ЗАСТАВКА СТУДИЯ Никитин Здравствуйте! В эфире ГТРК Омск программа «Национальный характер”. Сегодня мы познакомимся с батыром черпающим силу от родной земли, узнаем о глубоко законспирированной организации действовавшей у нас в области в годы великой отечественной, а начнём с видеорассказа, который наша группа снимала в Таврическом районе. Где именно? Можно сказать что прямо в поле, а можно обозначить это место как аул Кожан – Бекен. А можно назвать его и местом где каждый год собираются люди, показывающие пример бережного, трепетного, святого отношения к своим корням, своему прошлому, к истории своей, пусть малой, но Родины. Аул СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:00:07 СИНХРОНСХ 00:07 LIFE к-141 000101 асалам малейкум 0108+0042)) Каждый год, летом собираются в одном из лесков близь Сосновского Таврического района десятки бывших жителей бывшего аула Кожан-Бекен. В шестьдесят восьмом году покинул свой дом последний местный аксакал. Не по своей воле покинул. ((СИНХРОН ХР 00:01:00 СИНХРОНСХ 01:00 Синхронируемый: Бахтобай Малаев к-141 0620 Я тогда учился в училище на тракториста. И тогда везде писали, обсуждали, что надо укрупнять деревни. Стирать грань между городом и деревней. Сравнять все народы, благоустроенные дома построить. Скот не надо держать, а если надо сеять будут вывозить колхозников на стан. Короче такая программа была глупая и не дальнозоркая 0720)) Уже почти сорок лет как нет здесь домов, как забросали землёй два озера, думали будет пашня но ничего не выросло. Невзлюбила земля Кожан-Бекена новые порядки. И было за что невзлюбить: ликвидаторы так называемых «неперспективных” деревень убирали из малых отделений производство - фермы. А на кого не действовала безработица, того сковырнули другим варварским способом. ((СИНХРОН ХР 00:01:07 СИНХРОНСХ 01:07 Синхронируемый: Магжан Буланов к-203 001024 Закрылась первая - это школа. Куда детей девать? В другую школу не отпустишь, тогда как сейчас нет школьных автобусов. Я вот сам 4 км. Пешком ходил. А когда закрыли школу ну и начали разъезжаться, но когда увидели, что есть ярые, преданные своей земле, они что сделали? Кругом обпахали! По самую калитку. Не то, что скотину - самому некуда ступить. 1131)) ((СИНХРОН ХР 00:01:03 СИНХРОНСХ 01:03 Синхронируемый: Исламбек Жусупов к-141 001433 сидим летом, сидим зимой - без работы! Ничего нет! А на личном хозяйстве разве далеко уедешь? С коровой, с кобылой? Ещё кобылу Хрущёв налогом прижал - бедную кобылу некуда девать! И продали кобылу, налог был на неё 250 рублей! А продали её за 400. То есть налог половина стоимости кобылы. Потом когда продали кобылу и переехали - налог убрали, пришлось обратно покупать. Вот беда была! 1536)) Почти десять лет понадобилось на то, что бы по всей России были ликвидированы тысячи деревень. Но из того, что задумывали реформаторы, удалась только первая часть - ликвидация. А созидание… в больших хозяйствах коммунистического типа… было только на бумаге. На примере того же Кожан-Бекена видно, что лишь пятая часть людей сорванных с родной земли переехала в центральные усадьбы новообразованных совхозов. Остальные разъехались по райцентрам и городам. ((СИНХРОН ХР 00:00:41 Синхронируемый: Кадыр Хусаинов к-141 0641 вот у нас в Будёновском сельском совете 12 аулов были но они все карликовые, хотели укрупнить, но не получилось. Разъехались потому, что нашим старожилам даже кобылу запретили держать в совхозе, а это же их единственная надежда: и мясо, и кумыс, и тягловая сила. От этого они не хотели избавиться и уехали многие в Казахстан 0722)) От Алма-Аты до Омска разбросало уроженцев Кожан-Бекена. Но в две тысячи первом году на открытие памятного знака своему аулу, своей малой Родине приехали почти все. Не одни приехали: с детьми приехали и с внуками. ((СИНХРОН ХР 00:00:30 Синхронируемый: Амангельды Жусупов к-203 000147 мы здесь концерт проводили, было театральное представление, я написал сценарий потом я родословную написал как кто откуда. И этот весь материал вошёл во вторую мою книгу теперь вся молодёжь знает родословную 0217)) ((СИНХРОН ХР 00:00:17 LIFE к-203 000259 Амангельды поёт)) ((СИНХРОН СХ 00:24 Синхронируемый: Бафатима Буланова к-141 000047 вспоминаем своё детство в этом ауле. Вот есть у нас знакомые, у всех дети. Чтобы они знали друг-друга, чтобы когда они вырастут не забыли свой аул родной. Чтобы они также продолжили, то, что мы для них сделали 0109)) ((СИНХРОН ХР 00:00:25 LIFE к-141 000130 бабушка поёт)) ((СИНХРОН ХР 00:00:18 Синхронируемый: Аселя Жусупова, Рауша Нурмагомбетова к-141 000204 - Как называется место? Знаете? - Да! Кожан-Бекен. Рассказывали про всё дедушки. - А вот то, что здесь Ваши бабушки готовят, учитесь? - Да мы приобретаем понемногу навыки 0222)) ((СИНХРОН ХР 00:00:37 LIFE к-141 0438 бабушки учат)) ((СИНХРОН ХР 00:00:30 Синхронируемый: Хайрат Жусупов к-141 00237 - А когда приезжаете сюда, есть ощущение, что стоите на земле своего рода? - Конечно! Это такое приподнятое ощущение, что действительно стоишь на своей родной земле. Т.е. кому - то нужен ещё, своих детей воспитываешь. Хорошее мероприятие, спасибо старикам! Что открыли памятник, что в этот день нас.. нет не приглашают, мы сами приезжаем, в этот день сами едут люди сюда 0302+0217 побывать на месте старого аула, почувствовать себя сыновьями этой земли 0223)) ((СИНХРОН ХР 00:01:37 Синхронируемый: Магжан Буланов к-203 000827 Всё таки я мог бы и забыть за 39 лет, но не забывается: здесь каждый куст, каждый пенёк со мной разговаривает, потому, что прошло здесь моё детство, молодость и оно всё в моём головном компьютере записано, до последнего дня будет вспоминаться и мы поэтому собираемся. - Внуков не приходится уговаривать сюда ехать. - Нет просто говорю им: “Едем в родные края”. И здесь же ведь у нас могилы и мы Коран здесь читаем, молитвы. Рассказываем, что здесь лежат наши предки, кто они, кем приходятся, чтобы подрастающие знали откуда корни, чтобы они не говорили, что с луны свалились, а вот с этого места они. И это должен знать каждый и тогда у нас будет больше дружбы больше любви друг к другу 1003)) Встречей поколений назвали эту традицию аксакалы. Встречу грустную - потому, что нет аула. И встречу радостную потому, что есть аул. Живёт Кожан-Бекен в сердцах своих детей и будет жить до тех пор живут воспоминания и любовь к своей малой родине в душе хоть одного человека. Об этом и говорят за гостеприимным достарханом. Об этом и поёт акын. ((СИНХРОН ХР 00:00:44 LIFE к-203 000259 Амангельды поёт)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Ну а может ли человек в ОДИНОЧКУ пытаться сохранять культурное наследие предков? Есть случаи когда не то что пытается, а делает это. Эркемен Кунанаков – студент Омского аграрного университета как настоящий батыр из Алтайского эпоса черпает силы от родной земли, от того, что можно взять с собой, уезжая на пять долгих лет учёбы из отеческого дома в студенческое общежитие. Эркемен СЮЖЕТ Кузьменко ((СХ 00:17 Комментарий:Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность:Титр: кас 177 16 41 03Играет на варгане)) ((СХ 01:58Комментарий:Синхронируемый: Эркемен КунанаковДолжность:Титр: кас 177 16 42 24 Вопр. Эркемен, это наверное лошади скачут?Отв. Да это скачут лошади и люди разговаривают. Этим инструментом можно разговаривать. Можно сказать через это инструмент всем известное слово Алтай /играет/ Вопр. А как бы ты сказал на этом инструменте город Омск? Отв. Сейчас попробую /играет/ Вопр. А Сибирь? Отв. Сейчас попробую /игрет/)) Эркемен Кунанаков - без родной алтайской музыки не может и дня прожить, хотя выбрал для себя профессию агронома. На учебу в Омск в аграрный университет приехал из горного Алтая, с аттестатом средней школы и… со своими музыкальными инструментами. ((СХ 00:28 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен КунанаковДолжность: Титр: кас 177 16 43 51 Это самый сложный инструмент, самый загадочный, чем больше будете играть, тем больше он будет расскрываться. На этом инструменте, когда мастера играют можно заслушаться , но я , к сожалению, еще этого не достиг.)) Вместе с варганом Эркемен привез не мене загадочный инструмент - Ток-шур. По тюркской легенде на этом инструменте играли лесные языческие богини, оставив людям лишь смутные изображения этой алтайской домбры на скалах. И поэтому каждый мастер имеет право сам сделать ток- шур таким каким он его представляет. Эркемен сделал свой ток- шур из старого кедра, поскольку это дерево -символ его родного края. ((СХ 00:10 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 177 16 39 44 Переборы на ток-шуре.)) ((СХ 00:19 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 177 16 36 55 Я инструменты всегда беру с собой , даже если уезжаю на два дня, я инструменты никогда не оставлю. 16 37 34 Я с собой ношу все инструменты, они оберегают.)) Музыкальные инструменты для Эркемена - это дорогие воспоминания о семье, о родном селе, поскольку, по его религии, а он себя относит к язычникам, брать с собой, в дорогу,фотографии близких людей нельзя, считается, что так можно надолго оторваться от отчего дома. ((СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Должность: Титр: кас 177 16 51 55 Играет для ребят.16 39 57 Эта песня про природу, про природу Алтая, про воду какая она вкусная, какие высокие горы и какие лошади на Алтае, про свой народ.)) Тема красоты и мудрости природы, ее взаимоотношения с человеком - это основная мысль тягучих алтайских напевов. И хотя на первый взгляд, эта музыка кажется непонятной, однако мысли и чувства, которые она будит в человеке близки каждому. В кругу своих друзей, сокурсников, соседей по студенческому общежитию алтайская музыка Эркемена уже давно нашла своих почитателей. ((СХ 00:17 Комментарий: Синхронируемый: Петр Юрченко Должность: Титр: кас 177 17 01 25 Вопр. Ты сам родом откуда? Отв. Я из Калачинского района, село Воскресенка. Вопр. Воскресенку не напоминает? Отв. Воскресенку, немного напоминает, у нас так же лошадей разводят, много всего. Но дом напоминает хорошо.)) ((СХ 00:16 Комментарий: Синхронируемый: Александр Плотский Должность: Титр: кас 177 16 57 54 Он поет красиво, я много раз слышал такую музыку, но только где-то на радио, на телевидение, а в живую ни разу не видел. И эта музыка привлекает тем, что звуки, такие красивые живые, я такие звуки не разу не слышал.)) Традиционное алтайское пение - это горловое пение, и волшебным голосом вобравшим в себя звуки ветра, шума воды и горного эха природа певца награждает редко. ((СХ 00:37 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 177 17 02 01 Надо иметь частичку природного данного, которое передается из поколения в поколение генетически. У меня дед пел, и как бы через поколение передается. 17 03 17 Мы познаем мир по разному, и певец горлового пения воспринимает мир по своему. Есть легенды, которые передаются устно из поколения в поколение, эти песни называются сказки горлового пения. В них отражается жизнь народа его история.)) ((СХ 00:30 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 044 17 13 55 - фрагмент горлового пения. кас 177 17 06 28 Горловое пение у нас считаеся священным Все сказители -это тоже священные люди, которые оберегают историю целого народа, и не только одного народа, но и наследие всего человечества.)) Даром горлового пения обладает человек ,как правило, физически выносливый, поскольку исполнение музыкального повествования может длится до двенадцати часов. ((СХ 00:40 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность:Титр: кас 177 17 05 33 Вопр. А зрители выдерживают 12 часов слушать? Отв. НЕ знаю у каждого человека свои возможности. Бывает засыпают. Когда у них спрашиваешь, что ты видел, что ты ощущал. Они говорят, мы видели твоими глазами, видели природу как лошади двигались, как люди. И когда я останавливаюсь, люди просыпаются.)) ((СХ 00:35 Комментарий: Синхронируемый: Дмитрий Мороков Должность: Титр: кас 177 17 00 02 Как я его спрашивал, это должно быть специальное голосовое развитие, ну я вот,например, не смогу эти звуки, этот горловой свист, это наверное от природы. Вопр. А что он за человек Эркемен? Отв. Хороший , конкретный человек, добрый, не чем не откажет по жизни. Вопр. А девчонки его любят? Отв. Да много у него девчонок в комнате сидит, приходят часто, тоже музыку слушать.)) За суетой шумной студеческой жизни время бежит как быстрый ручей, не за горами уже и встреча с родным Алтаем, Эркемен его называет золотым Алтаем, и мечтает на своей родине развести редкие сорта винограда, агроном все-така, поэтому самым главным своим призванием в жизни считает служение природе, земле, родному краю. ((СХ 00:40 Комментарий: Синхронируемый: Эркемен Кунанаков Должность: Титр: кас 044 17 17 46 Песня с наложенным переводом текста/ Благодари , где ты живешь, где ты родился, передай свои самые лучшие чувства земле, людям, растениям и животным. Это и есть счастья птица моей души, которая дает мне частицы радости и частицы любви природы.)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин В одном из прошлых выпусков нашей передачи мы рассказывали об экспозиций в областном музее народного образования, посвящённой истории омских харбинцев. Надо сказать, что этот музей порадовал своих посетителей ещё одной выставкой рассказавшей ещё об одной интереснейшей странице истории Омской области. Об этом периоде в жизни нашей страны, а именно о годАх Великой Отечественной сказано и написано не мало, но эта экспозиция о не совсем обычном эпизоде, не обычном по выражению, но по сути абсолютно гармоничном в царившем тогда духе. Тимуровцы СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:00:50 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Никитин КОММЕНТАРИЙ: (по улице у военкомата) к- 79 032027 в июне, июле сорок первого мальчишки из села Горьковское, как и их сверстники по всей стране буквально осаждали военкоматы, забрасывали комиссаров заявлениями, просьбами, рапортами с мольбами, а то и требованиями немедленно взять их на фронт бить фашистов. Но, как и по всей стране, им отказывали, говорили, что они ещё не доросли, тем что постарше, отвечали тактичнее, что здесь в тылу вы нужнее. Взрослым легко СКАЗАТЬ, а понять подростку куда сложнее: как так? Идёт война, а ты сидишь здесь за тысячи километров и ничего не делаешь для победы над врагом? И местные мальчишки решили создать СВОЮ армию, которая будет вести СВОИ действия, пусть не боевые, но также приближающие победу)) своеобразным руководством, инструкцией по созданию такого формирования стала вышедшая незадолго до начала войны книга Гайдара «Тимур и его команда”. А каков фронт? Куда направить силы? Что было главной угрозой в глубоком тылу? Ответ на эти вопросы нашёлся сам собой с наступление осенних холодов. ((СИНХРОН ХР 00:00:39 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Никитин КОММЕНТАРИЙ: (У ПОЛЕННИЦЫ) к-83 031621 “Чтоб сирОтам нашим и вдовам жизнь мачехой злой не была, - да здравствует солнце, да скроется мгла!” - записки вот с таким возвышенно - поэтическим содержанием могли найти в своих дворах жёны и матери ушедших на фронт. Причём записки были прикреплены к поленницам только, что напиленных и уложенных дров. Представляете себе радостное изумление женщин однажды утром видевших, что неизвестно кто за ночь сделал работу к которой одиноким бабам с ребятишками и подступиться было страшно. “… да здравствует солнце и скроется мгла…” и подпись “Тимуровцы”)) Таинственные ночные помощники выбирали дворы самых нуждающихся. Семьи, где на фронт ушли ВСЕ мужчины, а родственников среди односельчан не осталось. ((СИНХРОН ХР 00:00:20 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Никитин КОММЕНТАРИЙ: (У РЕДАКЦИИ) к-79 032300 вот здесь в редакции районной газеты “Горьковский вестник”, а тогда в годы войны она называлась “Трибуна коммунизма” первыми стали узнавать о таинственной организации, ведь именно сюда обращались красноармейки - жёны фронтовиков с просьбой написать заметку со словами благодарности добрым и очень скромным людям.)) Все члены команды, а поначалу это было лишь несколько мальчишек, учились в одной школе, и по сей день сохранилось здание, откуда после уроков спешили на свои боевые посты участники таинственной организации. ((СИНХРОН ХР 00:00:25 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Никитин КОММЕНТАРИЙ: к-83 024917 (на подходе в баньку) Вот в такой же деревенской бане, скрытой от глаз взрослых и заседал штаб тимуровского отряда. На заседание которого могли попасть только свои - на каждый день был новый пароль, так, что прокрасться сюда незаметно потенциальный враг не мог. (часовой спрашивает пароль и журналист отвечает и следующий план внутри)) ((СИНХРОН ХР 00:01:05 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Никитин КОММЕНТАРИЙ: к- Здесь при свете “керосинки” составлялись планы, выписывались благодарности, выдавались членские билеты тимуровскому пополнению, но только после испытательного срока и процедуры принесения священной клятвы. “Я член ВТК, сознавая, что в настоящее время моя страна ведёт войну за мою жизнь и будущность, обязуюсь ей помогать по моей возможности и даю клятву, что я буду строго хранить тайну нашей команды и выполнять беспрекословно решения штаба ВТК. Если же я отступлю от этой клятвы и предам своих товарищей, то пусть покарает меня презрение всех членов нашей команды и изгонят меня они из своей команды”.)) Изгнание из команды - это была высшая мера наказания. Но к ней прибегнуть так и не пришлось, а вот пополнялся отряд очень существенно, ведь трудно было утаить от своих одноклассников, а особенно одноклассниц, то, где и с кем ты проводишь свободное время. А кто узнавал естественно хотел стать бойцом - тимуровцем. ((СИНХРОН ХР 00:00:40 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Никитин КОММЕНТАРИЙ: (ПИЛЯ ДРОВА) к-83 030314 что кавалерист без сабли, то тимуровец без пилы - это девиз военно-тимуровской команды из Горьковского. Девиз достаточно точно определивший то, чем больше всего внесли местные тимуровцы свой вклад в общенародную победу. Сотни кубометров дров были распилены для жён и матерей, проводивших на фронт своих мужиков и оставшихся в годы войны без их поддержки. Здесь для взрослого - то человека работа не из лёгких, а то пятнадцати, четырнадцати, двенадцатилетние пацаны и девчонки, по ночам, после учебного и трудового дня (пилит) в темноте как можно тише (пилит) до кровавых мазолей)) Всё тайное - становится явным, даже если это тайна не зловещая и никто не спешит её разоблачать. Но в стране с одной идеологией была монополия и на добрые поступки. ((СИНХРОН ХР 00:01:28 СИНХРОН ХР 00:01:51 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Яков Вильгельмович Адам ТИТР: директор краеведческого музея Горьковского района КОММЕНТАРИЙ: к-0.083 024517 по нашим данным в конце 42 начале 43 года, членов тимуровской команды, её руководителей пригласили в райком комсомола, зачем их пригласили - они не догадывались, но когда они пришли им сказали, что мы о Вас знаем очень давно, но всё как - то не решались вывести на белый свет, а теперь мы Вам предлагаем стать организованной единицей нашей и оказывать активную поддержку нам в выполнении различных заданий райкома, ну ребята согласились и с начала 43 года работали под организованным руководством райкома комсомола 4610 здесь им райком комсомола кроме тех заданий, которые они выполняли сами по себе - оказывали помощь семьям крсноармейцев, Райком комсомола давал им задание оказывать помощь предприятиям. То есть они заготавливали дрова, в частности вот у нас вы видите (показывает) сохранилась фотография с заготовки дров для маслозавода, заготавливали дрова и для своей школы)) Григорий Середа, Борис Пронь, Лев Раенко эти имена мальчишек из Горьковского теперь навеки запечатлены на мемориале погибшим в годы Великой отечественной, они едва дождавшись своих семнадцати пошли на фронт и погибли. Годы и болезни унесли из жизни и других тимуровцев. Но все кому пришлось общаться с участниками ВТК из Горьковского отмечают как особенно относились они друг к другу даже спустя десятилетия после войны. ((СИНХРОН ХР 00:00:25 СИНХРОН ХР 00:00:9 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Надежда Николаевна Кузина ТИТР: зам. Директора городского дворца детского и юношеского творчества, в 1980 году руководитель музея пионерского движения КОММЕНТАРИЙ: к-321 153729 Они тоже с огромной теплотой вспоминали, хотя и трудное детство. Все сохранили эту искреннюю дружбу, вот такую взаимную поддержку, вот этот дух, желание помочь всеми силами своей души, вот это каждый сохранил и после того как они разъехались из села они встречались переписывались, потому, что жизнь всех разбросала по Советскому Союзу, но тем не менее этот дух они сохранили, дух этой команды и преданность дружбе 3818)) ((СИНХРОН ХР 00:00:58 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Валентина Васильевна Житникова ТИТР: учитель истории школы № 2 р.п. Горьковское КОММЕНТАРИЙ: к-0.083 031007 сегодня мы, к сожалению, не можем показать последних тимуровцев, Недавно совсем умерла Кузнецова Нина Степановна, тимуровцев живых в Горьковском не осталось, но тимуровское движение в Горьковском живо до сих пор! После войны тимуровское движение развивалось во всех школах Горьковского района - ребята оказывали помощь пожилым людям, колхозам и совхозам. Тимуровское движение живёт и сейчас + правда оно стало сейчас не таким романтическим: сейчас за классами закреплены ветераны войны и труда и ребята оказывают посильную помощь в посадке картофеля, вскопать огород, сложить дрова, прибрать мусор 031105)) В краеведческом музее Горьковского, областном музее истории образования, в народном музее истории детских движений бережно хранят экспонаты связанные с этой военно - тимуровской командой, которая появилась не по указке сверху, не по инициативе комсомольских и пионерских дружин, а родилась из внутренней потребности самих ребят помочь своей Родине. ((СИНХРОН ХР 00:01:27 СИНХРОН ХР 00:01:27 СИНХРОН ХР 00:01:2 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Татьяна Ивановна Гунина ТИТР: руководитель народного музея истории детских движений Омской области КОММЕНТАРИЙ: к-321 152310 когда ребята приходят в музей странички военной истории их интересуют и вот дети разных поколений они внимательно слушают об этих событиях, им это интересно. Конечно, сложно сказать, будут ли они брать пример для себя и станут ли они повторять эти поступки, но тем не менее этот пример, те трудности - они вызывают у нынешнего поколения чувство уважения. И это я могу сказать совершенно определённо. 152340)) Все эти уникальные экспонаты, и ещё личные дневники сохранил для истории начальник штаба военно тимуровской команды из Горьковского Виталий Голубцов. Его сын Михаил получил в наследство не только эти трогательные рукописные документы, но и тимуровский дух. Долгое время он сам возглавлял тимуровский отряд омской двадцать четвёртой школы и как отец но уже в семидесятые годы, чем мог помогал семьям ветеранов, жившим в кирпичном посёлке. И идеалы Тимуровского движения он считает актуальными не зависимо от времени. ((СИНХРОН ХР 00:01:10 СИНХРОН ХР 00:01:3 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Михаил Витальевич Голубцов КОММЕНТАРИЙ: к-0.076 171400 а идеи они были на святых принципах созданы, на заповедях божьих. Т.е коммунизм взял идеи православия и трансформировал их в общество 171422 и то что люди делали - это в порыве душевном и искренне - вот это совершенно точно! Люди болели за свою страну, за своих соседей. Ведь страна - это не такая огромная страна! Это твоя семья, соседи, твой дом, твоя улица - вот это и есть страна! И люди просто когда страна была на пороге войны от взрослым детям передалось ощущение этой боязни, что может светлое будущее пропасть и она боролись за светлое будущее за свою лучшую жизнь 171509 материальных благ это им не давало хотели жить для всех и это было искреннее чувство 171523)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Ну вот на этом сегодня и всё. До следующей встрече в эфире, как всегда через две недели когда авторы программы «Национальный характер” планируют рассказать о самых, что ни на есть народных, но к сожалению почти забытых музыкальных инструментах. Поиграем на гУслях, калюках, рожке. Побываем в гостях у Акына, который сыграет нам на казахской домбрЕ и расскажет легенду о том как появился этот древнейший инструмент. Так что не пропустите! Вы увидите и услышите много интересного. До встречи в эфире ГТРК Омск. Мир Вашему дому! ЗАСТАВКА