депутатом, а народ проголосовал против и вынуждены были другого кандидата ставить на этот округ. Били и такие случаи 0802)) СТУДИЯ Никитин А времена, о которых говорил наш собеседник, это расцвет советского репрессивного аппарата. Может этот и подобные случаи и есть подтверждение того, что совсем не рабская у нас натура, как-то вбивают в печатную строкУ некоторые знатоки. Почему – то они совсем забыли совсем недавние события, когда вся нация буквально упивалась демократией, и никто никого не заставлял ходить на митинги, часами смотреть прямые трансляции съездов народных депутатов. Дошло до того, что местное самоуправление превратилось в местечковое самоуправство. В разгар перестройки стали избирать руководителей предприятий, больших и малых, медицинских и образовательных учреждений. Выбирали даже бригадиров и узких специалистов. Сама идея самоуправления была доведена до абсурда, скомпрометирована и не удивительно, что после такой буйства демократии не могла не случиться заморозка. \\\ Как не странно, но именно с того времени, как к власти в нашей стране пришли, формально, демократы, кончилась даже видимая демократия на местах. Муниципальным образованиям позволили самим решать выборными или назначаемыми будут главы самого приближённого к населению уровня. Естественно, что руководители районов пошли по пути менее хлопотному, подальше от народа, а закон был такой, что не федеральное не областное правительство не могли повлиять на этот процесс. /// И снова мы обращаемся к мнению непосредственных очевидцев и участников тех событий. Соловьянов СЮЖЕТ Никитин ((СХ 01:39 Титр: Александр Соловьянов - пенсионер, председатель Рагозинского сельского Совета Седельниковского района с 1985 по 1990 кDV Седельн - 001830 Раньше местная власть была выборная, а затем в период реорганизации, развала когда утверждали устав района там решили, что на местах власть должна назначаться председатель сельсовета. Я был в корне не согласен с этим. Это вывести из под контроля руководителя местного который с людьми связан. Сейчас восстанавливается выборная местная власть и это правильно. 1914 Какой – то контроль будет. А так он сам себе царь и Бог. 1922 если у него была поддержка со стороны районного руководства никто его не мог сместить, в общем независим был не от кого 1937 сейчас, видимо, лучше будет. Это восстанавливается та же структура, что и раньше. Но только обязанности другие сейчас будут, более широкий круг полномочий сейчас у этой власти будет, самостоятельности. В те же времена как было? Что из района скажут – то и делай. Что дадут – тем и воспользуешься, а сейчас более самостоятельная жизнь каждого села будет 2009)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Вообще это тема отдельной передачи о том, почему в России ещё в девятнадцатом веке появился, а в двадцатом закрепился миф о неспособности нашего народа жить своим умом. Всегда у страны раздвинувшей свои пределы на два континента будет масса недоброжелателей за границей, что естественно. И … внутри, что такая же загадка как национальная душа. Не будем останавливаться подробно на этом противоречии просто посмотрим на карту нашей Родины и зададимся вопросом: «А мог ли безынициативный, с рабской психологией народ заселить территории от Чёрного моря до Тихого океана?». Опрос о национальном характере СЮЖЕТ Никитин ((СХ 00:42 Синхронируемый: Анатолий Викторович Ремнёв Должность: профессор, доктор исторических наук кDV-0.039 0327 Вообще эти рассказы о вечной русской рабской душе преувеличены. И даже влияние крепостного права оно преувеличено. Конечно, помещик контролировал своих крепостных крестьян, но он контролировал не отдельных людей, он всё – равно действовал через общину, через сельское самоуправление или противостоял общине в целом. Поэтому здесь ситуация сложнее 0357)) ((СХ 00:47 Синхронируемый: Марина А-ндровна Жигунова Должность: старший научный сотрудник объединённого института истории, филологии и философии СО РАН кDV0.039 – 003945 когда мы говорим о национальном характере русских то первое, что бросается в глаза – это противоречивость, это в целом свойство когда они впадают из одной крайности в другую 3956 если проанализировать те материалы, которые имеются у меня по этническому самосознанию 4001 то чётко можно говорить о двух основных тенденциях – это активность, активная жизненная позиция и некоторая пассивность. Если сопоставить количество ответов “пассивный” – “активный”, то где – то один к трём, всё таки гораздно чаще встречается активная позиция.)) ((СХ 00:33 Титр: Нина Викторовна Назаренко, зам. Директора Педагогического колледжа г. Тара кDV Тара №16 - 004035 вы знаете сам по себе сибиряк не бывает пассивным, потому, что народ этот формировался из рискованных людей, афёрных людей, ссыльных образованных людей. И поэтому у них всегда было своё собственное особое мнение, 4107)) ((СХ 00:47 Титр: Нина Георгиевна Носкова, завуч Большереченской школы искусств, бывший депутат поселкового совета, р.п. Большеречье кDV Б-Речье - на новом витке появляются новые проблемы, люди, естественно, с новыми мыслями к новым решениям, осмыслив данный период жизненный начинают активно участвовать, вот пример нынешние выборы в органы местного самоуправления ведь по 3 – 4 кандидата на каждую должность это говорит о том, что люди активнее 1127)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Сейчас на выборах в органы местного самоуправления всем нам предоставляется исторический шанс. Избрать самую близкую к нам власть, избрать людей, которые будут решать те проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Вместе с нами решать. В нашем доме, на нашей улице, в нашем посёлке. Опрос о национальном характере II СЮЖЕТ Никитин ((СХ 01:29 Синхронируемый: Анатолий Викторович Ремнёв Должность: профессор, доктор исторических наук кDV-0.039 000959 самая главная проблема нынешней реформы это восстановление доверия к самоуправлению, восстановление доверия самих людей, чтобы люди поверили, что самоуправление что – то может решать, что действительно у этого самоуправления есть полномочия и оно обладает какими – то ресурсами, что оно действительно может решать самые насущные функции, ведь это важно ещё и для государства, государство должно освободиться от массы не свойственных ему дел ну не дело государства заниматься благоустройством это могут сделать и органы самоуправления.)) ((СХ 00:30 Титр: Вера Яковлевна Балахнина, бывший депутат поселкового совета, р.п. Большеречье кDV Б-Речье - 000434 некоторые депутаты у нас они не очень – то по доброму относятся к тому или иному мероприятию к тому или иному человеку, а люди сидят ждут и молчат и теперь ничего ему не скажешь и ничего не сделаешь. Не правда это всё! Можно, можно всё сделать! Так как захочет большинство на этом избирательном участке 000504)) ОТБИВКА Ну а теперь к теме, которую уже можно назвать постоянной в нашей передаче, в передаче «Национальный характер». О создании и развитии в нашей области центров традиционной культуры. Центров, которые помимо восстановления певческих, танцевальных, ремесленных традиций, занимаются просветительской работой, помогая вспомнить обычаи наших предков, узнать, что не такой, как в советских учебниках, беспросветной и мрачной была жизнь нашего народа. Кстати и здесь не далеко мы уходим от темы традиций самоуправления – так как в каждой деревне, в каждом селе всё решали сообща, когда делу время, а когда потехи час. Знаменка СЮЖЕТ Кузьменко ((СХ 00:16 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 141 16 44 Хоровод " Вечер девку сговорили")) В небольшом сельском дворике, где негромкое девичье пение порой заглушает гул проезжающих машин, девчата из районного поселка Знаменка изучают премудрости вождения старинных русских хороводов. ((СХ 00:32 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 141 18 40 Хоровод "Он первый ... другой ступил, да по горло.")) В хороводе девчонок в русских нарядах пока немного, не успели сшить, ведь в марте центру традиционной русской культуры в районном поселке Знамека исполнится только два года. ((СХ 00:16 Комментарий: Синхронируемый: Галина Вольф Должность: директор центра традиционной русской культуры р.п. Знаменка Титр: кас 141 02 18 Район у нас , кончно, своеобразный, у нас очень много переселенцев, но очень много и своих жителей- старожилов, которые с особенной культурой, с особенными традициями, чем мы и занимаемся, изучением этих традиций, изучение этой культуры.)) На самобытности местного жизненного уклада сказался рисковый характера первых переселенцев, решившихся искать лучшей доли в непосредственном соседстве с дикой природой, где даже сибирский медведь не такой уж неожиданный гость, и где без теплого дома с горячей русской печкой просто не обойтись. Хотя цивилизация пытается переселить местных жителей в современные благоустроенные дома, однако, знаменцы, знают цену сибирской стужи и берегут устои жизни завещанные предками. До сих пор у сибиряков печка считается хозяйкой дома. Налаженность домашнего быта, это не только его надежность, удобство, где дом - моя крепость, но и светлая горница, украшенная изделиями женского рукоделия. ((СХ 00:60 Комментарий: Синхронируемый: Валентина Мерзлякова Должность: методист по работе с детьми Центра традиционной культуры р.п. Знаменка. Титр: кас 194 11 59 В самом Знаменском районе, в райцентре и районе , живут люди разных национальностей. И вот мы стараемся использовать это. Здесь и латыши, и русские, и украинцы.)) В газах современных сельских девчонок старинные изделия их бабушек и прабабушек, не утратили своей привлекательности, особенно интересны юным рукодельницам секреты работы деревянного ткацкого станка. ((СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Настя Алмаева Должность: Титр: кас 094 01 47 Мама умеет, бабушка умеет. Они занимались этим в детстве, мама всегда ездила к бабушке своей. Вопр. Теперь ты туда ездишь как на экскурсию? Отв. Да как на экскурсию.)) Уклад жизни крепкой сельской семьи всегда был связан с воспитанием подрастающего поколенья, ведь работа на земле требует помощников. Поэтому в многодетных сибирских семьях детские игрушки считались не только предметом забавы, но и обереговым символом. ((СХ 00:20 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Бахтина Должность: методист центра традиционной русской культуры р.п. Знаменское Титр: кас 094 23 38 Она не имеет лица, а значит кукла не имеет характера. Если есть лицо, то кто его знает, она может быть и вредная и злая . И поэтому детям маленьким такие куклы и дарили. Поскольку он может ей играть и не нанесет себе вреда никакого. Поскольку она не имеет характера, и это считалось исконно русским, оно изначально шло.)) Но не только ебереговые куклы были детскими игрушками, переселенческий многонациональный уклад жизни сибирских семей внес свои дополнения и в ребячьи забавы, вот так появилась в глухой сибирской глубинке балаганная игрушка средней полосы России. ((СХ 00:21 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Бахтина Должность: методист . Титр: кас 094 21 54 Это игрушка ПЕтрушка, а у нас она более осовремененная, вот так она умеет управлять собой. Она может удивится окружающим, кто это к нам пришел, она может спрятаться. Эта игрушка не только для маленьких,)) А вот эта игрушка из опилок, чисто знаменское изобретение, рецепт ее изготовления был утерян и только с помощью краеведов и историков участникам центра традиционной русской культуры удалось восстановить знаменскую старинную куклу. ((СХ 00:17 Комментарий: Синхронируемый: Татьяна Бахтина Должность: Титр: кас 094 25 51 Эта игрушка выполнена из опилок, потом форма игрушки, вот видите она такая вся мягкая интересная, забавная такая бабушка идет. Вот чисто Знаменская . Мы ее за основу берем, что мы это не повторяем нигде и ни чье. Вот это уже наше.)) Среди многообразия национальных традиций не просто сохранить свои корни, но тем и ценна традиционная народная культура, что умудряется через толщу лет, исторических событий протянуть нить связующую не одно поколение русских людей, которым даже самые простые предметы быта расскажут о родном крае гораздо больше, чем учебники школьной программы. ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Вот, на этом, время, отведённое в эфире нашей передаче, истекло. В заключении хотелось бы ещё раз напомнить, что нам предстоит участвовать в выборах органов местного самоуправления. САМО управления. Мы САМИ должны крепко подумать, не спеша взвесить все за и против и обязательно пойти на избирательные участки и проголосовать за достойного кандидата, который в ближайшие годы будет вместе с нами решать САМые насущные проблемы, которые никто за нас решать не будет, потому и называется самая близкая к народу власть - САМОуправление. /// И в заключении, все кто работал над программой «Национальный характер», желают достойного выбора при голосовании и мира Вашему дому. ЗАСТАВКА

Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz