ЗАСТАВКА Фрагмент спектакля СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:00:12 КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 начальная песня)) Приветствие СТУДИЯ Никитин Здравствуйте! Программа Национальный характер просто не могла пройти мимо нового спектакля театра Галёрка “Лето Господне”. Так как именно национальный характер, национальные дух и образ бытования стали главными героями этой постановки. Это мнение тех, кто задумывал спектакль, тех кто всё воплощал и тех для кого собственно это всё предназначалось - зрителей. Лето Господне СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:00:57 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Евгений Попов КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 4217 я впервые в жизни столкнулся с тем, что в произведении есть серьёзный стержень. Здесь в произведении – вся русская душа – настолько сыгранно искренне Такого я ещё не видел! 4241 и желаю актёрам, режиссёру – этот стержень сберечь и приумножать и думаю, что русскому народу сейчас этого не хватает – стержня в жизни самого главного, чтобы этот дух, который показан в спектакле, русский дух – он проник в сердца многих людей с этим удивительным произведением Шмелёва «Лето Господне” 4314)) Первая сцена – песня: молитва за отчизну. Затем картина хлопот. Но застывшая. Все суетятся, но ничто никуда не движется. Быт мёртв. И начинает жить, лишь после того как зажжена лампада. ((СИНХРОН ХР 00:00:53 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Антон Ромме КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 3747 сегодняшний человек, сегодняшние люди – они вообще не такие как здесь показано. То что здесь показано это естественно для тех времён 3803 мне, например, на первый взгляд, показалось просто шокирующе как свободно они живут в этом. Т.е. они в Боге они просто настолько углубленны как рыбы в воде вот настолько они себя чувствуют и я плохо, лишь со временем входил в это во всё происходящее в эти события и уже забылся: а где же я нахожусь на самом деле? Настолько это было поразительно 3840)) Ритм спектакля степенный, как быт многих русских семей, когда вера была основой жизненного уклада. Прозу Ивана Шмелёва в театре Галёрка не стали сжимать до лихозакрученности. Режиссеры Андрей Русинов и Нина Русакова под обаянием быто и духописания литератора, и прямо книжными стрОками поставили на сцене эту эпоху, вплоть до оттенков, запахов. И духа. С большой буквы. ((СИНХРОН ХР 00:00:30 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Фёдорович Витько ТИТР: художественный руководитель театра «Галёрка», заслуженный артист России КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 000500 для меня этот спектакль – это попытка понять то, что мы есть и вернуться к самим себе, к нашим традициям, к нашим корням, образу жизни, православию, не как к вере, потому, что это сложно, а вот как образ жизни, как понимание сути русского человека. Откуда корни его происходят, откуда происходит сила духа его, характер души, ума его – это всё там именно в “лете господнем” 0530)) “Лето господне» Ивана Шмелева сейчас рекомендовано для изучения по школьной программе. И в зале был классный зритель. Целыми классами. Вначале хрустели обёртками, затем затихли, кто – то ушёл, но те кто остались уже не отнесутся к сотне страниц в хрестоматии как к обузе. ((СИНХРОН ХР 00:01:03 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Татьяна Сергеева КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 3934 здесь во первых артисты молодые, во вторых чувствуется, что они не просто играют – они живут этим. Даже дети мои – я за ними наблюдала в первом действии они только вникали. Во втором смотрю – а у них глаза заблестели от слёз и это дорогого стоит! Когда театр обращается к совершенно необычным вещам, ведь мы же сейчас привыкли, что современные театры показывают абсолютно всё, всё в том числе и то, что может быть и не надо. А вот здесь именно душа живёт и чувствуется, что они не играют а живут этим и это что - то! Спасибо им большое 4037)) Финал трагический, смерть героя, но она же рождение надежды. Конец спектакля – начало чего – то другого – вне сцены. Спектакль пунктирен – а как иначе ведь это воспоминания о детстве. И вспышки эти светлы как детсво, как слёзы зрителей после занавеса. ((СИНХРОН ХР 00:00:12 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Оксана Сидоренко КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 4355 такое ощущение внутреннее и я вижу по своим друзьям с которыми пришли и свои внутренние ощущения что в душе что – то. Я второй раз на этом спектакле и ничуть не меньше сила с которой он действует 4408)) ((СИНХРОН ХР 00:00:12 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Любовь Галевская КОММЕНТАРИЙ: к-DV 10 3702 на этом спектакле, я думаю, многие стали лучше, чище, правильнее, светлее. Честное слово по крайней мере мне стало намного светлее, теплее и радостнее 3715)) СТУДИЯ Никитин Уже который раз коллектив Галёрки доказывает, что и СОВРЕМЕННЫЙ театр МОЖЕТ следовать древнейшему театральному канону: развлекая поучай. И чтобы заставить сопереживать зрителя не обязательно цеплять в нём что пониже и понизменнее. Классический и современный отечественный литературный материал может наполнить афишу любой труппы, дать бескрайнее поле поиска самому прихотливому художнику, если тот относится к ОТЕЧЕСТВЕННОЙ словесности действительно как к РОДНОЙ. И пример такого отношения мы только что привели. Стоит только ещё раз присоединиться к многочисленным благодарностям зрителей, побывавших на этом спектакле и позавидовать тем кому ещё только предстоит это сопереживание. ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Юбилейную дату в этом году отмечает один из самых любимых русских народных музыкальных инструментов – гармонь, хотя русской ее называют лишь на одной седьмой части суши. У прототипа гармошки - происхождение западно-европейское: немцы, чехи, французы, итальянцы десятки национальностей, где звучит гармонь, считают ее СВОИМ инструментом. О национальном характере самого народного музыкального инструмента мы решили узнать у известного омского мастера гармошечника Виктора Тараскина, который уже более тридцати лет ведет задушевный разговор с русской гармошкой. СЮЖЕТ ((СИНХРОН ХР 00:00:46 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Виктор Тараскин ТИТР: кас 004 17 28 31 Сегодня к нашей встречи я немного подготовился, одел тот галстук, в котором играл в музыкальной школе на выпускном вечере. Этому галстуку более 30-ти лет, а подарил мне его друг, сын известного зауральского гармонного мастера, у которого я часто был в гостях и видел как идет ремонт гармони, разборка, сборка инструмента. И наверное те воспоминание детства, юношества они были пронесены через всю жизнь. И наверное любовь к гармони это мое детство. И хотя я учился в музыкальной школе по классу баяна, но любовт к гармони как к инструменту, именно, оттуда из моего детства.)) Омский баянных дел мастер Виктор Тараскин знает о русской гармони все и, по его мнению, сегодня невозможно представить ни один народный праздник, ни одно гуляние без заливистой голосистой русской гармошки, хотя русской она стала совсем недавно, по историческим меркам. ((СИНХРОН ХР 00:00:24 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Виктор Тараскин ТИТР: кас 004 17 20 56 Многие страны пытаются приоритет данного инструмента оставить за собой, Германия, Австрия и др. страны. Которые в свое время занимались сборкой или разборкой других инструментов, например фисгармонии, как предшественника гармони, она только более похожа на современное фортепиано, тоже меховой инструмент.)) Первую фисгармонию в Россию привезла Екатерина вторая в качества приданного, а уж превращение ее в русскую гармонь эту дело тульских мастеров. ((СИНХРОН ХР 00:00:11 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Тараски ТИТР: кас 004 17 21 31 Русская гармоньвпервые появилась в городе Тул, поэтому Тульская гармонь, она как застрельщица исторического прообраза того инструмента, она осталась основным.)) ((СИНХРОН ХР 00:00:13 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Тараскин ТИТР: кас 004 17 26 32 О гармони говорят в той области где они производились Костромичка, Вологодка, Ливинка. Вопр. А у вас какая гармонь? Отв. Это Тульская гармонь.)) Свою любимую тульскую гармошку Виктор Тараскин назвал в честь дочери Юленькой, а вот сборник песен и стихов посвятил сыну Алеше, ведь гармонь в его доме не просто музыкальный инструмент, а член семьи. ((СИНХРОН ХР 00:00:38 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Тараскин ТИТР: кас 004 17 22 23 Гармонь- это мама , баян и аккордион -это , наверное, сыновья гармони.+ 17 24 17 Вопр. Этот инструмент он больше концертный или домашний? Отв. Он народный по сути своей, любой народный инструмент - это карманный инструмент. Это любое празднество, любое духоположение народа , оно требует какой то подвижности. Фотепиано согласитесь в руки не возмешь, а здесь доступность в самых далеких уголках нашей страны.)) ((СИНХРОН ХР 00:00:15 ТИТР: кас 004 26 27 45Музыкальный фрагмент.)) Секрет семейного счастья у каждого свой, и открывается он порой человеку, через детские воспоминания, ощущения, мечты. Семью Третьяк в селе Красноярка знают не по спортивным рекордам, а по музыкальным, их семейный ансамбль желанный гость селян на всех местных праздниках и хотя Сергей и Людмила по профессии вовсе не музыканты, однако познакомила их именно музыка. ((СИНХРОН ХР 00:00:33 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Сергей Третьяк ТИТР: 203 12 02 54 Как-то пришел на концерт , слышу голос такой приятный, зашел смотрю , я даже тоглда и не думал, что она будет моей женой , а слышу поет, и я тогда долго заней наблюдал, она мне понравилась, я потом ей долго вспоминал этот концерт, он у нее первый был, да. А мы буквально жили рядом. +12 03 43 Я приметил ее, мы собрались с друзьями и знакомиться пошли к ней.)) Вот так со знакомства со своей будущей женой началась у Сергея вторая музыкальная жизнь. Уже на семейном этапе. Хотя и прежде в его доме часто звучала музыка, ведь отец был профессиональным музыкантом и желал что бы и сын пошел по нотной стезе, но сейчас об этом времени напоминают только два концертных баяна. ((СИНХРОН ХР 00:00:28 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Сергей Третьяк ТИТР: кас 203 11 30 41Это штучный экземпляр, который был куплен в 69 году, ему уже слава богу, и он будет передаваться по наследству всему нашему поколению ( показавает баян). Это вот такой баян "Вельт мастер", это германская работа+ 11 31 33 Этот еще древней тому, наверное больше чем мне лет, но тоже играет.)) Отцовские уроки игры на баяне пригодились когда Сергей сам стал отцом, теперь он для своих домашних артистов, главный акомпониатор и душа компании. Хотя самому в детстве музыкальная грамота давалась не просто, сказывалась спортивная фамилия. ((СИНХРОН ХР 00:00:55 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Сергей Третьяк ТИТР: кас 203 11 32 09 Буквально запирал меня в отдельной комнате и заставлял играть, определенные уроки давал. Но я как обычно хитрил, как каждый мальчик, записывал на магнитофон, магнитофон включал, а сам в форточку и футбол гонять, а там играло. Потом таким же способом забирался назад и дальше играл. Вопр. А отца в этот момент не было в комнате? Отв. Конечно, же он не знал , он меня запер слушает, слушает, ага, занимается там сын, ну занимается и занимается. А один прекрасный момент пришел тук, тук нету, зашел, заглянул, меня нету , а магнитофон играет. Ну и смотрит, что форточка открыта, зашел и меня с ремнем ждет. А я футбол гоняю по часам .смотрю,потом о, пора уже домой бежать, а то закончится там музыка, я прихожу , а отец там с ремнем. Все говорит давай занимайся.)) ((СИНХРОН ХР 00:00:05 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: музыка ТИТР: кас 203 11 39 32 Играет.) ((СИНХРОН ХР 00:00:14 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Сергей Третьяк ТИТР: кас 203 11 34 24 Жалел, что не овладел полностью професиональным навыком игры на баяне, так как я видел отец у меня играл, можно сказать, профессионально, на всех инструментах. Вопр. А какие в доме были инструменты. Отв. Гитара, баян. гармошка он на все играл.)) иподром В семье Людмилы и Сергея трое ребятишек Миша Таня и младшая Ксюша. Все любят петь и танцевать, и хотя в селе Красноярка, где и живут Третьяки нет ни музыкальной школ, ни вокальной студии, главными руководителями в мире музыки для детей стали их родители. Сын Миша в семейном ансамбле по праву считается запевалой, ведь не зря же его назвали в честь музыканта деда. ((СИНХРОН ХР 00:00:40 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Миша Третьяк Людмила Третьяк ТИТР: кас 203 11 46 13 Поют частушки. "Мне бабуля говорит, у меня живот болит. Посидел я сней 3 дня заболело у меня. 11 44 24 + 11 46 45)) Говорят, что в детстве закладываются в человеке основные качества характера, которые и определят его судьбу в дальнейшем. Как и песни, которые пелись вместе с отцом и матерью остаются в памяти навсегда. И пусть раньше они пелись под баян, а теперь под караоке, все равно, они несут в себе заряд тепла и доброты сохраняя атмосферу счастливого детства. ((СИНХРОН ХР 00:00:30 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: песня ТИТР: кас 203 11 52 56 Песня про кота + 11 56 02 финал мама.)) Просто и по домашнему в семье Третьяк идет и трудовое и физическое и музыкальное воспитание детей, ведь в полной большой семье, где за столом собираются сразу три поколения, всегда можно найти поддержку и взаимопонимание. ((СИНХРОН ХР 00:00:35 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Сергей Третьяк ТИТР: кас 203 12 07 09 Хотели бы многим молодым семьям пожелать не бояться заводить и рожать детей. Потому что многие занимаются прежде всего бизнесом, стараются деньги, деньги, а я считаю, что счастье это в основном в детях, когда видишь как они растут, как они к нам относятся и весело и смешно кто-то поет, играет , танцует. + 12 09 35 Мы душой всем своим нутром , рады состоянию нашей семьи, это благодаря детям.)) ((СИНХРОН ХР 00:00:12 ТИТР: кас 254 12 01 53Песня "Мы желаем счастья вам")) ((СИНХРОН ХР 00:00:15 ТИТР: кас 004 26 27 29 Музыкальный гармошечный проигрыш.)) ((СИНХРОН ХР 00:00:09 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Тараскин ТИТР: кас 004 17 32 52 Это держатели звуковых голосов, это сердце инструмента, сердце гармони.)) Виктор Тараскин по специальности врач и вылечил не мало людей. Не меньше спасено им и инструментов, ведь после тридцати лет игры любая гармонь требует ремонта, ни один десяток гармоний, баянов аккордеонов приобрели вторую жизнь, после того как побывали в умелых руках Тараскина, ведь для него, очень важно, что бы сердце мастера билось в унисон сердцу его музыкального инструмента. ((СИНХРОН ХР 00:00:19 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Тараскин ТИТР: кас 004 17 30 24 Хороший инструмент это такая же мечта для человека, как удачный брак, удачная свадьба. Хороший инструмент это надолго, а любовь к нему в сердце музыканта присутствует всегда)) ((СИНХРОН ХР 00:00:10 ТИТР: кас 137 17 57 58 Проигрыш Метелица)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин В течении трёх дней в нашей области работала пятая Международная научно-практическая конференция: “Немцы Сибири, история и культура”. В ней приняли участие молодые и маститые учёные из крупнейших вузовских центров России и ближнего зарубежья, а также авторитетные немецкие специалисты, занимающиеся изучением истории своих соплеменников из зарубежья. Всего для участия на конференции заявилось более семидесяти историков, этнографов, филологов и представителей общественных национальных объединений. Немецкая конференция СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:00:52 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Бруно Генрихович Рейтер ТИТР: Глава Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, вице-президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, сопредседатель Координационного Совета немцев Сибири, председатель Совета немецкой национально-культурной автономии Омской области, профессор. КОММЕНТАРИЙ: к-159 200743 очень хочу, чтобы откровенно Вы высказались. У каждого своя тема с той или другой стороны – всё это вместе позволит всё – таки определить на каком этапе мы находимся. И куда мы пойдём дальше. Даже не исключается вопрос: «А следует ли идти дальше?”. Учёные должны сказать это. Мы политики, мы знаем – что следует и будем идти, но что скажут учёные в этом плане – может мы ошибаемся 0817 поэтому я надеюсь на продуктивный разговор и думаю, что через два дня мы выйдем отсюда обогащёнными новыми знаниями, новой позицией, но и всем остальным, что на сегодня так необходимо 0835)) И как бы откликаясь на приветственное слово, разговор на конференции действительно шёл не только на строго научные темы. Так или иначе, доклады касались современности. И главная из озвученных проблем – сохранение культуры российских немцев. ((СИНХРОН ХР 00:01:05 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Альфред Айсфельд ТИТР: заведующий Геттингенским отделением Института культуры и истории немцев Северо-Восточной Европы, доктор философского факультета Мюнхенского университета, заместитель председателя правления Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (Геттинген). КОММЕНТАРИЙ: к-159 194442 на сегодняшний день мы имеем дело по большей части с немцами, родившимися в смешанных семьях, а это означает, что они по большей части утратили характерные для немцев черты культуры, знание языка утратили 4505 + 195502 упор должен делаться на изучение языка, начиная с семьи, самого детского сада и проходя по всем образовательным инстанциям 5512 несомненно надо делать упор на художественную самодеятельность на сохранение устной культуры, она легче передаётся, легче сохраняется чем написанная. На издание книг, создание библиотек, комплектацией литературой которую читают, а не ставят на полку 5544)) В рамках конференции помимо слушаний докладов, прошла и своеобразная практическая часть: участники побывали в Азовском национальном районе в местах первых поселений немцев в Сибири, познакомились с современным состоянием дел в этом уникальном муниципальном образовании. Уникальном потому что район был создан областной властью и общественниками в условиях когда российское руководство не то, что сквозь пальцы смотрело на массовый отъезд российских немцев, но даже создавало для этого благоприятные условия, а государственная национальная политика практически отсутствовала. ((СИНХРОН ХР 00:01:00 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Николай Аркадьевич Томилов ТИТР: директор Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, профессор, доктор исторических наук. КОММЕНТАРИЙ: к-159 201735 каждый регион имеет свои особенности – хотя бы просто из – за того, что там проживают разные народы и национальности и нужно, чтобы было местное законодательство в этом отношении. Закон о национальной политике был создан в Омской области, но к сожалению прокурорская служба на него быстро наложила вето т.е. не учитываются частные национальные особенности, а они везде разные и они играют существенную роль. И красота нашей жизни в многоцветии наших народов, но о нём нужно заботиться, создавать основу для развития групп, хотя бы просто для нормального функционирования, чтобы каждый человек чувствовал себя дома, защищённым, чтобы каждая этническая группа чувствовала себя защищённой 1835)) А для этого создаются и поддерживаются общественные национальные объединения, проводятся культурные акции областного масштаба. Тот же Азовский район как административная модель помогающая сохранить национальную культуру. Культуру без которой не мыслимо существование любого народа. Доктор Айсфельд, был в своё время советником министра Внутренних дел ФРГ советником по вопросам немецких диаспор за рубежом. И хорошо знает, что значит культурная составляющая национальной политики. ((СИНХРОН ХР 00:02:12 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Альфред Айсфельд ТИТР: заведующий Геттингенским отделением Института культуры и истории немцев Северо-Восточной Европы, доктор философского факультета Мюнхенского университета, заместитель председателя правления Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (Геттинген). КОММЕНТАРИЙ: к-159 5544 и конечно же нужен обмен школьниками и молодёжью – в них будущее и чем больше молодых людей получат возможность познакомиться с культурой Германии, увидеть её своими глазами, тем лучше будет для всего населения района и области 5607 – Чем лучше? Тем, что новые людские ресурсы Германия получит? – Нет. Тем, что в сравнении можно будет определить своё собственное положение и увидеть, что – то полезное для своей жизни здесь на Омской земле 5621 – На Ваш взгляд германское правительство планирует дальнейшие льготы для мигрантов? Или нет такой надежды на миграцию из России как на людские ресурсы? 5638 – Дело в том, что правительство Германии само искусственно занизило количество принимаемых в течении года этнических немцев, то ошибочное мнение, которое бытует в СМИ – Германское правительство якобы вербует, заманивает, перетягивает этнических немцев – было необоснованным с самого начала. Надо знать подоплёку этого приёма, который был компенсацией российским немцам за тот ущерб, который они понесли из – за развязывание войны Германией, а не переманиванием людских ресурсов отсюда туда. 5738 ну а что касается будущего, то сейчас количество снизилось до 15 тысяч с тенденцией сведения к «нулю”. 5752 на омской земле – немцы останутся 5756)) СТУДИЯ Никитин Что бы сейчас не говорили представители Германии, но поток людских ресурсов из стран бывшего СССР для них был явно предпочтительней чем переселенцы из Албании, Боснии или Турции. Доктор Айсфельд сам в интервью нашей программе сказал, что им ближе представители христианской культуры нежели иной. И большАя часть российских немцев уже стала гражданами ФРГ, причин тому много и ПОМИМО политики Германии, но… былого уже не вернёшь, тем более что былое это тысячи семей уже обросших на новом месте финансовыми, трудовыми, общественными обязательствами. Хотя не мало случаев когда и они возвращаются на Родину в Россию. Но это отдельная тема, которая обязательно будет звучать в программе “Национальный характер”. ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Вот и время отведённое нам в эфире подошло к концу. Наш разговор о жизни национальных общественных объединениях, о примерах сохранения народных традиций, о национальной культуре вообще, мы продолжим в эфире ГТРК Омск в следующих выпусках программы “Национальный характер”. И прощаясь доследующей встречи на двенадцатом канале все кто работал над передачей желают мира Вашему дому! ЗАСТАВКА

Познакомься с народом
Напишите мне



Hosted by uCoz