ЗАСТАВКА
СТУДИЯ Никитин
Здравствуйте! В эфире программа «Национальный характер”. Сегодня будем париться берёзовыми вениками и нигде ни будь, а в сугробах. Послушаем как поёт Фрося Бурлакова, её современный, омский вариант. Узнаем где обучают по специальности жнец, кузнец, на дуде игрец. Именно так хочется назвать специальность “Этнохудожественное творчество”, появившуюся в Омском областном кОлледже культуры и искусства. И, я думаю, наши телезрители с таким образным названием согласятся, побывав, вместе с нашей съёмочной группой, на практических занятиях второкурсников, обучающихся в такой группе.
Группа в колледже СЮЖЕТ Никитин
((СИНХРОН ХР 00:00:12 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: живьё ТИТР: идёт практическое занятие КОММЕНТАРИЙ: к-47 150855 разучивают песню и танец 0907))
Предметы от мировой художественной культуры до народного костюма. Навыки от режиссуры до игры на балалайки – всего одиннадцать специальных предметов и чуть меньше общеобразовательных. Обе группы специальности “этнохудожественное творчество» обучаются заочно – специфика обучаемых. Многие из них имеют по несколько детей, а то и внуков, к тому же работают в самых разных уголках нашей области, далёких от областного центра.
((СИНХРОН ХР 00:00:50 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Людмила Григорьевна Федосеева ТИТР: зав. Заочн. Отд. Омского областного колледжа культуры и искусства КОММЕНТАРИЙ: к-47 145541 как социальный заказ министерства культуры сейчас выполняем. Набрали группу, в этом году ещё одну 5554 мы набрали их как организаторов, чтобы они на местах организовывали кружки фольклора и вообще они у нас же этим занимаются там 145607 + 5647 – Студенты все в возрасте. Чем это объяснить? – Это они уже работающие все. Т.е. они пришли и знают зачем они пришли и они есть в школе работают, есть музейные работники и в ДК работают в основном у нас работники сельских и районных домов культуры 5720))
Поводить хоровод с доцентом, попеть с преподавателем, поиграть с куратором группы – такое возможно не в каждом учебном заведении. Когда преподаватели, зачастую ровесники или младше студентов, возникает ситуация взаимного обучения.
((СИНХРОН ХР 00:00:54 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Наталья Котенко ТИТР: преподаватель Омского областного колледжа культуры и искусства КОММЕНТАРИЙ: к-47 141424 ну здесь люди не случайные они не далеки от традиционной культуры, они наоборот пришли с интересом, зная, что здесь они получат и чего они хотят, а опыт их только помогает в работе, потому, что практика у них большая за плечами, они знают, что они хотят получить от нас, от преподавателей 1445 работать с ними очень хорошо 1448 + 1505 тут происходит взаимное обогащение опытом: они привозят с собой именно традиции своих деревень, они живут в сёлах, знают какие там у них обряды, бабушки показывают, как они поют и они теперь это изучают по нашему заданию и по своему призванию и нам интересно узнать в каких сёлах у нас в области как живут люди 151535))
Идея открытия такой специальности возникла давно, но не только идея, но и потребность. И в областном министерстве культуры старались ускорить процедуру, однако, всё – равно, слишком долог оказался путь бумаг в Москву и обратно. Зато успели тщательно изучить опыт иногородних учебных заведений, где подобная специальность существует давно. Также за это время уже окрепла своя база для практических занятий – сибирский культурный центр. И, кажется, что время не было потрачено только на учредительные дела, учащиеся находят здесь всё зачем пришли.
((СИНХРОН ХР 00:01:33 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Нэли Корнева ТИТР: Горьковский район КОММЕНТАРИЙ: к-106 153329 информацию по традиционной культуре прежде всего – поскольку это наша специальность 3333 это и общение со специалистами по костюму, по вокалу, вот я например, никогда не пела и для меня это неизведанная страна, поэтому приходится узнавать. – Тяжело? – Вы знаете, наверное было бы трудно, но мне стыдно – почему люди до меня всё умели, а я, что не могу? Я вот пояс недавно делала очень сложно было хотела бросить, но мне стало стыдно и я доделала и я поставила перед собой задачу изучить все экспонаты наши этнографические , всю коллекцию решила сделать реально поясов которые существовали 3503))
Подводка к группа в колледже 2 СТУДИЯ Никитин
Этнографы говорят о том, что главная проблема, не то что восстановления, а даже просто сохранения элементов традиционной культуры – это прерывание связи поколений. Великие политические потрясения и мировые войны, выпавшие на долю нашего народа совпали с урбанизацией, а это, для традиционного уклада жизни, всё равно, что попасть между молотом и наковальней. /// Вышедший с конвейера индустриальной эпохи НОВЫЙ человек, НОВОЙ общественно – политической формации, был затОчен на создание общественного МАТЕРИАЛЬНОГО блага, хотя его предки стремились к благу не земному. А после того как объявили о прекращении строительства коммунистического рая на земле, а третий Рим начал превращаться во второй Садом, то, уже устаревший новый человек, устаревшей общественно экономической формации, потерялся, оказался в подвешенном состоянии, оторванном и от корней, и от дороги к граду небесному, и сбит с пути к коммунизму. /// Поэтому и хотят этнографы восстановить эту прерванную цепочку поколений, готовить, точнее, воспитывать прежде всего не специалистов, а НОСИТЕЛЕЙ той культуры, когда человек жил в согласии с собой и с обществом.
Группа в колледже 2 СЮЖЕТ
((СИНХРОН ХР 00:01:29 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Виктория Багринцева ТИТР: зам. Дир. Гос. Центра нар. Творч. Руководитель агенства по развитию русск. Трад. Культуры КОММЕНТАРИЙ: к-106 152742 а эта работа очень специфическая. И кадры проходят серьёзную проверку. И не каждый человек может заниматься изучением и сохранением народных традиций потому, что это очень сложная, тонкая работа, требующая полной душевной отдачи, да и введение этих традиций в свою собственную жизнь, воспитания детей в этом направлении и ещё много чего другого, поэтому мы очень дорожим каждым своим студентом 2816 и надеемся, что наша работа сразу отзовётся ведь у них серьёзный мотив, мы вот смотрим отчёты из районов и совершенно чётко уже видны перспективы развития наши плоды. Т.е. появляются новые проекты, люди стали размышлять, стали искать, вводить в современность традиции и вот если бы не было этого насильственного прерывания то как бы было? Мы не говорим что надо возвращаться в прошлое – наоборот – мы будущее делаем более основательным а обучение в таких группах рождает много помощников и единомышленников 2911))
Подводка к Тихвинка СТУДИЯ Никитин
вот об одной из таких помощниц - единомышленниц речь в нашем следующем телевизионном рассказе. Рассказе, о том, как приехала из Тихвинки Павлоградского района Любовь Рольгайзер, приехала поступать в кОлледж культуры на этнохудожественное творчество. Очевидцы этого, те кто заседал в приёмной комиссии, говорят, что походило всё это на киноисторию Фроси Бурлаковой из фильма “Приходите завтра”. Послушайте сами рассказ Любови Викторовны.
Тихвинка СЮЖЕТ Никитин
((СИНХРОН ХР 00:04:12 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Любовь Викторовна Рольгайзер ТИТР: организатор Тихвинского Дома культуры КОММЕНТАРИЙ: к-161 003647 я поступала в колледж вообще – то на режиссуру, но узнала, что есть фольклорный и я пошла туда, а там творческий конкурс – я спела и мне говорят, что голос у Вас хороший, но не для народного пения, легче нового научить, чем Вас переучить и я пошла на режессуру, но постоянно думала об этой группе, здесь всё было любимое и год я всё – таки на режиссуре отучилась 4046 + 4119 я я потом ещё раз пошла к преподавателям и просилась и они поняли, что это не просто бзик и что мне это на самом деле необходимо, жизненно необходимо 4132))
Любови Викторовне повезло с единомышленниками. В Тихвинке, где она начала работать культорганизатором, к тому времени сложился целый коллектив людей, болеющих за возрождение народных традиций. В доме культуры, в детском саду и в школе работают педагоги, организовавшие дополнительные занятия по изучению истории родного края и местных традиций.
((СИНХРОН ХР 00:01:36 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Татьяна Николаевна Пасечная ТИТР: учитель музыки Тихвинской средней школы КОММЕНТАРИЙ: к-77 234707 когда мы начали вводить элементы народной культуры – это были трудные 90 г.г. тогда были лишь крупицы материала, пособий не было, мы искали материал в журналах, встречались с бабушками собирали этот материал и вводили его в в уроки ИЗО, музыки, трудов. Ну, например на уроках изо мы готовились с вышивкой, устраивали выставки на которые приглашали народных умельцев 4757 + 4808 были интегрированы уроки ИЗО и ху. Труд и вот на этих уроках мы знакомились с элементами русской избы с утварью домашней и т.д. 4820 как её украсить Мы делали сами поделки из глины и, конечно, праздники проходили у нас в классах мы привлекали родителей знакомились с традициями той или иной семьи многих их поколений, разучивали игры в которые играли наши бабушки и дедушки – знаменитые эти горелки, лапта 4854))
Сейчас во всех школах области есть возможность на усмотрение учителей вводить в любые предметы региональный компонент, кроме того, появились и специальные дисциплины краеведческого и культурологического направления, издаётся специальная методическая литература и в Тихвинской средней школе в этом направлении начинают работать с первого класса.
((СИНХРОН ХР 00:02:17 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Ольга А-ндровна Чугурова ТИТР: учитель начальных классов Тихвинской средней школы КОММЕНТАРИЙ: к-77 234043 у нас программа предполагает 4 тематических цикла. Это игровая культура – игры которые не только укрепляют физически, но и развивают мышление, умение договариваться, ладить между собой, формируются нравственные качества. Второе – это круглый год календарная обрядность, дети много знают закличек, песен и сюда же входит детская словесность – это дразнилки, потешки – дети их знают очень много, с удовольствием их проигрывают на переменах между собой. Дальше – это семейно-бытовой фольклор – я вот здесь хочу остановиться на погребальном обряде, вроде бы тема не детская, но здесь есть зерно воспитательное, вот про Радуницу я спрашиваю у детей – кого их родители поминают? И как родители помнят своих близких, которых уже нет с нами? Дети рассказываю бо этом 4216 + 4227 тогда генеалогическое древо составим, чтобы помнили – конечно они должны знать свои корни и истоки, вот родители их даже если соблюдают традиции, но объяснить их не могут и этим занимаемся мы 4247 ну и четвёртый цикл это народная словесность – здесь уже сложнее идёт материал, здесь уже дети составляют свои сказки, рассказы 234301))
Тихвинские ребятишки начинают впитывать традиционную культуру вместе с детсадовским молоком. Здесь создали специальную комнату, назвали которую горницей и в ней проводят народные праздники, играют в прадедушкины игры, рассказывают прабабушкины сказки.
((СИНХРОН ХР 00:00:46 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Евдокия Павловна Карякина ТИТР: воспитатель Тихвинского детского сада КОММЕНТАРИЙ: к-77 230112 – принято же считать, что в деревне помнят традиции, нецжели и в деревне надо напоминать, что такое русская печь? Колодец? 230122 ну конечно обязательно напоминать – у нас сейчас в основном не колодец, а водопроводы сделаны, дети колодца не видят, русских печей тоже уже в деревнях нет, в основном сделано отопление, поэтому дети должны знать, ведь сколько русских печек, если бы у нас не было бы печи дети бы и не знали, что это такое, русские традиции, чтобы они остались 0158))
((СИНХРОН ХР 00:00:04 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Дети ТИТР: Тихвинского детского сада КОММЕНТАРИЙ: к-77 230539 – Дети! Какое у Вас любимое место в детском саду? – Горница!!!))
Солистки Тихвинского хора ветеранов, что такое горница знают не только из реконструкции – они сами носители народной культуры и ещё помнят те времена, когда плясали не только на танцплощадке и пели не только в клубе.
((СИНХРОН ХР 00:00:31 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Бабушки из хора ветеранов ТИТР: Бабушки из хора ветеранов КОММЕНТАРИЙ: к-161 011812 везде пели и на работе и сработы шли и дома. И с клуба шли пели. Но потом начали ругать за нарушение тишины и постепенно затихло. А сейчас хотели, чтобы всё возродилось в Тихвинке, и вообще на России возродилось 1843))
“Если поёт русская деревня - значит она живёт” - так говорят хористки. И то, что их внучки ходят в кружки созданные Любовью Рольгайзер и её единомышленниками, даёт им надежду на то, что снова зазвучат песни на улицах Тихвинки, и не только по большим праздникам. Клуб “оберег” что организовала Любовь Викторовна уже обогатился благодаря учёбе своей руководительницы, много чего интересного привозит со студенческой скамьи учащаяся-наставница.
((СИНХРОН ХР 00:00:54 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Екатерина Козьма, Мария Зайнетдинова ТИТР: учящиеся Тихвинской средней школы КОММЕНТАРИЙ: к-77 000527 просто интересно узнать как жили раньше наши предки, как водили хороводы, устраивали гуляния. Это очень интересно и сейчас когда создали клуб начали также интересно проводить. Молодёжь ходит. Одноклассники вначале подкалывали, а сейчас уже сами приходят, умеют хороводы водить – вот осталось мальчиков завлечь сюда и тогда у нас будет 0621))
А будет много чего, если осуществятся планы руководителя. Сама Любовь Викторовна говорит о том, что желания и сил у неё хватит: как хватило на воспитание детей, хватает на внуков, и ещё остаётся на работу с учёбой, о которых мечтала всю жизнь.
ОТБИВКА
Подводка к детский сад СТУДИЯ Никитин
вот даже в СЕЛЬСКОМ детском саду, рассказывают ребятам, что такое печь, колодец… что же говорить о городе? И здесь многое зависит от воспитателей - хотят ли они, что бы их подопечные развивались всесторонне? Вот пример центра образования и развития говорит, о том, что если в педагогическом коллективе есть подвижники, то можно и в городе организовать настоящий народный праздник. Масленица была хорошим поводом, чтобы привлечь в детский сад специалистов и совместно с ними провести поучительные гуляния.
Детский сад СЮЖЕТ Никитин
((СИНХРОН ХР 00:00:35 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Дети ТИТР: детского сада КОММЕНТАРИЙ: к-dv39 3,49 по 3,57или4,07 + 04,43 по 04,50 водят масленичный хоровод))
((СИНХРОН ХР 00:00:47 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Елена Васильевна Коломеец ТИТР: зам. Дир. По восп. Раб. Центра образования и развития КОММЕНТАРИЙ: к-dv39 3655 – что именно должно прививаться такими праздниками? – ну прежде всего уважение к традициям нашего народа, уважение к предкам к стране своей, ну и кроме того у нас ведь не только этот выход на улицу у нас с утра масленица, у нас ребята продавали свои изделия которые сами делали т.е. это ещё и знакомство с ремёслами русскими. Ну а здоровье какое здесь! Какое истинно русское веселье – для души для тела – для всего 3743))
((СИНХРОН ХР 00:00:20 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Дети ТИТР: детского сада КОММЕНТАРИЙ: к-dv39 1210 по 1221 и 01111 по 1120 бьются на мешках и зрители просятся играть))
((СИНХРОН ХР 00:00:24 СИНХРОНИРУЕМЫЙ: Владимир Котенко ТИТР: ансамбль «Сретенье” КОММЕНТАРИЙ: к-dv39 0046 – Вы уже не в первый раз и не в первом садике. Понимает маленький зритель? – Понимают хорошо, а ещё воспитатели готовят детей к этому. Объясняют. Рассказываю на каких – то звнятиях и


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz