ЗАСТАВКА СТУДИЯ Никитин Здравствуйте! Согласно результатам опроса проведённого фондом общественное мнение лишь пятьдесят процентов россиян знают о событиях произошедших в карельском город Кондопоге. А половина из их числа ответили, что что – то слышали об этих событиях. Выходит, что лишь четверть наших сограждан знают о событиях, которые уже третью неделю остаются в центре внимания общественных и государственных деятелей, политологов и социологов. Все главные институты, изучающие общественное мнение посвятили событиям в Карелии не один десяток своих исследований. Точнее не самим выступлениям против выходцев с Кавказа и погрому, а тем процессам, что привели к этой ситуации и к каким последствиям они ещё МОГУТ привести. /// Что касается Сибирских регионов и омского в частности, о том как здесь складываются межнациональные отношения и возможны ли у НАС подобные волнения в сегодняшней передаче мы узнаем мнение на этот счёт имама из Турции, который двадцать лет служил в мечети в Финляндии и его жизненный опыт позволяет делать сравнения и выводы на эту тему. Также познакомимся с откликами на события в Кондопоге представителей национальных общественных объединений. И, конечно, исследования социологов помогут нам увидеть более полную картину. ОТБИВКА Социолог СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:01:07 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Юрий Попков ТИТР: профессор, догтор социологии, зав. Отделом социологии института философии и права СО РАН КОММЕНТАРИЙ:)) о том, что в этой сфере нужна осторожная, выверенная до мелочей работа всех государственных органов, особенно силовых, говорил в бюджетном послании наш губернатор. ((СИНХРОН ХР 00:00:17 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Леонид Полежаев ТИТР: губернатор, председатель правительства Омской области КОММЕНТАРИЙ: к484 010127 борьба с межнациональной рознью, которая сегодня пышным цветом расцветает на многих территориях нашей страны и которая является побуждающим фактором дестабилизирующем экономическую и социальную абстановку в стране 0145)) И уже стало правилом, что в проекте областного бюджета получила материальную основу национальная политика в области культуры. Что признаётся специалистами как крайне важная мера. Подтверждают это и виднейшие в Сибири исследователи современных этнических процессов. ((СИНХРОН ХР 00:01:07 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Юрий Попков ТИТР: профессор, догтор социологии, зав. Отделом социологии института философии и права СО РАН КОММЕНТАРИЙ:)) СТУДИЯ А данные ВЦИОМ, ВСЕРОССИЙСКОГО центра изучения общественного мнения говорят о том, что пятьдесят семь процентов опрошенных россиян считают ВЕРОЯТНЫМИ столкновения на национальной почве в своем населенном пункте. Полностью отвергают возможность межнациональных стычек в том регионе, где они живут только десятая часть опрошенных, и чуть более четверти полагают, что это скорее невозможно. Примечательно, что большой процент пессимистов набирается за счёт столиц: Москвы и Санкт-Петербурга, где почти девяносто процентов респондентов считают столкновения возможными. В малых городах мнения разделились почти пятьдесят на пятьдесят, а в сёлах преобладает точка зрения, что таких столкновения невозможны. То есть чем дальше от столицы, политиков и денежных потоков тем вероятность межнациональных конфликтов меньше. Представители национальных центров СЮЖЕТ Никитин ((СИНХРОН ХР 00:01:07 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Гафия Абдрахмановна Алеева ТИТР: председатель национальной-культурной автономии татар г. Омска КОММЕНТАРИЙ: к-161 125142 - Как Вы считаете возможно ли повторение событий подобных карельским у нас в Омской области? 5147 - я считаю, что нет, потому что в Омской области издавна между народами крепкая дружба. Вот на примере Дома Дружбы я хочу сказать: вот тут в Доме Дружбы находится много наций: 22 - 23 центраработают вместе. Всё проводим вместе все праздники - нам нечего делить. К татарам немцы в гости заходят, казахи и другие. Мы к ним приходим 5222 у нас в Омской области правительство и министерство культуры хорошо поставили эту работу - у нас вот сейчас проходит фестиваль “Единение”, под этой эгидой мы проводим татаро-башкирскую декаду 5243 в этой декаде участвуют не только татары и башкиры но и другие нации 5249)) ((СИНХРОН ХР 00:02:01 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Галымжан Крыкбесович Ахметов ТИТР: преседатель совета старейшин Омской области КОММЕНТАРИЙ: к-161 123800 Возможно ли такое что произошло в Карелии? В наше время в нашей Омской области не произойдёт. Ну это то, что произошло в Карелии - у нас ведь сейчакс есть такие людие, которые занимаются криминалом и коррупцией. И чтобы отвлечь от этого они и устроили эти столкновения. 3827 + 3852 у нас работает политика очень сильно в Омской области3905 + 3912 ко мне обращаются цыганская диаспора, немецкая, татарская, русская диаспора безразлично для них 3924 + 3944 не говорим, что мы сделали татарам хорошо или казахам или цыганам здесь все равны как братья и сёстры 3955 + 4101 Омск он для многих регионов пример в плане межнациональных отношений. Одно время он был третьей столицей это ведь не нами придумано поэтому вот допустим в сталинские репрессии приезжали сюда эстонцы и латыши и другие национальности. Смотрите: была война - сюда приезжали блокадники из Ленинграда приезжали и другие нации, вот в Армении было землетрясение смотрите армянская диаспора. Как принимает этот Омск! Не властные структуры, а народ - видите как дружно! 4254 + 4318 Они все считают - это наша Родина! Наш общий дом! 4322)) ОТБИВКА Теперь более подробно о том, что сказали уважаемые представители общественных организаций. О конкретных мероприятиях областной национальной политики. Вот как раз в эти дни у нас в области проходят дни татарской и башкирской культуры, сегодня в Таре – конкурс татарской песни "Новая звезда" и большой концерт участников завтра. До этого в ОМСКЕ прошли литературные вечера и благотворительные акции. А открывались дни в краеведческом музее. Дни татарской культуры СЮЖЕТ Кузьменко ((СИНХРОН ХР 00:00:10 ТИТР: 11 24 52 Песня на татарском.)) Когда люди сохраняют национальную культуру, язык, значит они сохраняют свою родину, поэтому и на вечере дней татаро- башкирской культуры, звучали песни и приветственные речи в основном на родном языке. В зале было много ребятишек, молодежи и для них встреча с родной культурой во многом стало открытием. ((СИНХРОН ХР 00:00:15 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Гульсена Ахмирова редактор газеты "Татарский мир" ТИТР: 11 26 22 Очень хорошо, что вот такие праздники как раз вносят свою лепту в сохранении языка, потому что каждый народ должен знать свою культуру, традиции, и именно через такие праздники можно узнать о них побольше и поглубже.)) Узнать истоки родной культуры, еще раз встретиться с земляками именно этим и дороги национальные праздники на которые люди одной национальности стремяться приехать из разных уголков земли. Именно на такой праздник встречали гостей Нагим и Римма Мухамадулины. А приехали к ним земляки из далекой Турции, приехали на родную землю, к своим друзьям и родственникам. По традиции дорогих гостей встречали национальным медовым угощением чак-чак, который у татар также распространен как и у русских хлеб-соль. Гости из Турции считают себя сибирскими татарами, ведь их историческая родина. ((СИНХРОН ХР 00:00:40 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Венера Елйлдырым ТИТР: 00 06 56 Большереченский район, деревни яланкуль, уленкуль , кошкуль, вот эти 3-4 деревни, вот они все вместе уехали и поселились в Турции. Вопр. А каком году это было? Отв. Ну вот уже сто лет как они прибыли туда.+ 00 10 22 Внешность у них не отличается , даже кто-то похож на родственников наших. Все обычаи остались , и срепня у них такая же, и суп такой же варят, что мы и здесь готовили наши татары, все там тоже. И язык у них сохранился, поэтому общий язык с ними находим , татарский язык они не потеряли.)) Венера Елйлдырым, единственная кто в семье гостей говорит по русски, а все потому , что родилась и выросла она в Омске, куда и приехал ее будущий супруг Эрджумер, искать невесту. Теперь у них уже дочка Диляря, которая к сожалению по русски не знает ни слова. А вот Венера все чаще скучает по родине. ((СИНХРОН ХР 00:00:27 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Венера Елйлдырым ТИТР: 07 40Россия зовет все-таки, я скучаю по родине, скучаю по подругам , по земле, по родителям, по друзьям.+ 07 58 В первое время четыре года я не была в России. Конечно Россия очень изменилась, лучше тут стало жить.)) Гости и хозяева легко понимали друг друга ведь их общий язык татарский почти не претерпел изменения, а вот с нами могли говорить только с помощью передчика. ((СИНХРОН ХР 00:01:00 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Сенеяс Мирхалеева, Анвар Елйлдырым ТИТР: 00 18 43 Он двадцать лет проработал в Финляндии , в главной мечети Хельсенки мулой, сейчас он на пенссии+ 19 35 (говорит по татарски) Пока я не приехал сюда, я считал , что здесь жизнь очень тяжелая. Когда я увидел мечети, был в деревнях и посетил религиозных людей. И где бы я не был и в мечети, и у людей жизнь оказалась лучше чем я думал. + Где бы я не был кто бы меня не пригласил в гости , я видел , что люди живут очень хорошо. И вот даже сегодняшний хозяин, его дом , его угощения, еще раз доказывают, что люди живут лучше чем я представлял.)) По традициям гостеприимства, гости должны посетить всех друзей и родственников не обидив никого. ((СИНХРОН ХР 00:00:25 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Римма Мухамадулина ТИТР: 28 18 Заранее, когда они уже там билеты берут, эдесь уже все известно, что такие-то люди приезжают. А мы уже ждем такие воодушевленные , ура наша родня приезжает. И когда сюда приезжает один в гости зовет, другой, третий. И у нас традиция такая, когда родственники приезжают каждый к себе в гости приглашает.)) Общая молитва перед праздничным угощением общие разговоры за столом, и конечно песни, смысл которых понятен и в Турции и в Сибири, ведь поется в них о Родине. ((СИНХРОН ХР 00:00:10 ТИТР: 41 07 Песня на татарском)) ОТБИВКА Подводка к “УЛЕНКУЛЬ” СЮЖЕТ Никитин На большой концерт татарской песни, что состоится завтра в Таре съедутся самодеятельные коллективы практически со всех уголков области. А одна из самых представительных делегаций прибудет из УлЕнкуля Большереченского района. Мы побывали в этом селе и поняли, почему местные жители ВСЕГДА желанные гости на национальных праздниках. “УЛЕНКУЛЬ” СЮЖЕТ Никитин Жители УлЕнкуля говорят что самый вкусный хлеб пекут у них. А именно у Мухобы Давлетбагиной. Рецепт: бабушкины наказы и доброе слово. Замес и давай каравай в печь полезай, а нас просят зайти через три часа, когда хлеб готов будет. В ожидании угощения идём в местную школу. Не хлебом единым. ((СИНХРОН ХР 00:00:27 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Магинур Сагитовна Ахмадеева ТИТР: учитель начальных классов Уленкульской школы КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 001019 LIFE входит в класс, приветствует учеников 1045)) ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ ((СИНХРОН ХР 00:00:17 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Магинур Сагитовна Ахмадеева ТИТР: учитель начальных классов Уленкульской школы КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 2033 в этом году у нас все учебники новые приобрели, я сама любитель родного языка и с удовольствием занимаемся мы 2044 + 2236 вот во втором классе 2 урока родного чтения и родного языка – это достаточно для нас 2242)) Время было к полудню, занятия в школе завершались, малыши шли домой, но не замерли коридоры и аудитории. И мы пошли на голос, точнее на хор голосов. ((СИНХРОН ХР 00:00:27 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Магинур Сагитовна Ахмадеева ТИТР: учитель начальных классов Уленкульской школы КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 003300 LIFE хор репитирует)) Молодость по-татарски «Яшлек” - ансамбль с таким названием лишь одна из составляющих изучения родной культуры. Просим ребят остаться после репетиции и рассказать каково им в школе с национально культурным компонентом. ((СИНХРОН ХР 00:00:17 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Рамиль Яншин ТИТР: ученик Уленкульской школы КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 4431 изучем наше село, как оно развивалось, когда произошло. Родной язык, литература. – Вы знаете родной язык? – Да мы только по-татарски разговариваем и дома и в школе – только по-татарски. 4448)) ((СИНХРОН ХР 00:00:17 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Эльвира Ахмадеева ТИТР: ученица 9 класса Уленкульской школы КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 024202 вот у нас предметы родной язык, родная литература, ансамбль «Яшлек”, мы там поём. – поёте именно татарские песни? – Да! Именно татарские. 4220)) А ещё есть два музея – собственно школьный и краеведческий здесь же, по соседству с кабинетом истории. А в коридорах - постоянная выставка работ учеников и преподавателей. Совместно творят учителя с подопечными и в самодеятельном театре репертуар которого только на татарском материале. ((СИНХРОН ХР 00:00:35 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Ахметвали Каримович Давлетбагин ТИТР: зам. Директора Уленкульской школы КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 012533 вообще – то народ, который оторван от своей культуры он не имеет будущего, те веяния Западной культуры, которые до нас дошли они не красят нашу культуру и наоборот её разрушают, поэтому наша школа с этно-культурным направлением как центр культурной жизни села как раз мы большое внимание уделяем культуре и она нас спасает от многих бед в т.ч. и от пьянства и от мата поэтому культуре своей мы много внимания обращаем, возрождаем её, обновляем и развиваем 2608)) Архивы не хранят документов о дате основания УлЕнкуля. Но людская память хранит родословные всех семей, а это пятнадцать колен. Вот и подсчитывают старожилы, что если на каждое поколение прикинуть лет по двадцать пять - то выйдет, что селу ни как не меньше чем триста пятьдесят лет. ((СИНХРОН ХР 00:00:26 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Манвия Хусаиновна Шихова ТИТР: КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 010220 ну примерно 1572 год считается, потому, что в тот год Кучум - хан пригласил людей из Средней Азии, они назывались бухарцами и основали эти сёла, эти деревни 010246)) До сих пор среди стариков живёт легенда об одном из отцов основателей УлЕнкуля, звали которого Олемшек. О том как именно он добился привилегий для сибирских бухарцев, побывав на приёме у русского царя и в обмен на заверения преданности получил из рук самодержца грамоту об особых правах. ((СИНХРОН ХР 00:01:25 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Манвия Хусаиновна Шихова ТИТР: КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 010630 и вот он добился, получил грамоту, но там написано было только на один год и потому он опять возращается к тронному залу 0646 и вот видит на него набрасывается лев или собака какая – то породистая большая, вот такая легенда, но у него ничего не было, никакого оружия и он снял башмак и ударил в нос вот этого животного и царь испугался, говорят, и дал новую грамоту и по этой грамоте из бухарцев никто не служил в армии до 1916 года, это год риги, когда на окопные работы их впервые наших бухарцев призвали 0743 беспошлинная торговля оставалась и привелегии оставались 0755)) Только при советской власти в тысяча девятьсот двадцать пятом году официальные власти начали называть местное население татарами, а не бухарцами верноподданными русского царя. И привилегий с тех пор не стало, разве что одну сами за собой закрепили жители УлЕнкуля: хранить память о предках, беречь родной язык и веру отцов - одним словом - культуру. ((СИНХРОН ХР 00:01:07 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Танзиля Махмутовна Наврузова ТИТР: библиоткарь КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 011759 всё время жили идеями, а сейчас люди начали тянуться к нравственности, а без родного языка нравственности не бывает и есть духовный интерес вот к религии и интерес к национальным своим традициям возрастает у людей ди и у нас он особо никогда не угасал у нас здесь как татарский центр у нас татарская школа базовая, у нас татарский язык всегда преподавался, несмотря на споры: нужен язык – не нужен, вот у меня внук, например, у него городские корни и ему трудно даётся и я с ним уроки делаю, но терпим, как без родного языка?! Вот на Вашингтонской библиотеке написаны такие слова 1857 + 1910 дела минувшего – семена будущего, а у нас у татар есть пословица “Без корней даже полынь не растёт!” Даже полынь!!! А что говорить о человечестве 1919)) Здесь же в одном здании с библиотекой, где татарской литературе – особое место – ещё одна выставка рукоделий местных жителей. Мастерица Манвия Шихова в своё время тоже представляла своих земляков в столице, на ВДНХ СССР. Её ковёр с кремлём был удостоен диплома. И на фоне реликвии репетирует ещё один ансамбль, уже взрослый. Поют татарские песни, старинные и современные. Среди них гимн УлЕнкуля. ПОЁТ ((СИНХРОН ХР 00:00:28 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Лейла Мавлетдиновна Мухамедшина ТИТР: глава Уленкульского сельского поселения КОММЕНТАРИЙ: к-dv10 013021 даже мне другие главы завидуют, что тебе легче работать, что у Вас там народ культурный, сохраняют традиции и тебе легче. – А удаётся вот всё, что задумываете осуществлять в школе и в культуре? – Для этого у нас база – школа – она нас всех объединяет и дети и взрослые мы в основном объединяемся в школеэто хорошо, но у нас проблемы с клубами, конечно отстаём в этом плане, но как нибудь за несколько лет попробуем наверстать упущенное – нет у нас в поселении клуба как такового хотелось бы, чтобы у такого достойного поселения был бы и достойный клуб 3107)) От всех кого мы встретили в УлЕнкуле мы слышали слова гордости за своё село. За школу где никогда не бывает скучно, за библиотеку где всегда можно почитать родную литературу. За земляков чтящих традиции. За хлеб который печёт бабушка Мухоба. Который действительно оказался очень хорош, а для жителей УлЕнкуля он самый вкусный на земле. Хранящий тепло заботливых рук и запах родного дома. ОТБИВКА Подводка к Степанова СЮЖЕТ Кузьменко Омскому Дому дружбы в это году исполняется десять лет. И накопленный за это время опыт работы получил высокую оценку на Российском уровне. Совсем недавно Омская делегация работников Дома Дружбы принимала участие в четвертом Конгрессе народов России и четвертом Всероссийском фестивале национальных культур " Радуга России" которые проходили в Нижнем Новгороде. В конгрессе приняли участие делегаты из сорока шести регионов России и пятидесяти одной страны. Степанова СЮЖЕТ Кузьменко ((СИНХРОН ХР 00:00:47 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Наталья Степанова ТИТР: 11 16 54 Для нас было очень приятно, что Омский регион знают, несмотря на то, что из за дальности расстояний мы не можем быть часто в Москве. Об омском опыте знают, к нам очень многие подходили, и омский опыт рассматривается как серьезный и положительный , об этом на конгрессе тоже упомянули.+ 11 17 Это еще раз говорит о том, что в Омске очень выверенная региональная политика в сфере национальных отношений, поскольку вот создание института общества , еще в 97 году указом губернатора, это , конечно, виденье на перспективу, поэтому сегодня мы и не говорим в нашем омском Прииртышье ни о каких национальных конфликтах, мы говорим о дружбе согласии, взаимоуважении.)) ОТБИВКА СТУДИЯ Никитин Россия ставшая такой какой её знает весь мир вышла на первые роли именно как многонациональная империя. Где русский народ объединил силой своей культуры, оружия, духа десятки различных племён и народов. И только враги России, а не патриоты, могут выдвигать лозунг “Россия для русских”, для целостности нашего государства нет ничего более губительного чем такие призывы. Начнут русские выгонять кавказцев со Средней Полосы, а те в свою очередь поросят русских с Кавказа. Полезут горячие головы в исторически дебри доказывать, что ещё при царе Горохе жили там то те то, а другие будут отвечать, что ещё во времена Адама всё было не так и не там. А у нас в Сибири вообще так всё намешано, что определить кто здесь коренные, а кто пришлые - невозможно, любой из омских археологов расскажет массу примеров этнических ребусов, что преподносят раскопки. /// Сила наша в том, что мы разные, что русская цивилизация впитала в себя материальную и нематериальную культуру сотен национальностей. Блеск и взлёты нашей империи, союза, федерации неразрывно связаны с её многонациональностью, да такое этническое многообразие таит много проблем, но при мудром государственном подходе - это было, есть и будет главное богатство нашей страны – люди. ОТБИВКА Что же нужно сделать, чтобы не было насилия на национальной почве? Сорок два процента россиян, опрошенных фондом общественное мнение, затруднились давать какие-либо рецепты на этот счет. Ещё тринадцать процентов проблем в этой сфере не видят и ничего предпринимать не рекомендуют. Остальные, а это половина, советуют выработать стройную государственную национальную политику, включающую экономические и социальные составляющие. А особенно хочется обратить внимание на ответы о необходимости повышать культуру межнационального общения, воспитывать толерантность в школах и через средства массовой информации. /// Что наша передача делает и будет делать из выпуска в выпуск. Рассказывать о национальных культурах всех народов населяющих Омскую область. Только познав окружающее можно познать себя и своё место в этом мире. И в ожидании следующей встречи в эфире ГТРК Омск авторы программы «Национальный характер» по традиции желают мира Вашему дому. ЗАСТАВКА